Изучение основ и правил стрельбы
Прочные знания основ и правил стрельбы из стрелкового ору-
жия и оружия боевой машины пехоты являются основой для под-
готовки стрелка, способного самостоятельно решать различные
огневые задачи в современном бою.
Основы и правила стрельбы целесообразно изучать в такой по-
следовательности:
сведения из внутренней баллистики;
сведения из внешней баллистики;
рассеивание пуль (гранат) и действительность стрельбы;
правила стрельбы из стрелкового оружия и боевой машины пе-
хоты.
Занятия по изучению основ и правил стрельбы проводятся в
классе, в огневом городке и на войсковом стрельбище (директрисе).
В классе обучаемые изучают основные теоретические положе-
ния основ и правил стрельбы. При изучении основ и правил стре-
льбы необходимо обращать внимание на практическое значение
изучаемых вопросов. В умении установить связь основ стрельбы с
практикой ведения огня и эксплуатацией оружия, в умении пока-
зать значение и необходимость знания основ стрельбы для успеш-
ного овладения приемами и правилами стрельбы проявляется ме-
тодическое мастерство командира (преподавателя), проводящего
занятия. При изучении основ стрельбы рассматриваются вопросы
и понятия, которые нельзя не только осязать, но и видеть. Тако-
вы, например, понятия «явление выстрела», «начальная ско-
рость», «элементы траектории», «сноп траекторий» и др. Поэтому
особое значение при изложении учебного материала по основам
стрельбы приобретают наглядность обучения, обеспечение заня-
тий различными учебными приборами, макетами, диафильмами,
плакатами, схемами и рисунками, выполненными на классной
доске.
В огневом городке (на стрельбище, директрисе) основное вни-
мание уделяется решению огневых задач по применению правил
стрельбы, определению поправок на отклонение условий стрель-
бы от нормальных и назначению исходных установок. Тренировки в решении огневых задач могут проводиться на макете местно-
сти, на миниатюр-полигоне, на местности с использованием
учебных прицелов и приборов или со стрельбой боевыми (мало-
калиберными) патронами.
Важным элементом в подготовке руководителя является забла-
говременная подготовка условий решения поучительных и инте-
ресных огневых задач, отвечающих реальным условиям современ-
ного боя. Например, задачу о глубине поражаемого пространства
лучше сформулировать примерно так: «По приближающейся ата-
кующей пехоте противника открыт огонь из ручных пулеметов с
дальности 600 м с прицелом 6. На каком протяжении участка
местности можно вести огонь по цели, не изменяя установки
прицела?». При решении задач на определение вероятности попа-
дания необходимо не просто сообщать, что средняя траектория
проходит там-то, а определять ее положение в результате, напри-
мер, не учета стреляющим поправки на боковой ветер, ошибки в
определении дальности и т. д. Такие условия задач помогают обу-
чаемым глубже осознать значение настильности траектории, уче-
та поправок на боковой ветер, точности определения дальностей
до целей и т. д. Желательно задачу иллюстрировать чертежом или
рисунком на классной доске. Во всех случаях следует добиться
уяснения физического смысла и практического значения изучае-
мого материала.
Из внутренней баллистики изучаются вопросы, которые будут
необходимы впоследствии для сознательного усвоения материа-
льной части оружия и правил его сбережения, хранения и осмот-
ра, а также при обучении приемам и правилам стрельбы. Такими
вопросами являются: явление выстрела и действие пороховых га-
зов на пулю (гранату, снаряд) и ствол оружия, начальная и макси-
мальная скорость; пробивное (убойное) действие пули; кумуля-
тивное действие гранаты (снаряда).
Явление выстрела в зависимости от категории обучаемых (сол-
даты, сержанты, курсанты) изучается как самостоятельный учеб-
ный вопрос либо как краткое введение перед изучением темы
«Начальная скорость». При этом могут использоваться следую-
щие наглядные пособия: электрифицированный макет для де-
монстрации изменения давления пороховых газов и скорости
пули в стволе, диафильмы, плакаты. На занятиях следует иметь
выбракованные стволы с различными неисправностями (сеткой
разгара, раковинами, раздутием или разрывом и т. п.). Часть ство-
лов желательно иметь разрезными, с пометкой количества произ-
веденных из них выстрелов. Объясняя данный вопрос, руководи-
тель основное внимание должен сосредоточить на обосновании
правил сбережения оружия и правил его подготовки к стрельбе.
Например, обучаемые, убедившись в том, какое высокое дав-
ление создается при выстреле и какой большой величины дости-
гает температура газов, должны сделать вывод о надежной и
безотказной работе узла запирания, о причинах износа стволов и
осознать важность правильной и своевременной чистки и смазки
оружия, осмотра его перед стрельбой, опасность нахождения в
стволе какого-нибудь постороннего предмета (пакли, ветоши, ве-
ток, несгоревших элементов выстрела и т. д.), приводящего к рез-
кому скачку давления и в конечном счете к раздутию или разрыву
ствола. Здесь же руководитель делает вывод об осмотре оружия и
боеприпасов перед стрельбой и о действиях при осечках и затяж-
ном выстреле.
После изучения вопросов, связанных с движением пули в
стволе, следует рассмотреть начальную и максимальную скорость
пули (гранаты) и какие факторы влияют на изменение начальной
скорости. Закончить рассказ о начальной скорости пули необхо-
димо практическими выводами. Например, установив влияние
температуры и влажности порохового заряда на изменение нача-
льной скорости, сделать вывод о хранении боеприпасов в норма-
льных температурных условиях, о предохранении их от попада-
ния влаги ит. п.
Пробивное (убойное) действие пули можно пояснить, исполь-
зуя известную физическую формулу кинетической энергии
Е = ^,
2g
где Е — энергия пули у цели, кгс-м;
q — масса пули, кг;
v — скорость пули в данной точке, м/с;
g — ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с2.
Так как скорость входит в формулу в квадрате, то обучаемые
могут сами сделать вывод, что убойность пули и ее пробивное
действие в основном зависят от скорости, которой будет обладать
пуля в момент встречи с целью.
Указав, что для нанесения поражения человеку достаточна
энергия, равная 10 кгс-м, руководитель, используя таблицы стре-
льбы для стрелкового оружия, показывает, что пуля сохраняет
убойность практически до предельной дальности полета. Пробив-
ное действие пули, характеризующееся ее способностью проби-
вать преграду (укрытие) определенной плотности и толщины, це-
лесообразно показать на сводной таблице, составленной на
основании данных руководств (наставлений) по стрелковому делу
для каждого вида оружия. Конкретный показ пробивного дейст-
вия пуль можно осуществить на стрельбище, организуя учебное
место на стрелковой тренировке или при выполнении упражне-
ния учебных стрельб. Для этого заранее необходимо подготовить
броневые листы, куски рельсов, земляную, кирпичную и деревян-
ную стенки, брустверы из земли, песка и снега, старые каски
и т. п. Стрельба по этим преградам ведется из автомата и пулемета
ПК различными пулями. После стрельбы подводят солдат к пре-
градам, и руководитель производит разбор, сравнивая пробивное
действие пуль разных образцов оружия. Простейшие преграды
изготовляются самими обучаемыми.
Изучить кумулятивное действие гранаты (снаряда) можно при-
мерно в следующем порядке. Известно, что для усиления подавае-
мых команд используют простейший прибор — рупор. Действие
взрыва разрывного заряда гранаты (снаряда) можно также усилить
в определенном направлении с помощью выемки в заряде взрыв-
чатого вещества. Такое направленное действие взрыва основано на
явлении, получившем название кумуляция (от латинского слова
cumulation — увеличивать, суммировать, направлять). Затем, рисуя
на доске или используя диапроектор, руководитель объясняет
устройство и принцип действия кумулятивного заряда. Сущность
явления кумуляции состоит в концентрации, направлении энергии
взрыва и создании уплотненного газового потока в области куму-
лятивной выемки заряда взрывчатого вещества. В результате стол-
кновения и сжатия продуктов взрыва кумулятивный поток приоб-
ретает высокую плотность, скорость (до 10 ООО—15 ООО м/с);
температуру и давление (до 1 ООО 000—2 ООО ООО атм). Кумулятив-
ное действие заряда увеличивается в два — четыре раза, если выем-
ка имеет металлическую облицовку небольшой толщины. Кумуля-
тивная струя, ударяясь о броню, создает высокое напряжение, при
котором металл сжимается и течет подобно жидкости. В металле
мгновенно образуется узкое отверстие, через которое струя прони-
кает в защищаемое броней пространство. Проникая внутрь танка,
кумулятивная струя поражает экипаж, может зажечь горючее или
вызвать взрыв боеприпасов, нанести значительные механические
повреждения. Кумулятивная граната гранатометов и орудия БМП
пробивает броню современного танка, САУ, БМП, БТР иностран-
ных армий, причем начальная скорость кумулятивного снаряда не
влияет на величину пробивания брони.
Излагая вопрос «Отдача оружия», руководитель путем проведе-
ния опыта на приборе «Масса и скорость» добивается от обучае-
мых понимания зависимости отдачи от различных причин. Изме-
няя массу на тележках и повторяя опыт несколько раз, он делает
вывод о том, что скорости, сообщенные двум телам одной и той же
силой, обратно пропорциональны их массе, т. е. скорость отдачи
оружия примерно во столько раз меньше начальной скорости
пули, во сколько раз пуля легче оружия. Преподаватель сообщает,
что для стрелкового оружия скорость отдачи составляет 2—3 м/с, а
энергия отдачи не превышает 2 кгс-м и воспринимается стреляю-
щим безболезненно. Затем руководитель объясняет обучаемым,
что сила отдачи и сила сопротивления отдаче расположены не на
одной прямой, направлены в противоположные стороны и образу-
ют пару сил, под действием которой дульная часть ствола оружия
отклоняется кверху тем больше, чем больше плечо этой пары сил, а
также объясняет причины образования угла вылета и обращает
внимание обучаемых на то, что при нарушении правил прикладки
оружия, использования упора, а также правил ухода за оружием и
его сбережения изменяются величина угла вылета и бой оружия,
поэтому для обеспечения однообразия угла вылета и уменьшения
влияния отдачи на результаты стрельбы необходимо точно соблю-
дать приемы стрельбы и правила ухода за оружием, указанные в ру-
ководствах (наставлениях) по стрелковому делу.
Знание основных положений из внешней баллистики способ-
ствует сознательному усвоению свойств траектории и ее элемен-
тов, правил подготовки исходных данных (выбора установки при-
цела, целика, положения точки прицеливания) и правил стрельбы
в целом. Повышению активности обучаемых способствует испо-
льзование на занятиях таблиц стрельбы, помещенных в руковод-
ствах (наставлениях) по стрелковому делу для различных образ-
цов оружия. Все элементы, изучаемые на занятии, солдаты
отыскивают в таблицах стрельбы, оценивают их для разных об-
разцов оружия и делают практические выводы.
Перед изучением вопросов внешней баллистики целесообраз-
но ознакомить обучаемых с формулой тысячной.
Изучение формулы тысячной следует начинать с объяснения
практического значения ее как единицы измерения углов в стрел-
ковой практике. На примере сложения или вычитания углов, вы-
раженных в градусах, минутах и секундах, показать неудобство
пользования этими единицами в огневом деле. Поэтому в стрел-
ково-артиллерийской практике для измерения угловых величин
применяется деление угломера, или тысячная. Сущность деления
угломера можно показать на чертеже, на доске и, установив соот-
ношение, сделать вывод об основной зависимости между дально-
стью и делением угломера: дальность в 1 ООО раз больше деления
угломера и, наоборот, деление угломера в 1000 раз меньше даль-
ности. На нескольких примерах закрепить эту зависимость, на-
пример:
дальность 1000 м — деление угломера соответствует 1 м;
деление угломера 0,6 м соответствует дальности 600 м и т. д.
Установив эту зависимость, можно объяснить основные фор-
мулы тысячной, при этом объяснение может быть таким.
Предположим, что на дальности Д от нас имеется какой-то
вертикальный предмет — дерево, танк и т. п. с высотой В. Требу-
ется определить угловую величину этого предмета в делениях уг-
ломера. Для решения этой задачи отложим внутри этого угла одно
деление угломера. Тогда очевидно, что искомый угол будет содер-
жать столько делений угломера, сколько раз маленький угол уло-
жится в большом или сколько раз отрезок, равный 1/1000 Д, уло-
жится в размере предмета.
Демонстрируя приборы и прицелы (бинокль, оптический при-
цел гранатомета, снайперской винтовки, целик открытого прицела и др.), объяснить, что сетки в этих приборах и прицелах имеют
шкалы в делениях угломера. Зная значение шкал, с их помощью
можно решать задачи на определение дальностей, измерение уг-
лов и др. С этой же целью можно использовать и подручные сред-
ства: карандаш, патрон, ширину мушки и др.
Значительная часть времени при изучении данного вопроса
должна быть отведена на упражнения в решении задач. Однако не
следует сводить все задачи к измерению только дальностей, необ-
ходимо подготовить задачи и на измерение угловых величин (от-
клонение разрывов снарядов от цели и др.) и фронтальных протя-
жений (длина окопа, расстояние между телеграфными столбами
и т. д.). При решении задач необходимо требовать от обучаемых
устных решений, так как в боевой обстановке у них не будет воз-
можности вести какие-либо записи. В последующем на полевых
занятиях, при проведении тренировок и стрельб необходимо за-
крепить изученный материал решением практических задач на
применение формул тысячной.
Изучение свойств траектории и закономерностей полета пули
составляет основную задачу внешней баллистики. Внешняя бал-
листика дает отправные данные для составления таблиц стрель-
бы, расчета шкал прицелов оружия и выработки правил стрельбы.
Выводы из внешней баллистики широко используются в бою при
выборе прицела и точки прицеливания в зависимости от дально-
сти стрельбы, направления и скорости ветра, температуры возду-
ха и других условий стрельбы, а также при организации огня
командирами подразделений в бою.
Показав обучаемым значение выводов внешней баллистики,
следует переходить к изложению образования траектории и ее
элементов.
Объяснение можно начинать с указания, что на летящую в воз-
духе пулю одновременно действуют две силы — сила тяжести и
сила сопротивления воздуха. Эти две силы вызывают снижение
пули под линией бросания, т. е. приближение пули к земле. Если
представить на рисунке полет пули, то он будет характеризоваться
кривой линией, которая называется траекторией. Затем на маке-
тах траекторий, изготовленных из проволоки, на плакатах и,
используя классную доску, следует объяснить принятые обозна-
чения и дать определение основных элементов траектории. Обо-
значения нужно давать последовательно, приучая запоминать их
в определенной системе. Например, можно сначала дать опреде-
ления всех точек, затем всех линий, затем углов у точки вылета и у
точки падения. Все эти элементы целесообразно изображать на
доске цветными мелками, показать на оружии или макете и ука-
зать их значение по таблице стрельбы. При этом обязательно объ-
яснить, какое значение имеет тот или иной элемент траектории
для стрелковой практики. Например, объясняя угол прицелива-
ния, следует подчеркнуть, что этот угол определяет прицельную дальность стрельбы и что, устанавливая тот или иной прицел, тем
самым строят угол прицеливания, обеспечивающий дальность
полета пули. Изменение угла прицеливания в зависимости от да-
льности стрельбы можно показать непосредственно на оружии,
установленном в прицельные станки и наведенном в цель с раз-
ными установками прицела. Объясняя угол встречи, указать его
влияние на пробивное действие пули (гранаты).
Прямой выстрел, поражаемое и мертвое пространство наибо-
лее близко соприкасаются с вопросами стрелковой практики, по-
этому изложение данного материала можно провести в форме бе-
седы. Основная задача изучения этих вопросов — дать обучаемым
твердые знания и умения в использовании прямого выстрела и
поражаемого пространства для выполнения огневых задач.
При изучении этих вопросов руководитель может поступить
следующим образом. Поставить перед обучаемыми вопрос: «Что
произойдет, если прицел, установленный при стрельбе, не будет
соответствовать действительной дальности до цели вследствие до-
пущенной ошибки в определении дальностей?» Получив ответ,
что произойдет перелет или недолет, руководитель делает заклю-
чение, что при самом правильном прицеливании мы не будем
уверены в поражении цели, если не изучим, какие ошибки могут
быть допущены при определении дальности, как эти ошибки
влияют на поражение цели и как выбирать наиболее выгодный
прицел и точку прицеливания. Кроме того, в бою часто придется
вести огонь на различные дальности, не располагая временем на
перестановку прицела. Надо научиться определять, в каких случа-
ях возможно поражать цели, не изменяя прицела. Для решения
этих вопросов необходимо переходить к изучению прямого вы-
стрела, поражаемого и мертвого пространства.
Понятие о прямом выстреле с наибольшей наглядностью мож-
но дать, используя прибор «Прямой выстрел и поражаемое про-
странство». Установив на приборе траекторию в соответствии с
высотой мишени, руководитель показывает, что на всей дально-
сти стрельбы цель будет поражаться, так как траектория нигде не
поднимается выше цели. Таким образом, обучаемые убеждаются,
что в некоторых случаях ошибки в определении дальности почти
не влияют на возможность поражения цели. Если цель на всей да-
льности стрельбы может быть поражена при данной установке
прицела, то говорят, что цель находится на дальности прямого
выстрела. Чтобы определить эту дальность, для каждого образца
оружия необходимо произвести сравнение высоты цели с высо-
той траектории при соответствующей установке прицела. Очевид-
но, что если высота траектории не больше высоты цели, то пря-
мой выстрел налицо. При таком объяснении обучаемые сами
смогут сделать вывод о том, что дальность прямого выстрела будет
зависеть от двух факторов: высоты цели и высоты траектории,
т. е. ее настильности. Используя таблицы стрельб из руководств наставлений) для соответствующего образца оружия и размеры
целей, взятые из Курса стрельб, руководитель дает обучаемым
практику в решении задач на определение дальности прямого вы-
стрела. Проверив результаты, руководитель делает заключение, в
котором указывает, что, зная дальность прямого выстрела по раз-
личным целям, мы можем в пределах этой дальности обстрели-
вать их с одной установкой прицела. В последующем это положе-
ние необходимо развить более подробно при изучении правил
стрельбы по целям, находящимся в пределах дальности прямого
выстрела.
Таким же образом можно рассмотреть случай, когда расстоя-
ние до цели больше дальности прямого выстрела, и ознакомить
обучаемых с понятием «поражаемое пространство», а затем и
«мертвое пространство».
Глава 40