Изучение теоретико-литературных понятий на уроках литературы
Теория литературы в школе является часть общеобразовательных курсов. Анализ программ для средних школьников по литературе позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Теоретико-литературные понятия группируются по разделам, по классам. В основном все понятия усваиваются учениками 5-8 классов. Основоположник методики литературы Василий Васильевич Голубков: «формирование у учащихся основных понятий составляет одну из главных задач нашей школы». Работа по формированию понятий, так же как и другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами литературного образования. В противном случае усвоение теоретико-литературных понятий превращается в формализм. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться определенной последовательности: 1. накопление фактов, литературных явлений, 2. общее представление о признаках этого явления, 3. определение понятия или установление его характерных признаков; 4. закрепление существенных признаков понятия, 5. применение понятия при анализе конкретного литературного произведения, 6. дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками. В 5-8 классах формируются теоретико-литературные понятия. 5 класс: 1. получают начальное представление о литер-м герое; 2. Знакомятся с темой, идеей произведения, 3. узнают об устном народном творчестве, 4. начальные понятия о сюжете и конфликте в произведении, 5. портрет произведения, 6. композиция, построение произведения (композиция мире сюжета, сюжет входит в композицию, сюжет–развитие действия), 7. пословицы, загадки, сказки, 8. басня, рассказ9. Поэтическая стихотворная речь (аллегории, рифма, сравнение, олицетворение, иносказание).10.различие прозаической и стихотворной речи. 6 класс: 1.значение художественной литературы в жизни человека;2. выражение позиции автора; развитие понятий, 3. Композиция произведения,4. портрет, литературный герой, пейзаж,5. былины6. гипербола7. эпитеты, метафора,8. внутренний монолог9. размеры стиха ( национальная школа - 7 кл.) 7 класс: 1. Человек–как главный предмет изображения литературы,2. понятие о литер-м герое,3. развитие понятия о сюжете и пейзаже, композиции;4. виды описаний,5. понятие о поэме;6. понятие о лирике и сатире,7. развитие понятия о метафоре8. гротеск, юмор, сатира9. рифма, строфа. 8 класс: 1. художественная литература и действительность,2. образное отображение жизни в художественном произведении,3. жизненная правда и художественный вымысел,4. развитие понятия о сюжете и композиции,5. понятие о языке художественного произведения,6. развитие понятия о 2-3 сложных стихотворных размерах.
9 класс: 1. специфика художественной литературы;2. драма как род литературы,3. комедия как драматический жанр,4. жанр,5. развитие понятия об авторской позиции,6. начальное понятие о литер-м направлении (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм),7. литературная критика. 10 класс: 1. понятие о прекрасной жизни искусства,2. понятие об эстетике,3. понятие о содержании и художественной форме произведения;4. развитие понятия о драме, о романе, романе-эпопее, поэме, сатире,5. подтекст,6. связь русской литературы с общественной жизнью,7. романтизм и реализм как литер-е направление. 11 класс: 1. писатель и эпоха,2. понятие о традиции и новаторстве,3. понятие о положительном герое,4. понятие об образе-символе,5. понятие о поэтических средствах выразительности,6. развитие понятия о литературном герое,7. развитие понятия о литературных направлениях, о литературной критике,8. основные истоки русской литературы 20 века,9. многообразие литературных направлений начале 20 века.
26. Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.
Учащиеся за весь период обучения в школе знакомятся только с одним произведением Ф. М. Достоевского. Десятиклассники читают лишь отдельные главы романа. Учителю необходимо обратить особое внимание на определение типа романа Достоевского, раскрыть принцип его построения, своеобразия конфликта и личности героя. Необходима работа над такими формами художественной речи, как монолог (Внутренний) диалог, авторская ремарка. Работу по роману на уроках необходимо организовать по главам, включенным в учебную хрестоматию. Уч-ся предварительно самостоятельно знакомятся с этими главами. Анализ можно начать с анкетирования учащихся, которым могут быть предложены следующие вопросы: Что нового открыл вам роман Достоевского? Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься? И т.д.Напомним уч-ся, что роман Тургенева «Отцы и дети», Чернышевского «Что делать? Написаны в одно время с романом Достоевского «Преступление и наказание» в 1860 годы. Все три романа о разночинцах 1860-х годов. И как по-разному понимали писатели разночинцев. По мнению Достоевского, революционный путь переустройства мира особенно страшен, потому что масса не принимает борьбы и протеста. Достоевский всегда был против насилия, искал другие пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости.
Такой подход к изучению темы «Ф. М. Достоевский» поможет учащимся прежде всего разобраться в мировоззрении писателя, в характерах героев произведения, понять, почему в финале Раскольников обращается к евангелию, почему, наконец, роман называется «Преступление и наказание».
Вначале необходимо кратко рассказать об истории романа исповеди. Истоки романа восходят еще к началу 1850-х годов, когда Достоевский находился на каторге. Образ Раскольникова писатель вынашивал около 15 лет. Все действия романа в своих истоках обусловлено проблемой денег. Определим жанр романа. Прежде всего это философский роман на уголовной основе. Это и типичный психологический роман, и роман социальный, ставящий большие актуальные проблемы. Приступаем к работе над содержанием первой главы первой части романа. Речь на 1 уроке пойдет о Петербурге Достоевского. Прежде всего Достоевский знакомит читателя с героем своего романа–Раскольниковым. Писатель детально описывает его жилье. Т.о., уже на первых страницах романа уч-ся узнают о бедственной положении Раскольникова, о его униженном состоянии. Прочитаем его внутренний монолог. Мысль об убийстве процентщицы вынашивалась у Раскольникова уже с некоторого времени. Прочитаем описание летнего Петербурга. Пейзажные описания у Достоевского кратки, но они оказывают сильное воздействие на читателей. Достоевский довольно тонко передает душевное состояние своего героя: «впал в глубокую задумчивость», «изредка бормотал что-то про себя от своей привычки к монологам».Прочитав эти страницы уч-ся понимают, что Раскольников в тупике. Читаем портрет старушки. Обратим внимание уч-ся на то, какой унизительный торг должен был вести Раскольников с процентщицей. Каждое слово старухи оскорбляло его. Портрет Мармеладова. Мармеладов жалуется Раскольникову на свою жизнь в нищете.
Учащиеся узнают о Соне, дочери Мармеладова, о супруге Катерине Ивановне. Вспомним, как торговался Раскольников за каждую копейку со старухой. А уходя отдал последние копейки детям Мармеладовых. Рас-ков чужую боль воспринимал как свою собственную. Переходим к анализу 4-й главы романа. Обратим внимание уч-ся на то, как его взволновало письмо матери, в котором она писала о судьбе Дуни. Учащиеся понимают, что Рас-ков попал в безвыходное положение. Он не хочет принять жертвы Дуняши. Анализируем 5-ю главу. Сон Раскольникова как была насмерть забита лошадь в романе предшествует другому эпизоду– убийству старухи-процентщицы. Беседую по этой главе, уч-ся должны задуматься над тем, почему люди так жестоки и безжалостны.7-я глава–центральная во всем романе. В ней описывается преступление Раскольникова, а во всех последующих главах–наказание героя, поиск путей его нравственного возрождения. В этой части писатель убеждает читателя в том, что никакое преступление не может быть оправдано. Сосредоточим внимание уч-ся на поведении и внутреннем состоянии Раскольникова. Переходим к анализу пятой главы 3 части следует остановиться подробнее, потому что в ней раскрывается суть теории Раскольникова о «сильной личности». В этой главе присутствуют 3 персонажа: Рас-ков, его друг Разумихин и следователь Порфирий Петрович. Обратим внимание учащихся на то, что Порфирий Петрович, будучи человеком очень умным и проницательным, легко уловил смысл статьи Раскольникова и связь ее основной мысли с убийством старухи процентщицы.. На Раскольникова оказала влияние книга Наполеона 111 «История Юлия Цезаря». Анализ теории Раскольникова необходимо довести до конца.
Часть 4-я, глава 4-я. Совершив преступление, он изолировал себя от людей. В поисках живой души он идет к Соне Мармеладовой. Обратим внимание уч-ся на то, что глава построена на диалоге Сони и Раск-ва.4-я глава пятой части. Раскольников пришел к Соне намерением открыться перед ней. Монолог Раскольникова, в котором он пытается разъяснить свою теорию «сильной личности». Соня узнала о семье Раскольникова, о безвыходном положении его матери и сестры. Раскольников пришел к Соне в надежде, что она поможет ему найти путь к очищению.У111 глава шестой части романа ставит последнюю точку в терзаниях героев. Жизнь героев на каторге. Эпилог романа полон величия и глубины. Рас-ков на краю гибели. Он осознает свою вину перед людьми. Еще один урок необходимо посвятить работе над статьями Страхова и Писарева. Учащимся можно предложить ряд тем сочинений: 1. Трагедия униженных и оскорбленных в романе Достоевского «Преступление и наказание». 2. В чем смысл теории Раскольникова о «сильной личности» в романе Достоевского «Преступление и наказание».3. Почему Раскольников совершил преступление. 4. Раскольников и Соня Мармеладова в романе Достоевского «преступление и наказание».