Национальные особенности делового общения

ПЛАН

  1. Роль ценностей, традиций и обычаев в современном межнациональном и международном деловом общении. Понятие национального стиля. Типичное и оригинальное в делом общении.
  2. Национальные стереотипы и их влияние на деловое общение. Особенности мышления и восприятия поведения в различных странах. Обмен обязательными знаками внимания.
  3. Религиозный фактор при установлении межнационального делового общения. Требования к официальным лицам. Корректировка поведения и правил делового общения и протокола в зависимости от влияния религиозных норм на светскую жизнь общества.
  4. Особенности делового общения в современной Российской Федерации. Формирование современного делового протокола федерации. Общее, типичное и оригинальное.

Литература

1.Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

2.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

3.Льюис Р.Д. и др. Искусство администрирования. Практическое пособие. М., 1998.

4.Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. М., 1998.

5.Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1994.

6.Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. Современные зарубежные социально-психологические тексты. М., 1984.

ТЕМА 10

Самоорганизация и деловое общение.

ПЛАН

  1. Причины и необходимость самовоспитания и самообразования для участников делового общения. Принципы и правила самообразования и самовоспитания.
  2. Грамотное проведение собеседования, подготовка и изучение резюме.
  3. Ситуации и действия, приводящие к стрессу и депрессии. Борьба с производственной депрессией (профессиональной усталостью).

Литература

  1. Андреев О., Хромов Л. Учитесь быстро читать. М., 1991.
  2. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. М., 1994.
  3. Бубнов И. Профессиональное консультирование. Сб. статей. М., 2002.
  4. Сельченок К.В. Словарь житейских проблем. Мн., 1997.
  5. Моргенстерн Д. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и соей жизнью. М., 2001.
  6. Ключ к власти. Авт. Коллектив под рук. А.Н. Колесникова. М., 1999.
  7. Хохель С. Секреты победителя. Книга развития личных качеств. СПб., 2000.

ТЕМА 11

Культура внешности делового человека.

ПЛАН

  1. Влияние исторических эпох на складывание образа делового человека. Роль обычаев и традиций, моды и стиля на внешность участника делового общения. Церемония – особый вид этикетной ситуации, складывание церемониального этикета и его влияние на деловой протокол.
  2. Одежда и её влияние на успешность или неуспешность делового общения. Требования к одежде мужчины – нежелательные проявления, цветовая гамма, конституция и цвет, цвет и возраст, костюмы, рубашки, галстуки, шляпы, обувь, перчатки, пальто, подтяжки, костюмы к торжеству, «клубный» стиль. Одежда деловой женщины – искусство сочетать женственность и деловитость, гардероб деловой женщины, цвет, ограничения.
  3. Стрижки, укладки, прически, цвет.
  4. Макияж деловой женщины.
  5. Мир аксессуаров делового человека.

Литература

1. Браун В., Тильке М. История костюма. От древности до Нового времени. М., 1997.

2. Ключ к власти. Авт. коллектив под рук. А.Н. Колесникова. М., 1999.

3. Трайна Д. Уникальные драгоценности. М., 1997.

4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 1998.

ТЕМА 12

Служебный документ – основа письменного делового общения.

ПЛАН

1. Понятия «документ» и «служебный документ». Документ и его реквизиты. Организационно-распорядительная документация.

2. Особенности официально-делового стиля. Способы изложения материала в документе, соразмерность частей документа. Рубрикация.

3. Анализ фактического материала. Редактирование различных элементов текста

Литература

1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., 1994.

2. Капитонов Э.А. и др. Корпоративная культура. Ростов-на-Дону, 2001.

3. Олкок Д. Искусство администрирования. Практическое пособие. М., 1998.

4. Рахманин В.Л. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1997.

5. Стенюков М.В. Секретарское дело. М., 1996.

6. Теория и практика референтской деятельности. Учебн. пособие / Под общей редакцией О.Я. Гойхмана. М., 1999.

ТЕМА 13

Проблемы организации, развития делового общения в современной России и тенденции его совершенствования.

ПЛАН

  1. Реформирование советской школы делового общения. Роль и значение американских и европейских школ делового общения в процессе реформирования. Специфика проводимых реформ с учетом федеративных особенностей российской государственности.
  2. Государственный аппарат и деловой протокол. Этикет делового общения и его значение в условиях демократизации и открытости общества.
  3. Факторы, влияющие на темпы и качество развития делового общения в России – средства массовой информации, требования современного бизнеса, государственная политика.
  4. Формы, методы и направления совершенствования делового общения в Российской Федерации.

Литература

  1. Ключ к власти. (Авт. коллектив под рук. А.Н. Колесникова) М., 1999.
  2. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995.
  3. Эгоист-generation №№1-12. 2002.

Контрольные вопросы для оценки качества освоения тем.

1. Раскройте взаимосвязь понятий «этика», «эстетика», «этикет».

2. Перечислите философов, занимавшихся развитием этики как науки и их основные идеи.

3. Особенность морали, как основы человеческого общежития.

4. Что такое этикет? Разновидности этикета.

5. Что такое имидж? Какими свойствами он обладает?

6.Что позволяет согласовать личные и общественные интересы в процессе делового общения.

7.Визитная карточка и ее функции (представительная и используемая в качестве письменного послания).

8. Виды визитных карточек при выполнении ими представительской функции.

9. Какие обозначения и где допускаются на визитной карточке международным протоколом.

10. Какие существуют правила приветствия, рукопожатия, и представления в различных ситуациях.

11. Внешний облик делового человека (мужчины): общие правила, костюм.

12. Аксессуары, сорочки, галстуки, обувь.

13. Особенности внешнего облика деловой женщины.

14. Прически, макияж.

15. Аксессуары.

16. Требования гигиены тела (мужчины и женщины).

17. Формирование имиджа современного делового человека. Элегантность, стиль, мода.

18. Правила эффективного делового общения. Церемониальные формы общения с вышестоящими и нижестоящими работниками, коллегами.

19. Этика речевой коммуникации.

20. Основы мастерства ведения деловой беседы и переговоров.

21. Принципы и правила ведения спора.

22. Искусство комплимента и контркомплимента.

23. Презентация и выступление.

24. Сферы делового общения, регламентируемые протоколом. Приемы и их виды. Подготовка и проведение приемов. Речи и беседы за столом. Правила размещения приглашенных за столом и его сервировка. Правила подачи блюд и напитков.

25. Варианты поведения в деловом общении при разрешении конфликтных ситуаций – мягкость, жесткость, принципиальность. Методы преобразования конфликта в сотрудничество с точки зрения правил делового этикета и протокола.

26. Манипуляции и деловое общение. Технология манипулятивного воздействия в деловом общении. Меры контрманипулирования.

27. Положительные аспекты конфликта и их использование при совершенствовании делового общения.

28. Служебный документ – основа письменного делового общения. Особенности официально-делового стиля.

29. Национальные особенности делового общения. Роль ценностей, традиций и обычаев в современном межнациональном и международном деловом общении.

30. Особенности делового общения в современной Российской Федерации.

31. Факторы, влияющие на темпы и качество развития делового общения в России – средства массовой информации, требования современного бизнеса, государственная политика.

Наши рекомендации