Вопрос 5. Государственные стандарты по предоставлению социальных услуг.
Государственные стандарты — это гарантия правительства субъектов РФ населению на определенный уровень качества предоставляемых услуг. Поэтому стандарты должны быть реалистичными, надежными, обоснованными, четкими и, как подчеркивается в социальной квалиметрии, должны поддаваться количественной оценке.
Стандарты субъектов РФ должны:
1) полностью соответствовать национальным стандартам РФ,
2) применяться и использоваться в повседневной работе социальных служб;
3) обеспечивать улучшение качества жизни тех категорий населения, для которых они предназначены (результаты должны подтверждаться данными, полученными при помощи методов социальной квалиметрии).
Стандартизация в регионе осуществляется на основе разработки и применения программы первоочередных мер по стандартизации социального обслуживания и утверждения положения и порядка работы регионального Технического комитета по стандартизации социальных услуг. Программа, как правило, состоит из таких разделов, как общие организационные мероприятия, работа с персоналом органов управления, в ведении которых находятся учреждения социального обслуживания, социальных служб и разработчиков стандартов, создание нормативно-правовой базы, разработка стандартов социальных услуг, создание механизма внедрения стандартов в практику социального обслуживания.
Разработка и принятие национальных стандартов в области социального обслуживания создало основу (критерии и показатели) для измерения эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.
Обсуждение методологических и теоретических проблем стандартизации социальных услуг началось в канун принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Проблемы стандартизации социальной работы неоднократно обсуждались на различных социологических конгрессах, конференциях и методологических семинарах в Москве, Барнауле, Санкт-Петербурге. С 1994 г. на базе Минсоцзащиты населения России началась разработка национальных стандартов социальных услуг.
В 90-е гг. XX столетия стандартизация понималась как процесс упорядочения деятельности социальных служб и отдельных социальных работников, как мера защиты и гарантия прав граждан на своевременное получение качественных социальных услуг по основным видам, предусмотренным федеральным законодательством.
С того времени прошло более 20 лет. Что изменилось в этой области? На какие законы и стандарты может опираться учебный курс "Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг"?
К настоящему времени в стране сформировалась нормативная правовая основа стандартизации социальных услуг. Это федеральные законы и подзаконные акты, регламентирующие предоставление населению социальных услуг.
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в котором было сформулировано требование о том, что социальные услуги должны оказываться на основе стандартов, утверждаемых Правительством РФ.
2. В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области стандартизации социальных услуг перераспределены полномочия между федеральными и региональными властями. Субъекты РФ получили полномочия в области разработки региональных стандартов социальных услуг и их реализацию, право на развитие сети учреждений и их бюджетирование.
Региональные стандарты уже появились в некоторых регионах (в Саратовской, Владимирской областях, в Москве и Московской области). Однако на сегодняшний день региональные стандарты разработаны далеко не во всех субъектах РФ.
Отечественными исследователями и преподавателями вузов изучается зарубежный опыт разработки и применения стандартов социальных услуг. Неоднократно на семинарах и конференциях обсуждалась методология стандартизации услуг, применяемая в Великобритании, Германии, Франции, Швеции и США и др. странах Европы и Америки.
Сегодня под стандартизацией социального обслуживания понимается процесс установления в государственном и региональном масштабах единых правовых норм и требований, предъявляемых к качеству деятельности служб, к объему и качеству основных социальных услуг.
Государственный стандарт понимается как образец, эталон, модель социальных услуг, как специальный нормативно-технический документ, устанавливающий требования к основным видам, объему и качеству услуг, а также создающий гарантии защиты клиентов и работников социальных служб, органов управления государства, занимающихся развитием социального обслуживания населения.
Стандартизация является надежным инструментом повышения эффективности социальных услуг и социальной защищенности, современным средством регулирования социальных отношений, уменьшения риска предоставления социальных услуг и фактором профессионализации социальной работы.
Вопрос 6. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания
В РФ вопросы стандартизации регулируются положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". На основании этого закона были определены основные документы, регламентирующие стандартизацию социальных услуг, — национальные стандарты, правила стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций и др.
Утвержденные в РФ национальные стандарты по функционалу группируются в три блока.
1-й блок национальных стандартов социальных услуг можно отнести к группе фундаментальных стандартов, определяющих идеологию социального обслуживания и имеющих теоретико-методологическое значение.
Во 2-й блок национальных стандартов можно отнести группу стандартов, в которых дана классификация основных типов и видов социальных служб и основных видов социальных услуг.
В 3-й блок национальных стандартов входит группа стандартов, которые устанавливают правила и порядок контроля качества социального обслуживания:
Системный анализ представленных блоков принятых национальных стандартов свидетельствует о том, что ни одна из групп стандартов не является полной и завершенной.
Ряд исследователей подчеркивают необходимость принятия национального стандарта, регламентирующего результативное функционирование всей системы социального обслуживания населения. Для обеспечения качества социальной работы в системе социальных служб необходимо принятие стандарта, регламентирующего все процессы, происходящие в них, а также процессы взаимодействия государственных социальных служб, принадлежащих к различным ведомствам. Необходимо разработать и принять стандарт, регламентирующий управление и менеджмент в системе социального обслуживания населения.
При разработке новых стандартов, норм и нормативов, касающихся системы социального обслуживания населения, нельзя опираться только на подзаконные акты Правительства Российской Федерации ( например, на Федеральный перечень гарантированных социальных услуг 1995 г.). Этот перечень морально устарел и не соответствует реальным потребностям разных категорий населения.
Стандарт — это документ, который отражает интересы разных сторон, участвующих в процессе социального обслуживания. В процессе разработки новых стандартов составители должны опираться на результаты социологических исследований, охватывающие различные категории населения и отражающие как типовые, так и специфические потребности граждан в них в условиях кризиса. Национальные стандарты не могут внедряться повсеместно, во всех регионах РФ одновременно без предварительного проведения экспериментов (это положение касается различных этапов разработки и внедрения). Сложилось превратное мнение, согласно которому только государственные служащие и исследователи, специализирующиеся в области стандартизации социальных услуг, лучше клиентов знают, какие стандарты необходимо разработать и как их необходимо применять.
Независимые исследователи убеждены в том, что без обратной связи невозможно разработать качественные стандарты. Стандарт — это модель социального обслуживания определенной группы или слоя населения. Государственные стандарты социальных услуг нашего времени рассчитаны на массового потребителя. Они предназначены для того, чтобы помочь людям выжить и сохранить человеческое достоинство.
Государственные стандарты социального обслуживания обеспечивают решение следующих задач:
1) определение единых требований к объему и качеству, порядку и условиям социального обслуживания;
2) обеспечение клиентов информацией о качестве, результатах и формах социального обслуживания;
3) соблюдение прав граждан на получение качественного и своевременного социального обслуживания на основе адресного подхода с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, личного выбора видов и форм получения услуг социального обслуживания;
4) защита интересов клиентов социального обслуживания;
5) регулирование отношений в сфере социального обслуживания между органами исполнительной власти, местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания и клиентами;
6) объективная оценка деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;
7) расширение спектра услуг социального обслуживания за счет развития социального обслуживания организациями иных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями.
Государственные стандарты социального обслуживания включают требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества услуги социального обслуживания в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая внесение запроса об оказании соответствующей услуги, его оформление и регистрацию, ожидание услуги, ее получение, контроль качества услуги и рассмотрение жалоб (претензий) клиентов.
Государственные стандарты социального обслуживания должны содержать:
1) перечень категорий клиентов;
2) перечень документов, необходимых для оказания услуги;
3) требования к сроку оказания услуги, а также к срокам совершения действий и принятия решений в процессе оказания услуги социального обслуживания;
4) перечень оснований для отказа в оказании услуги;
5) описание результата оказания услуги;
6) квалификационные требования к должностным лицам и работникам, непосредственно обеспечивающим оказание услуги социального обслуживания;
7) требования к месту предоставления услуги социального обслуживания с учетом его транспортной и пешеходной доступности;
8) режим работы государственного учреждения социального обслуживания, оказывающего услугу социального обслуживания, порядок доступа и обращения в указанное учреждение;
9) очередность предоставления услуги социального обслуживания в случае превышения спроса на нее над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания услуги социального обслуживания;
10) требования к информационному обеспечению клиентов при обращении за получением услуги социального обслуживания и в ходе ее оказания;
11) особенности предоставления услуги отдельным категориям граждан;
12) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение городского норматива социального обслуживания;
13) порядок исправления возможных недостатков при оказании услуги социального обслуживания.
Таким образом, стандарты позволяют установить в государственном масштабе единые правовые нормы и требования, предъявляемые к службам и социальным услугам, и представляют собой образец, эталон, модель, специальный нормативно-технический документ, устанавливающий требования к основным видам, объему и качеству предоставляемых услуг.