Национальные особенности делового общения
ПЛАН
- Роль ценностей, традиций и обычаев в современном межнациональном и международном деловом общении. Понятие национального стиля. Типичное и оригинальное в делом общении.
- Национальные стереотипы и их влияние на деловое общение. Особенности мышления и восприятия поведения в различных странах. Обмен обязательными знаками внимания.
- Религиозный фактор при установлении межнационального делового общения. Требования к официальным лицам. Корректировка поведения и правил делового общения и протокола в зависимости от влияния религиозных норм на светскую жизнь общества.
- Особенности делового общения в современной Российской Федерации. Формирование современного делового протокола федерации. Общее, типичное и оригинальное.
Литература
1.Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
2.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
3.Льюис Р.Д. и др. Искусство администрирования. Практическое пособие. М., 1998.
4.Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. М., 1998.
5.Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1994.
6.Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. Современные зарубежные социально-психологические тексты. М., 1984.
ТЕМА 10
Самоорганизация и деловое общение.
ПЛАН
- Причины и необходимость самовоспитания и самообразования для участников делового общения. Принципы и правила самообразования и самовоспитания.
- Грамотное проведение собеседования, подготовка и изучение резюме.
- Ситуации и действия, приводящие к стрессу и депрессии. Борьба с производственной депрессией (профессиональной усталостью).
Литература
- Андреев О., Хромов Л. Учитесь быстро читать. М., 1991.
- Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. М., 1994.
- Бубнов И. Профессиональное консультирование. Сб. статей. М., 2002.
- Сельченок К.В. Словарь житейских проблем. Мн., 1997.
- Моргенстерн Д. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и соей жизнью. М., 2001.
- Ключ к власти. Авт. Коллектив под рук. А.Н. Колесникова. М., 1999.
- Хохель С. Секреты победителя. Книга развития личных качеств. СПб., 2000.
ТЕМА 11
Культура внешности делового человека.
ПЛАН
- Влияние исторических эпох на складывание образа делового человека. Роль обычаев и традиций, моды и стиля на внешность участника делового общения. Церемония – особый вид этикетной ситуации, складывание церемониального этикета и его влияние на деловой протокол.
- Одежда и её влияние на успешность или неуспешность делового общения. Требования к одежде мужчины – нежелательные проявления, цветовая гамма, конституция и цвет, цвет и возраст, костюмы, рубашки, галстуки, шляпы, обувь, перчатки, пальто, подтяжки, костюмы к торжеству, «клубный» стиль. Одежда деловой женщины – искусство сочетать женственность и деловитость, гардероб деловой женщины, цвет, ограничения.
- Стрижки, укладки, прически, цвет.
- Макияж деловой женщины.
- Мир аксессуаров делового человека.
Литература
1. Браун В., Тильке М. История костюма. От древности до Нового времени. М., 1997.
2. Ключ к власти. Авт. коллектив под рук. А.Н. Колесникова. М., 1999.
3. Трайна Д. Уникальные драгоценности. М., 1997.
4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 1998.
ТЕМА 12
Служебный документ – основа письменного делового общения.
ПЛАН
1. Понятия «документ» и «служебный документ». Документ и его реквизиты. Организационно-распорядительная документация.
2. Особенности официально-делового стиля. Способы изложения материала в документе, соразмерность частей документа. Рубрикация.
3. Анализ фактического материала. Редактирование различных элементов текста
Литература
1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., 1994.
2. Капитонов Э.А. и др. Корпоративная культура. Ростов-на-Дону, 2001.
3. Олкок Д. Искусство администрирования. Практическое пособие. М., 1998.
4. Рахманин В.Л. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1997.
5. Стенюков М.В. Секретарское дело. М., 1996.
6. Теория и практика референтской деятельности. Учебн. пособие / Под общей редакцией О.Я. Гойхмана. М., 1999.
ТЕМА 13
Проблемы организации, развития делового общения в современной России и тенденции его совершенствования.
ПЛАН
- Реформирование советской школы делового общения. Роль и значение американских и европейских школ делового общения в процессе реформирования. Специфика проводимых реформ с учетом федеративных особенностей российской государственности.
- Государственный аппарат и деловой протокол. Этикет делового общения и его значение в условиях демократизации и открытости общества.
- Факторы, влияющие на темпы и качество развития делового общения в России – средства массовой информации, требования современного бизнеса, государственная политика.
- Формы, методы и направления совершенствования делового общения в Российской Федерации.
Литература
- Ключ к власти. (Авт. коллектив под рук. А.Н. Колесникова) М., 1999.
- Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995.
- Эгоист-generation №№1-12. 2002.
Контрольные вопросы для оценки качества освоения тем.
1. Раскройте взаимосвязь понятий «этика», «эстетика», «этикет».
2. Перечислите философов, занимавшихся развитием этики как науки и их основные идеи.
3. Особенность морали, как основы человеческого общежития.
4. Что такое этикет? Разновидности этикета.
5. Что такое имидж? Какими свойствами он обладает?
6.Что позволяет согласовать личные и общественные интересы в процессе делового общения.
7.Визитная карточка и ее функции (представительная и используемая в качестве письменного послания).
8. Виды визитных карточек при выполнении ими представительской функции.
9. Какие обозначения и где допускаются на визитной карточке международным протоколом.
10. Какие существуют правила приветствия, рукопожатия, и представления в различных ситуациях.
11. Внешний облик делового человека (мужчины): общие правила, костюм.
12. Аксессуары, сорочки, галстуки, обувь.
13. Особенности внешнего облика деловой женщины.
14. Прически, макияж.
15. Аксессуары.
16. Требования гигиены тела (мужчины и женщины).
17. Формирование имиджа современного делового человека. Элегантность, стиль, мода.
18. Правила эффективного делового общения. Церемониальные формы общения с вышестоящими и нижестоящими работниками, коллегами.
19. Этика речевой коммуникации.
20. Основы мастерства ведения деловой беседы и переговоров.
21. Принципы и правила ведения спора.
22. Искусство комплимента и контркомплимента.
23. Презентация и выступление.
24. Сферы делового общения, регламентируемые протоколом. Приемы и их виды. Подготовка и проведение приемов. Речи и беседы за столом. Правила размещения приглашенных за столом и его сервировка. Правила подачи блюд и напитков.
25. Варианты поведения в деловом общении при разрешении конфликтных ситуаций – мягкость, жесткость, принципиальность. Методы преобразования конфликта в сотрудничество с точки зрения правил делового этикета и протокола.
26. Манипуляции и деловое общение. Технология манипулятивного воздействия в деловом общении. Меры контрманипулирования.
27. Положительные аспекты конфликта и их использование при совершенствовании делового общения.
28. Служебный документ – основа письменного делового общения. Особенности официально-делового стиля.
29. Национальные особенности делового общения. Роль ценностей, традиций и обычаев в современном межнациональном и международном деловом общении.
30. Особенности делового общения в современной Российской Федерации.
31. Факторы, влияющие на темпы и качество развития делового общения в России – средства массовой информации, требования современного бизнеса, государственная политика.