Отчет по производственной практике

Выполнил: ст-ка гр. 720151 Чернышова Д.В.

Руководитель практики: Соколов М.Ф.

Тула, 2006

Содержание

Введение 3

1. Описание работы магазинов «Прогресс» 4

2. Организационная структура и обязанности персонала ООО «Прогресс» 7

3. Описание предприятий-конкурентов и сравнение их с ООО «Прогресс» 13

Заключение 16

Введение

В последнее время в Туле стали активно развиваться розничные торговые сети: «Дикси», «Семейная копилка», «Библиосфера», «Книгомир», «Солвер» и др. Часть из них является продовольственными магазинами самообслуживания, такие как «SPAR», «Дикси», «Квартал», «Семейная копилка», «Прогресс».

С 25 июня 2007 г. по 14 июля 2007 г. я проходила практику в обществе с ограниченной ответственностью «Прогресс».

ООО «Прогресс» занимается розничной торговлей продовольственных и сопутствующих товаров, имеет один универсам на ул. Кабакова д. 79 и два минимаркета на ул. Ползунова д. 9б и ул. Болотова д. 61. Магазин «Прогресс» на ул. Кабакова открылся в феврале 1997 года, в 2001 году открылся магазин на ул. Ползунова, в 2005 году – на ул. Болотова. С января 2007 года магазины «Прогресс» стали магазинами самообслуживания.

Магазины «Прогресс» являются магазинами местного значения, т.е. располагаются в пределах пешеходной доступности и торгуют универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. В них широкий ассортимент продовольственных товаров – более 1500 наименований.

В этом отчете я опишу работу магазинов «Прогресс» и сравню его с некоторыми конкурентами.

1. Описание работы магазинов «Прогресс»

Магазины «Прогресс» представляют собой розничную торговую сеть. Торговая сеть обеспечивает возможность покупателям быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном и нужном количестве.

В магазинах самообслуживания «Прогресс» покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Для удобства покупателей у входа в торговый зал есть камеры хранения, где он может оставить личные сумки. Основными операциями процесса продажи товаров являются: самостоятельный отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.

В магазинах «Прогресс» торговые залы имеют линейную планировку с продольным размещением оборудования. Планировка торгового зала магазинов обеспечивает контроль за выходящими из зоны самообслуживания покупателями. Это достигается также размещением кабин контролеров-кассиров в едином узле. Кабины установлены так, что контролер-кассир сидит лицом к торговому залу, а покупатели подходят к нему с левой стороны. За пределами узла расчета установлены столы, на которых покупатели перекладывают купленные товары из корзинок в личные сумки.

Согласно исследованиям, около 80 процентов покупателей приходят в магазин, не ориентируясь на марку заранее, просто чтобы купить хороший товар. При этом покупатель тратит от 10 до 20 секунд на то, чтобы выбрать нужную марку из предлагаемого ассортимента. Поэтому, необходимо обеспечить потребителю быстрое и удобное нахождение товара на полке, он обратит внимание на грамотно представленный товар. Поэтому при оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей.

В наиболее выгодном положении находятся товары на уровне глаз и до третьей пуговицы на рубашке. На них размещают товар, приносящий наибольшую прибыль.

На самых нижних полках должны быть размещены продукты, которые покупают не импульсивно, а осознанно. Например, 5-литровые бутылки воды, покупатель, зная, где искать этот специфический товар, не поленится за ним наклониться.

Так как большинство покупателей обходит торговый зал с правого угла фасада и движется против часовой стрелки, правая стена от входа является идеальным местом для выкладки товаров, которые приобретают импульсивно.

Главными идеологическими принципами расположения товаров на полке (выкладки) являются:

1) обзор – товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на стеллажах распределяется так, чтобы привлечь внимание посетителей магазина и обеспечить быструю раскупаемость товара и повысить эффективность каждой полки;

2) доступность – на верхней полке товары должны размещаться с учетом их доступности для покупателей. Необходимо заботиться о том, чтобы покупатель мог без затруднения снять товар оттуда. Это облегчает покупки, улучшает внутренний вид магазина, обеспечивает лучший обзор для персонала и затрудняет хищения;

3) опрятность – полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить;

4) соответствующий вид товаров переднего ряда – количество товаров переднего ряда зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения стеллажного запаса;

5) заполненность полок – базовый принцип торговли по системе самообслуживания состоит в следующем - максимальные обороты можно делать только при полностью заполненных полках;

Определенное место на полке – покупатели привыкают к тому, что нужный им товар всегда на определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться в рамках отдела и производиться по веским причинам.

Основное правило – выкладка должна быть насыщенной. На полке рядом должны находится 3-5 однотипных товаров одной марки, выставленные по горизонтали. Чтобы определить, какую часть торгового зала должны занимать товары той или иной группы, надо соотносится объем их продаж (за день, за неделю, за месяц) с общим объемом продаж магазина и полученный процент экстраполиуется на торговую площадь.

Существует еще немало других принципов и нюансов эффективного размещения и выкладки товаров, соблюдение которых создает не только привлекательный имидж предприятия, но и позволяет управлять объемом его продаж и прибылью.

2. Организационная структура и обязанности персонала

ООО «Прогресс»

Организационная структура ООО «Прогресс» выглядит следующим образом:

Отчет по производственной практике - student2.ru

На должность главного бухгалтера может быть назначено лицо со специальным высшим экономическим образованием, стажировкой не менее трех лет и испытательным сроком не менее 3 месяцев. Требования главного бухгалтера ко всем работникам предоставления информации для составления отчётности, анализа и других целей обязательны для исполнения всеми лицами независимо от занимаемой должности в организации.

Главбух выполняет следующие обязанности:

– выполняет работу по ведению бухгалтерского учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций;

– осуществляет приём и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учёта и подготавливает их к счётной обработке;

– производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в банковские учреждения, заработной платы работников, других выплат и платежей;

– подготавливает данные бухгалтерского учёта для составления отчётности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их для передачи в архив.

На должность старшего кассира назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, при наличии опыта работы кассиром не менее 1 (одного) года. Старший кассир должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе уметь пользоваться специальными программами по бухгалтерскому учету. Старший кассир обязательно должен знать:

- формы кассовых банковских документов;

- правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

- порядок оформления приходных и расходных документов;

- лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности;

- правила ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;

- правила и методы организации обслуживания покупателей;

- правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и вычислительной техники.

У старшего кассира есть следующие основные обязанности:

– осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств с соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;

– получает по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства в учреждениях банка для выплаты работникам заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;

– ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;

– передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам;

– составляет кассовую отчетность;

– принимает деньги от контролеров-кассиров предприятия в конце их рабочей смены

– обеспечивает бесперебойную работу касс предприятия, контролирует отсутствие нарушений правил торговли в работе касс;

– бережно обращается с деньгами (не загрязняет их и не производит каких-либо надписей на бумажных купюрах);

– информирует руководство об имеющихся недостатках в работе касс и в своей работе, принимаемых мерах по их ликвидации.

На должность администратора назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. Администратор должен знать:

– структуру управления предприятием, права и обязанности работников организации и режим их работы;

– правила и методы организации процесса обслуживания посетителей;

– основы маркетинга и организации рекламы;

– принципы планировки и оформления помещений, витрин;

– основы эстетики, этики и социальной психологии;

– основы экономики, организации труда и управления;

– законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

К основным обязанностям администратора относятся:

1. обеспечивает работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий;

2. осуществляет контроль за сохранностью материальных ценностей;

3. организует проверку качества и безопасности поступающих в продажу товаров, сроков их годности;

4. изымает из продажи некачественные товары, товары с истекшими сроками годности, неисправные и имеющие дефекты товары;

5. принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций;

6. рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, и проводит соответствующие организационно-технические мероприятия;

7. осуществляет контроль за рациональным оформлением помещений, следит за обновлением и состоянием рекламы в помещениях и на здании;

8. обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на прилегающих к ним или зданию территориях;

9. контролирует соблюдение работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены;

10. информирует руководство организации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимает меры к их ликвидации;

11. анализирует результаты работы торгового зала по следующим направлениям:

— сведения о размерах продаж (по группам товаров, по конкретным товарам);

— сведения об изменении ассортимента товаров в торговом зале; 12. составляет установленную отчетность;

13. организует в экстремальных ситуациях эвакуацию покупателей из торгового зала, вызывает милицию, «скорую помощь», пр.

На должность товароведа назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. Товаровед должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.

Товаровед выполняет следующие обязанности:

– постоянно изучает спрос на все группы товаров и тенденции его развития;

– контролирует соответствия товаров действующим ГОСТам и ТУ;

– принимает меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, изучает причины образования сверхнормативных товарных ресурсов и "неликвидов", разрабатывает меры по их реализации;

– информирует, при необходимости, работников и администрацию предприятия о правилах хранения, транспортировки товаров, осуществляет контроль за соблюдением правил хранения, транспортировки товаров, подготовкой товаров к отправке в торговый зал;

– проводит ежедневный контроль товарных остатков на складе предприятия;

– осуществляет оперативный учет итогов реализации товаров, составляет отчетность по установленным формам, оформляет документы, связанные с поставкой и реализацией товаров;

– планирует размещение товара в торговом зале;

– информирует руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, возможных мерах по их ликвидации.

Контролер-кассир должен обладать коммуникабельностью и в совершенстве владеть приемами работы на контрольно-кассовой машине. Функции контролера-кассира:1. осуществляет операции по отражению на (в) ККМ всех полученных от покупателей денежных сумм;2. определяет для каждого покупателя общую сумму покупки по показанию индикатора контрольно-кассовой машины и сообщает ее покупателю;3. получает от покупателя денежные средства за приобретаемые товары согласно сумме с соблюдением следующего порядка:а) четко называет сумму полученных денег и кладет полученные от покупателя деньги на виду у покупателя отдельно от любых (иных) денег;б) пробивает на контрольно-кассовой машине чек;в) называет сумму причитающейся покупателю сдачи, убирает полученные от покупателя деньги в кассу и выдает покупателю сдачу вместе с чеком (бумажные купюры и разменная монета выдаются кассиром одновременно);4. в конце смены (при необходимости и в прочих случаях) снимает кассу, сдает полученные от покупателей деньги старшему кассиру;5. осуществляет четкое и вежливое обслуживание покупателей, создает для них комфортные условия, контролирует отсутствие нарушений правил торговли, принимает меры по обеспечению отсутствия очередей;6. находится на рабочем месте в форменной рабочей одежде, должен иметь опрятный внешний вид.

Основные обязанности продавца торгового зала:

– размещает и выкладывает товары по группам и видам в соответствии с планом размещения товара;

– контролирует наличие товаров в торговой секции, проверяет наличие и соответствие маркировок, ценников на товарах;

– находится на рабочем месте в форменной рабочей одежде, должен иметь опрятный внешний вид.

Оператор ШК производит распечатку ценников, контролирует правильность указанных в них цен и читаемость ценников на расстоянии, а также сканирует штрих коды товаров в память компьютера и ставит им в соответствие цены.

Водитель-экспедитор выполняет следующие функции:

1. эффективная и безопасная эксплуатация автомобиля;

2. обеспечение надлежащего технического состояния автомобиля;

3. обеспечение сохранности вверенного имущества, в том числе автомобиля;

4. выполняет поручения администратора предприятия и главного бухгалтера по перевозке грузов, оформлению и доставке документов по месту назначения.

Грузчик осуществляет погрузку-разгрузку товаров, укладку грузов на ручных тележках, размещение их в складском помещении.

К основным обязанностям уборщицы относятся:

– осуществлять уборку помещений, коридоров, лестниц, санузлов;

– удаляет пыль, подметает и моет вручную или с помощью машин и приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель и ковровые изделия;

– соблюдает правила санитарии и гигиены в убираемых помещениях.

3. Описание предприятий-конкурентов и сравнение их с

ООО «Прогресс»

Основные конкуренты магазинов «Прогресс» – «Дикси», «SPAR» и «Семейная копилка».

Магазины «Дикси» открылись в 2003 году в рамках программы «Дешевле и качественнее». Цель программы – предоставить потребителю качественные товары по низкой цене. В 2006 году открылись магазины «SPAR». Учредитель этих сетей магазинов ООО «Спар Тула». Магазины ООО «Спар Тула» есть во многих районах города Тула, а также в районных центрах Тульской области, таких как г. Алексин, г. Новомосковск, г. Щекино и др.

В дизайне магазинов присутствуют красный и желтый цвета. В магазинах «Дикси» и «SPAR» достаточно широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. В выкладке присутствуют товары торговой марки «Спар». Для удобства покупателей с потолка свисают указатели отделов, на кассе предлагают фирменные пакеты, есть камеры хранения, в которых покупатели оставляют свои сумки, корзины с двумя ручками, тележки со специальными подставками-сиденьями для маленьких детей. Но в магазинах «Дикси» некоторые проходы узки и в них может пройти только один человек с тележкой, что создает неудобства для других покупателей. В магазинах «SPAR» более удобные проходы между полками. Принципы выкладки такие же, как в магазинах «Прогресс». По правой стороне от входа располагаются непродовольственные товары. В некоторых магазинах «Спар Тула» экран контрольно-кассовой машины небольшой, в других он достаточного размера. Экран ККМ располагается около кассира и не очень удобно развернут, относительно покупателя.

ООО «Спар Тула» регулярно проводит различные рекламные акции и PR-акции с целью поощрения постоянных покупателей и привлечения новых. В PR-акциях могут принимать участие покупатели, приобретшие товары на крупные суммы денег. «Дикси» имеет систему поощрения постоянных покупателей – пластиковые карты. Дисконтная карта дает возможность получения скидки на приобретаемые товары – 3 %.

Также как и «Спар», магазины «Семейная копилка» есть во многих районах Тулы и в районных центрах: п. Ленинский и г. Ефремов.

В дизайне этих магазинов присутствуют желтый и синий цвета, обилие зеркал. В магазинах очень широкий ассортимент продовольственных товаров. Для удобства покупателей на кассе предлагают фирменные пакеты, есть камера хранения, корзины с одной или двумя ручками, тележки с подставками-сиденьями для маленьких детей. Проходы между оборудованием не одинаковы по ширине, есть и широкие, подходящие для тележек, и совсем узкие, где может пройти только один человек. Чтобы помочь покупателю быстро найти нужную секцию с потолка свисают указатели отделов.

Общие принципы выкладки отличаются от выкладки в магазинах «Прогресс», «Дикси» и «SPAR». По правой стене от входа выставлены спиртные напитки. Кабины контролеров-кассиров в узле расчета расположены тесно друг к другу, если сравнивать с конкурентами. ККМ такие же, как в «Дикси» и «SPAR», и экран ККМ развернут к кассиру.

В магазинах «Семейная копилка» во время проведения рекламных акций на некоторые виды товаров вешают ценники с низкой ценой и другим цветом или вывешивают указатели «Скидка на n товар m %» либо другие. «Семейная копилка» имеет систему поощрения постоянных покупателей – пластиковые карты. Карта привелегий «Семейная копилка» дает право на участие в программах, проводимых сетью экономичных магазинов «Семейная копилка».

Сравнение магазина «Прогресс» с конкурентами:

Ассортимент продовольственных товаров в магазинах «SPAR», «Дикси», «Семейная копилка» и «Прогресс» примерно одинаков. Для удобства покупателей на кассе предлагают фирменные пакеты, есть указатели отделов, камеры хранения и корзинки с одной ручкой, что не очень удобно при крупных покупках.

Один из плюсов магазинов «Прогресс» – просторный торговый зал. В «Прогрессе» ширина проходов позволяет пройти двум посетителям с тележками одновременно, но в них нет тележек для покупателей.

К плюсам магазинов «Прогресс» можно также отнести большой яркий экран кассового аппарата, расположенный близко к покупателю, а не у кассира, как в «Дикси» и других магазинах. Система кассового обслуживания покупателей организована так, что обеспечивается большая пропускная способность касс и достаточно редки очереди, даже в часы пик. В то время как в «Дикси» и «SPAR» даже не в часы пик бывают очереди.

Т.к. «Прогресс» стал магазином самообслуживания недавно еще не разработаны системы поощрения покупателей и не проводят рекламных акций.

Единственный маркетинговый шаг – пакеты «Прогресс» с логотипом предприятия. На них изображена яркая картинка: жилые дома – красным цветом, большое солнце – желтым цветом. Надпись на пакете гласит:

«Универсам

Прогресс

экономия и качество»

Заключение

В этом отчете я описала работу торговой сети «Прогресс».

Первый магазин «Прогресс» открылся в феврале 1997 года. С января 2007 года магазины «Прогресс» стали магазинами самообслуживания. Магазины «Прогресс» являются магазинами местного значения. В них широкий ассортимент продовольственных товаров – более 1500 наименований.

Организационная структура ООО «Прогресс» выглядит следующим образом:

Отчет по производственной практике - student2.ru

У «Прогресс» удобное расположение – в спальном районе. Организация работы соответствует стандартам. Достаточно широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, хорошая организация обслуживая покупателей. Но нет системы поощрения постоянных покупателей, не проводят рекламных акций, повышающих эффективность работы предприятия. В сети «Прогресс» всего три магазина, в то время как сети конкурентов достаточно крупные и постоянно расширяются.

В будущем ООО «Прогресс» необходимо расширять сеть, проводить различные рекламные акции для поощрения постоянных покупателей и привлечения новых. Это позволит существенно повысить эффективность работы.

Наши рекомендации