Сравнительная характеристика японского и американского менеджмента

Японские организации Американские организации
Пожизненный наем Краткосрочный наем (в основном выпускников)
Медленная оценка и продвижение по службе Быстрая оценка и продвижение по службе
Неспециализированная карьера Специализированная карьера
Неявные механизмы контроля Явные механизмы контроля
Коллективное принятие решений Индивидуальное принятие решений
Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
Решения принимаются «снизу вверх» Решения принимаются «сверху вниз»
Управление оценивается по достижению гармонии в коллективе и по общему результату; оплата труда – по показателям работы, группы, служебному стажу Управление оценивается по индивидуальному результату, оплата труда – по индивидуальным достижениям
Личные, неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными
Ориентация управления на группу Ориентация на индивида
Нестандартная, гибкая система управления Строго формализованная структура управления

Структура управления американскими предприятиями зависит, прежде всего, от таких факторов, как:

1) исторические особенности формирования различных фирм.

2) территориальная разобщенность.

3) усложнение выпускаемой продукции.

4) рост масштабов производства.

В 80-е гг. XX в. американский менеджмент претерпел изменения, которые вызвали структурную перестройку и перераспределение полномочий при принятии управленческих решений. Все крупные компании в качестве приоритета выдвинули стратегическое планирование, которое явилось следствием разработки долгосрочных целей.

Стратегическое планирование в американских фирмах направлено на разработку конкурентных сегментов рынка, получивших название «стратегические центры хозяйствования» (СЦХ). Основной задачей СЦХ является определение соотношения между старой и новой технологиями и его влияния на конкурентоспособность продукции. На первом этапе фирма исследует рынок с точки зрения нормы прибыли в перспективе и вне связи со своей текущей деятельностью. На втором этапе определяется конкурентоспособность компании.

В прошлом американские корпорации составляли стратегические планы с учетом тенденций прошлого периода. В настоящее время этот процесс моделируется помощью методов математического программирования.

В последние десятилетия стремительно повысилась конкурентоспособность японской экономики. Несомненно, положительную роль в данном процессе сыграл и японский менеджмент. Его система оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская.

Японскому менеджменту присущи следующие особенности:

1) максимальная ориентация на технологические и технические нововведения.

2) учет социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны:

– групповая организация управления;

– система пожизненного найма;

– передача знаний, опыта, идей производственных рабочих в подразделения, занимающиеся нововведениями;

– совершенствование стиля и методов управления.

Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает:

– участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;

– соблюдение принципа единогласия в принятии решений;

– отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника; предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться, и он обязан уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции;

– использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

– постоянное совершенствование искусства управления, в том числе контроля за качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности, ходом производственного процесса.

Учет каждой тенденции или особенностей в менеджменте сказывается на повышении эффективности производства и делает управление более гибким и целенаправленным.

Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в современных условиях.

Накопленный опыт управления экономикой в России свидетельствует, что для него характерны черты как японского, так и американского менеджмента. Именно поэтому формирующаяся в настоящее время в России система менеджмента должна органически соединить в себе достижения мирового и отечественного опыта управления. Задача российских руководителей заключается не в механическом перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.

Наши рекомендации