Тема 2. Виды музыкальной деятельности детей
Роль музыкального и жизненного опыта в восприятии музыки. Целостное и дифференцированное восприятие музыки. Эмоциональность и осмысленность восприятия.
Развитие музыкальной деятельности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через содержание образовательной области «Музыка».
Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия. Педагогические условия по развитию музыкального восприятия детей.
Виды музыкальной деятельности, их характеристика.
Детское музыкальное исполнительство.
Роль пения в музыкальном и личностном развитии дошкольников. Виды певческой деятельности детей, ее цели и задачи. Взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности.
Ритмика (музыкально-ритмические движения), ее виды, цели и задачи. Музыкально-ритмические упражнения и их разновидности. Методы и приемы музыкально-ритмического развития детей.
Игра на детских музыкальных инструментах. Характеристика и классификация музыкальных инструментов. Методы и приемы, этапы обучения детей на детских музыкальных инструментах, игре в ансамбле, оркестре. Творческие проявления детей в различных видах музыкальной деятельности.
Литература основная:
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: ТЦ Сфера. – 2011.- 225 с.
2. Зимина А.Н. Праздники детства. – Мурманск: МГПУ, - 2008. – 129 с.
3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера. – 2010.- 320 с.
4. Куликова О.Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник, - 2011. - № 1. – Том 1. – С. 251-254.
Литература дополнительная:
1. Зимина А.Н.Музыкальное воспитание детей в России. - М. : Пед. о-во России, 2007. - 80 с.
2. Соколова В.Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. – Детский сад от А до Я.- 2011. - № 3. – С.30 -35.
3. Когут А.А. Развитие общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности // Актуальные проблемы образования (теория и практика) / Сборник научных трудов / Сост. Брожик Л.В., Рычкова Н.А., Щеголькова А.А. – СПб: «Издательство Инфо-да», 2012, - С. 109-117.
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки, её место в системе других наук.
2. Становление и развитие дошкольной педагогики.
3. Современные методологические основы и философские подходы в дошкольной педагогике.
4. Современные подходы к категориям дошкольной педагогики, их сравнительный анализ.
5. Феномен дошкольного детства. Понятие субкультуры ребенка-дошкольника.
6. Дошкольное образование как педагогическая система.
7. Виды, функции и задачи дошкольных образовательных учреждений, их характеристика.
8. Современные концепции дошкольного образования.
9. Общая характеристика современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений.
10. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОО.
11. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников, классификация игр их функции.
12. Сюжетно-ролевая игра дошкольников, этапы ее развития и особенности руководства в разных возрастных группах ДОО.
13. Характеристика театрализованных игр детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах.
14. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста, развитие конструктивных умений у дошкольников.
15. Значение дидактических игры в развитии и обучении дошкольников, структура, классификация и руководство дидактическими играми в разных группах ДОО.
16. Педагогические условия организации трудовой деятельности дошкольников.
17. Целостность и гармоничность художественно-эстетического и творческого развития ребенка.
18. Понятие, средства, методы сенсорного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
19. Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников.
20. Сущность и методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
21. Педагогические условия организации предметно-развивающей среды общения ДОО.
22. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
23. Взаимодействие ДОО с семьей, основные вопросы семейного воспитания.
24. Семья как социально-воспитательный фактор, модели, стили семейного воспитания.
25. Технологии развития профессиональной компетентности и становления педагогического мастерства воспитателя, его профессиональные задачи.
26. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность.
27. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике.
28. Преемственность в работе детского сада и школы.
29. Понятие «педагогическая деятельность», ее структура, специфика, мотивы.
30. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, взаимодействие педагога и детей.
31. Предмет, задачи и актуальные проблемы детской психологии.
32. Методологические принципы и стратегии научных исследований в детской психологии.
33. Методы исследования в детской психологии.
34. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития.
35. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии.
36. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
37. Общая характеристика периода новорожденности.
38. Основные закономерности развития психики младенцев.
39. Психическое развития в раннем детстве.
40. Психическое развитие в дошкольном детстве.
41. Особенности развития игровой деятельности, роль игры в становлении психических качеств детей.
42. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие
43. Развитие общения со взрослыми и сверстниками.
44. Развитие общения детей со сверстниками, особенности взаимоотношений в группе ДОО.
45. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память).
46. Развитие восприятия детей.
47. Развитие мышления и речи дошкольников.
48. Развитие воображения и творчества детей.
49. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
50. Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте.
51. Развитие воли и произвольности поведения в дошкольном возрасте.
52. Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов.
53. Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте.
54. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
55. Проблема готовности к школьному обучению.
56. Общая характеристика кризиса «трех лет».
57. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.
58. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.
59. Процесс дифференциации детских коллективов.
60. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация.
61. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.
62. Задачи и средства физического воспитания и оздоровления ребенка Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
63. Методы и приемы обучения движениям, их характеристика и классификации.
64. Теоретико-практические основы развития физических качеств
65. Подвижная игра - основное средство и метод воспитания физической культуры ребёнка.
66. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста, их значение, виды и характеристика.
67. Физкультурно-оздоровительная деятельность, её особенности и характеристика.
68. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольного учреждения.