Психологическая коррекция познавательной сферы
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003
Основой коррекционной программы работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:
1) принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;
2) принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций.
В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец и др. показана важность учета сензитивных периодов в психическом развитии ребенка, т. е. тех периодов, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно быстро развивается под их влиянием.
При неблагоприятных условиях формирования ребенка внутренние и внешние влияния могут стать факторами «риска», приводящими к дисгармоничному развитию функциональных систем и связей между ними, причем созревание разных структур может задерживаться в разной мере, что зависит от степени поражения той или иной функции.
В ряде исследований (М.Е. Кабанов, Д.Н. Крылов) установлено, что наибольшее влияние биологических факторов на церебральные функции отмечается в возрасте 7—9 и 13— 18 лет, а наименьшее приходится на возрастные периоды 10—12 и 19—20 лет. Следовательно, именно первые периоды являются наиболее сензитивными по отношению к экзогенным влияниям. Поэтому в младшем подростковом возрасте социальное воздействие в виде специально организованной коррекции не только возможно, но и является эффективным. При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Целесообразно использовать следующие методы.
Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности.
1) Представление и описание ситуации с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например ситуации молнии без грома;
2) представление и описание ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный (например, аист прилетел на землю и появился на свет);
3) резкое сокращение интервалов времени между некоторыми событиями, например цветок-однодневка (вся жизнь цветка равна одному дню);
4) перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств, например телевизор в прошлом, настоящем, будущем;
5) совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с новыми свойствами, например травинки и авторучки;
6) разведение обычно связанных в пространстве объектов: например, надо представить рыбу без воды;
7) изменение привычной логики воздействий, например: не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма;
8) многократное усиление свойства объекта, например: свойство автобуса — перевозить людей, перевозить очень много людей.
Метод коррекции концентрации внимания.
Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.
Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка.
Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку предлагаются 5—9 различных предметов или изображений предметов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, которых не было, и ребенок должен исключить лишние. Задание можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторасположение предметов).
Метод коррекции восприятия.
Возможные виды психокоррекционных заданий:
1) графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
2) нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос;
3) нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;
4) нарисовать точки в разных комбинациях;
5) нарисовать для ребенка точками контур рисунка и по просить его обвести;
6) «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизводит такую же;
7) нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
8) слепить различные формы из пластилина.
Перед началом выполнения заданий следует обсудить с ребенком предстоящие действия, спланировать его движения.
Метод игнорирования применим в тех случаях, когда ребенку уделяли чрезмерное внимание и когда имеются ипохондрические признаки. В подобных случаях заранее говорят ребенку, что не признают у него никаких особенностей и что все они — результат его воображения и притворства. Лучше и вернее, не говоря об этом воспитаннику, не обращать внимания на его заявления о том, что он не такой, как другие дети.
Метод «заставания врасплох», или метод «ошеломления», состоит в том, что на ребенка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например: «Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко» и т. п. Вследствие этого у ребенка остается меньше времени, чтобы заострять внимание на своем состоянии, и он приучается адекватно реагировать на просьбы и указания.
Метод речевого опосредования деятельности. Данный метод может осуществляться в двух направлениях. Первое направление — от обязательного проговаривания ребенком того, что он должен сделать и как это выполнить, к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее — от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и речевому оформлению средств ее достижения, и уже на этой основе — к собственному целеполаганию и планированию при соответствующем речевом оформлении. Второе направление -- постепенное продвижение детей от развернутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развернутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свернутому планированию про себя.
Коррекционное воздействие на детей должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР определенной возрастной группы. При работе необходимо учитывать следующие особенности детей с ЗПР:
1) нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;
2) истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность;
3) изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).
На этом основании в работу необходимо включить коррекционную программу для детей с ЗПР младшего подросткового возраста.
Программа рассчитана на 7 дней. Цель программы — активизация мыслительной деятельности детей. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.
Занятие 1.
Цель:
- снятие эмоционального напряжения;
- определение развития способности сравнения;
— развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Порядок проведения:
1. Мотивация участников к проведению занятия.
2. Японская пальчиковая гимнастика (5 мин). Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем, также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».
3. Сравнение понятий — выделение существенных признаков при характеристике понятий (15 мин):
утро — вечер ворона — воробей
корова — лошадь волк — луна
летчик — танкист молоко — вода
лыжи — коньки ветер — соль
трамвай — автобус золото — серебро
озеро — река сани — телега
река — птица очки — деньги
дождь — снег воробей — курица
поезд — самолет кошка — яблоко
ось — оса вечер — утро
обман — ошибка дуб — береза
стакан — петух голод — жажда
маленькая девочка — большая кукла сказка — песня
ботинок — карандаш корзина — сова
яблоко — вишня картина — портрет
4. Количественные отношения (20 мин).
Детям предлагают ряд однотипных логических задач. Исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше — меньше) двух величин, внесенных в знаменатель. Например,
А > Б в 2 раза,
Б < В в4раза; определить, что больше: А или В?
(Это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4, следовательно, А = 9 > В=4).
1. А>Б в 9 раз 2. А<Б в З раза
Б < В в 4 разаБ > В в 4 раза
В А В А
3. А< Б в 10 раз 4. А<Б в Зраза
Б > В в 6 разБ > В в 5 раз
А В А В
5. А < Б в 3 раза 6. А > Б в 9 раз
Б > В в 7 разБ < В в 12 раз
А В А В
Пример задачи.
Даны три сосуда: 37, 21, 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
Занятие 2.
Цель:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие логичности мышления;
- развитие пространственного и конструктивного мышления;
- концентрация внимания, сообразительность.
Порядок проведения.
1. «Заряд бодрости» (5 мин).
Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу».
2. Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек, чтобы получить изменение фигуры (20 мин) (проверка развития образного мышления):
а) в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата
б) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк
в) переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону
г) составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок.
а б в г
3. «Подбери слово по смыслу» (10 мин). Проводится в группе.
Кровать — лежать, стул — (сидеть).
Воробей — птица, окунь — ...
Малина — ягода, девять — ...
Овца — стадо, буква - …
Волк — пасть, птица — ...
Паровоз — вагоны, лошадь — ...
Птица — гнездо, человек - …
Лошадь — жеребенок, корова — ...
Пробка — плавать, камень — ...
Нога — костыль, глаза — ...
4. «Шестерка» (5 мин).
Все участники группы встают в круг. Каждый человек (начиная с ведущего) по очереди называет числа: 1, 2, 3... Запрещается называть числа, содержащие цифры 6 и 9.
Если игроку достались эти цифры, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков.
Занятие 3.
Цель:
- снятие эмоционального и физического напряжения;
- выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
1. «Насос и мячи» (5 мин) — преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.
Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением насоса «мячи» начинают надуваться. Дети распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и встают в полный рост. Через несколько секунд ведущий выдергивает затычку из мяча, игроки с шипением (ш-ш-ш!) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. (Можно повторить 2—3 раза.)
2. «Домино» (15 мин).
На рисунке изображены картинки домино. Расположение костяшек на рисунке, а также количество точек на домино подчинено определенному правилу. В каждом задании имеется пустая костяшка, количество точек на ней не обозначено. Необходимо проставить количество точек в половинах пустой фишки.
3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.
Задача состоит в том, чтобы последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Выполняется индивидуально. Детям перечисляют слова, имеющие отношение к определенному предмету. Из общего списка слов надо выбрать два таких, без которых данный предмет не существует (рука — кольцо, палец, ладонь — украшение, перчатка).
4. «Веселые кружочки» (10 мин).
Под музыку необходимо дорисовать в определенной последовательности нарисованные на листке бумаги кружочки.
Занятие 4.
Цель: - снятие эмоционального напряжения;
- развитие творческого мышления;
- формирование способностей оперировать смыслом; - исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.
1. «Графическая музыка». Под музыку в течение 3—4 минут на листе бумаги дети рисуют произвольные линии простым карандашом. Музыка заканчивается. Дети пытаются
найти в нарисованных линиях осмысленные изображения, которые выделяют, заштриховывая.
2. Формирование способностей оперирования смыслом (10 мин).
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицы, а вы попробуйте подобрать к каждой из них подходящую фразу, отражающую ее общий смысл».
1. Семь раз отмерь, один отрежь | а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы; б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать; в) продавец отмерил 7 метров ткани отрезал. |
2. Лучше меньше, да лучше | а) одну хорошую книгу прочесть полезней, чем 7 плохих; б) один вкусный пирог стоит десяти невкусных. |
3. Поспешишь — людей насмешишь. | а) клоун смешил людей; б) чтобы сделать работу лучше, надо прежде хорошо подумать; в) торопливость может привести к нелепым результатам. |
4. Куй железо пока горячо | а) кузнец кует горячее железо; б) если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать; в) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится. |
5. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива | а) не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом; б) хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла; в) зеркало висит криво. |
6. Не красна изба углами, а красна пирогами | а) нельзя питаться одними пирогами, надо есть ржаной хлеб; б) о чьем-либо доме судят не по красивой обстановке, а по гостеприимству и радушию хозяев; в) один вкусный пирог стоит десяти невкусных. |
7. Сделал дело – гуляй смело. | а) если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть; б) мальчик вышел на прогулку. |
8. Умелые руки – не знают скуки. | а) Петр Иванович никогда не скучает; б) мастер своего дела любит и умеет трудиться; он не может долго сидеть праздно. |
9. Не в свои сани не садись. | а) если не знаешь дела, не берись за него; б) зимой ездят на санях, а летом — на телеге; в) езди только в своих санях. |
10. Не все то золото, что блестит. | а) медный браслет блестит, как золотой; б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством; в) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо. |
Занятие 5.
Цель: развитие способностей сравнения и обобщения.
Задача состоит в умении определять сходства и различия предметов.
Порядок проведения. Детям показывают напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно) и громко произносят: «банан» и «персик». Ребенка спрашивали: «Чем похожи друг на друга банан и персик?» Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель». И снова психолог задавал вопрос: «Чем картофель отличается от банана и персика?» И затем: «Что общего между бананом, персиком и картофелем?» Следующим присоединялось слово «мясо». Детей спрашивали: «Чем мясо отличается от банана, персика и картофеля?» Затем: «В чем состоит сходство между бананом, персиком, картофелем и мясом?» Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, вода, воздух, бактерия. В конце ряда присоединяют «контрастный» объект, о котором спрашивают, чем он отличается от предшествующих объектов. Например, слово «камень», которое завершает список «банан — персик». Затем тем же способом предлагался детям второй ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение — и по контрасту с предшествующими словами -«смущение».
Дети находятся во власти внешней видимости вещей — их цвета или пространственной близости. Необходимо сформировать умение детей выделять функции предметов, т. е. их практическое назначение, и сопоставлять их между собой.
Занятие 6.
Цель: активизация самостоятельной познавательной активности детей.
Игра называется «Поиск информации».
Порядок проведения. Использовались два варианта игры и вопросы. Согласно первому варианту, детям показывали набор из 42 картинок, изображающих знакомые предметы, и задачей ребенка было отгадать, какой из предметов загадал экспериментатор. Дети могли задавать вопросы, но только в такой форме, чтобы на них можно было ответить лишь «да» или «нет».
Во втором варианте игры задача ставилась в следующей форме: «Один человек ехал в машине по дороге, машина съехала с дороги и врезалась в дерево. Узнай, как это случилось». Или в другом случае: «Мальчик уходит из школы в середине занятий. Что произошло?» И в этом случае ребенку также нужно найти ответ, задавая вопросы, рассчитанные на ответ «да» или «нет».
В обоих вариантах ребенку можно осложнить задачу, попросив его задать минимальное количество вопросов (подобная тенденция редко выступает как «натуральная» и у взрослых, и у детей).
Эти задания характеризуют способ познания ребенком мира.
Занятие 7.
Цель: проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логичности мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного—непосредственного запоминания.
Диагностическим материалом служат методики «Исключение лишнего», «Существенный признак» и «Пиктограмма».
Задача исследования состоит в фиксировании изменений мыслительной деятельности и мнемических функций.
Подобный цикл занятий рекомендуется проводить с интервалом в 2,5—3 месяца с тем, чтобы закрепить полученный эффект и использовать его в системе основных обучающих программ.