Типология образовательной среды
В.А. Ясвин отмечает, что ее характеристикой является модальность [33]. Показателем модальности является наличие или отсутствие в той или иной О.С. условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).
«Активность» понимается в данном случае как наличие следующих свойств: инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.;
соответственно «пассивность» – как отсутствие этих свойств.
«Свобода» связывается с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью и т.п.;
«зависимость» понимается как приспособленчество, послушание чужой воле, личная безответственность и т.п.
О.С. может быть отнесена к одному из четырех основных типов (Я. Корчак):
• «догматическая О.С.», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
• «карьерная О.С.», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
• «безмятежная О.С.», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
• «творческая О.С.», способствующая свободному развитию активного ребенка.
С.В. Тарасов выделяет следующие критерии типологизации О.С.:
• по стилю взаимодействия внутри среды:
конкурентная – кооперативная, гуманитарная – технократическая;
• по характеру отношения к социальному опыту и его передаче:
традиционная – инновационная, национальная – универсальная;
• по степени творческой активности: творческая – регламентированная;
• по характеру взаимодействия с внешней средой: открытая – замкнутая.
Для психолого-педагогического анализа среды представляется перспективной «теория возможностей» Дж. Гибсона. По Гибсону, категория «возможность» – особое единство свойств О.С. и самого субъекта, является в равной мере атрибутом О.С. и поведения субъекта. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и О.С. как равных субъектов развития. Причем это развитие двухстороннее: среда представляет возможности для становления личности школьника, в свою очередь от активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды и в какой степени сможет оказать на нее влияние. Вводя категорию возможности, Дж. Гибсон подчеркивает активное начало человека–субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит ее свободное и активное саморазвитие. Другими словами, если рассматривать О.С. с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, то критерием качества О.С. является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития. Речь идет о ситуации взаимодействия ребенка со своей О.С.. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, ребенок проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом О.С., а не остается объектом влияния условий и факторов О.С. Предоставление образовательной средой той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность.
Здесь актуальным становится вопрос о том, в какой степени интересам развития личности отдельного человека соответствует тот или иной тип О.С.
Отметим, что любая типология О.С. школы условна. В одной школе может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых, условий.
Среда как совокупность возможностей успешного присвоения социального опыта представляет собой совокупность условий. Данные условия позволяют оптимизировать процесс взаимодействия и взаимовлияния в системе «ребенок – среда». Каждое условие представляет собой образовательный средовой ресурс.
Структурно-содержательная характеристика средовых ресурсов позволяет выделить несколько групп в соответствии с основными сферами О.С.: предметной, пространственной, организационно-смысловой, социально-психологической.
Определение состава О.С. позволяет разграничить такие понятия как:
- «развивающая, личностно ориентированная О.С.»,
- «адаптивная О.С.»,
- «безбарьерная О.С.».
Анализ О.С. с точки зрения характера обеспечиваемых ею средовых влияний (насколько они имеют развивающий эффект, учитывают разнообразные потребности и интересы личности ребенка, способствуют ее жизненному самоопределению и самореализации) позволяет нам говорить о развивающей, личностно О.С..
Анализ О.С. с точки зрения наличия в ней условий для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком, с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей позволяет нам говорить об адаптивной О.С.
Анализ О.С. с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной О.С.