Права и обязанности получателя социальных услуг, формы социальных услуг

В нормативно-правовых документах прописаны также и обязанности каждого клиента, то есть любой получатель социальной услуги должен: предоставить документы и сведения, которые необходимы для оказания социальной услуги; вовремя информировать поставщика об изменениях в личных данных или обстоятельств, влияющих на процесс предоставления помощи; не нарушать условия договора на оказание услуги, в число которых входит своевременная и полная оплата, если таковая предусмотрена; не нарушать общепринятые правила и нормы поведения в обществе, дисциплину в учреждении. По причине нарушения одного или нескольких правил социальная служба вправе временно приостановить работу с клиентом или вовсе отказать в запрашиваемой услуге.

В федеральном законе также предусмотрены права, обязанности поставщиков. Каждый из них обязан в полной мере предоставлять набор затребованных услуг, проводить эту работу своевременно, в соответствии с законодательством и существующими регламентами деятельности. понятие и принципы социального обслуживания населения Условия оказания социальной помощи Узаконенные принципы социального обслуживания влияют на порядок предоставления всех видов помощи[4].

Основанием является личное заявление клиента (законного представителя), переданное в учреждение, или обращение в органы государственной и местной власти, общественные объединения в рамках организации межведомственного взаимодействия.

На безвозмездной основе социальные услуги могут предоставляться лицам, пострадавшим в результате техногенных, природных катастроф и других чрезвычайных ситуациях, при межэтнических и вооруженных столкновениях, а также детям до 18 лет. Заявление рассматривается в установленные регламентом сроки, после чего учреждение проводит процедуру признания обратившегося гражданина нуждающимся в социальной помощи. В случае отказа поставщика клиенту в предоставлении необходимой услуги, последний вправе обжаловать решение в суде. Основные принципы социального обслуживания служат и критерием оценки эффективности работы поставщиков услуг.

Если они соблюдаются, значит, решение проблем клиентов находится на высоком уровне. Финансирование сферы социальных услуг К источникам финансирования системы соцобслуживания населения относятся бюджетные средства (федерального, регионального, местного уровней управления); добровольные пожертвования или благотворительные взносы; оплата гражданами за предоставленные им социальные услуги; средства от предпринимательской деятельности или иные источники, которые не запрещены законодательством.

В действительности незаменимой частью социальной сферы выступает социальное обслуживание. Понятие, принципы, виды составляют его содержание. Основными формами предоставления социальных услуг выступают: обслуживание на дому; полустационарное обслуживание, то есть услуги предоставляются только в определенное время суток; стационарное обслуживание, а именно: облуживание клиентов ведется постоянно или временно, пять дней в неделю в условиях постоянного проживания в учреждении.

Однако в нормативном документе были узаконены не только принципы. Виды социального обслуживания подразумевают широкий спектр мероприятий, предусмотренные для решения комплекса проблем потребителя. Учреждения социальной защиты предоставляют клиентам следующие виды услуг: социально-бытовые, предусматривающие помощь в бытовой сфере клиента в процессе жизнедеятельности; социально-медицинские, которые нацелены на поддержание и сохранение здоровья получателя услуги при помощи организации надлежащего ухода за ним, оказания поддержки при оздоровительных мероприятиях, организацию наблюдения за состоянием здоровья и общего самочувствия для предотвращения возникновения отклонений; социально-психологические услуги предусматривают помощь коррекционного характера в процессе адаптации к новым социальным условиям, а также оказание неотложной помощи в трудных жизненных ситуациях по телефону доверия; социально-педагогические, целью которых является профилактика отклонений в развитии личности, подкрепление позитивных интересов, обучение правильным формам организации досуговой деятельности; помощь любой семье в вопросах воспитания детей; социально-трудовые призваны оказать содействие в трудоустройстве клиента и помочь ему справиться с проблемами, возникшими на стации адаптации к рабочему месту; социально-правовые предусматривают оказание юридической помощи, защиту прав и интересов получателя; услуги, направленные на улучшение коммуникативных навыков клиента, имеющего ограниченные возможности здоровья; различные виды срочных социальных услуг: обеспечение наборами продуктов или горячим питанием; одеждой и обувью; предметами первой необходимости; помощь в поиске временного жилья; оказание экстренной психологической помощи; выдача единовременной финансовой помощи; проведение юридической консультации и иные услуги[5].

Нуждающимся гражданам при необходимости может быть оказана помощь, не относящаяся к социальным услугам, иначе – социальное сопровождение. Степень сложности, длительность оказания услуг, уровень их адекватности и соответствие требования находятся в основе критериев эффективности социального обслуживания по отношению к различным категориям граждан. Соблюдение законодательных норм, этического кодекса и локальных регламентов сделает социальные услуги качественными, результат их действия - эффективным, что в совокупности будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.

Социальное обслуживание на дому необходимо людям в трудной жизненной ситуации. Согласно Государственным стандартам социального обслуживания, трудной жизненной ситуацией считаются обстоятельства, которые объективно нарушают жизнедеятельность человека.

К таким ситуациям относится инвалидность, болезнь, преклонный возраст и, соответственно, неспособность к самообслуживанию. Законодательно в Российской Федерации социальное обслуживание на дому предполагает оказание социальных услуг нескольких видов. Социально-медицинские: направлены на улучшение и поддержание здоровья клиентов (например, оказание санитарно-гигиенических услуг, помощь в получении доврачебной помощи и т.д.).

Социально-бытовые: направлены на обеспечение жизнедеятельности гражданина в быту (например, покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; промышленных товаров, содействие в приготовлении пищи). Социально-психологические: например, оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание. Социально-педагогические услуги необходимы гражданам, нуждающимся в получении образования на дому.

Социально-экономические: направлены на поддержание жизненного уровня нуждающихся граждан (например, содействие в получении льгот или пособий). Социально-правовые услуги востребованы в случае необходимости защиты законных прав и интересов граждан (например, содействие в оформлении документов или получении помощи адвоката в установленном законодательством порядке). Кто может оказывать социальное обслуживание на дому? Во-первых, это государственные учреждения социального обслуживания населения, которые оказывают социальные услуги различным категориям граждан (пожилого возраста, инвалидам). Комплексные центры социального обслуживания населения предоставляют как бесплатные социальные услуги, гарантированные государством так и дополнительные (на условиях частичной или полной оплаты). Во-вторых, в качестве субъектов предоставления социальных услуг, согласно ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», могут выступать предприятия, учреждения и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

Не всегда граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании на дому, могут воспользоваться гарантированными государством социальными услугами. Так, например, чтобы быть зачисленными на надомное обслуживание в государственные учреждения нужно предоставить целый список документов. Сюда входит и заключение учреждения здравоохранения о том, что клиент нуждается в социальном обслуживании на дому и у него нет противопоказаний. Необходимо предоставить и акт материально-бытового положения заявителя; а также справки о доходах; о составе семьи и родственных отношений и т.д.

Зачастую, пожилым гражданам или инвалидам проще воспользоваться услугами частной социальной службы, чем оформляться в государственное учреждение социального обслуживания. К тому же, социальная служба может вполне понадобиться не только одиноким гражданам. При той занятости, которую испытывают сегодня многие россияне, очень трудно бывает преодолеть некоторые семейные обстоятельства. Например, в случае болезни престарелого родственника помощь сиделки просто необходима. А если бабушка или дедушка находятся в другом городе? Социальное обслуживание на дому – это та сфера предпринимательской деятельности, которая в России еще не совсем развита, но всегда будет востребована. Социальные службы могут создаваться независимо от формы собственности. Платные социальные услуги оказываются гражданам на основании договора, заключаемого с социальными службами. Письменный договор должен определять виды социальных услуг, периодичность их оказания, порядок и размер оплаты, права и обязанности сторон.

Наши рекомендации