Психологический портрет руководителя
Глава 4
Личность как субъект управления
Психологический портрет руководителя
Требования к современному руководителю
Психология руководства и лидерства
Психология этики и социальной ответственности
Руководителя
Самомаркетинг руководителя
Саморазвитие руководителя
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Власть Имидж Интеллект Лидерство Креативность Менеджер Теории лидерства Типичные ошибки Факторы успеха Харизма | Законы управления Карьерная лестница Моральный кодекс Официальная власть Ошибки руководителя Пирамида ответственности Природные свойства Программа саморазвития Профессиональные качества Структура имиджа |
Психологический портрет руководителя
Процесс управления состоит из взаимодействия субъекта и объекта. В качестве субъекта управления могут выступать один человек или группа людей. Один человек – это руководитель. Группа людей – это коллективный (коллегиальный) орган управления – дирекция, совет, коллегия, ректорат, деканат и т.д. Данная глава посвящена руководителю как субъекту управления.
В ходе изучения психологического портрета руководителя рассматриваются два вопроса:
1. Составные части (элементы) портрета руководителя;
2. Психологические аспекты элементов портрета руководителя.
Субъект управления – это руководитель, т.е. профессиональный управляющий социально-экономическими и производственными процессами.
Психологический портрет руководителя – это совокупность качеств его личности в психологических аспектах.
Основными составляющими портрета руководителя являются: природные свойства, приобретенные качества, профессиональный опыт.
Природные свойства – это особенности психики руководителя, связанные с его генетическими данными. Основными природными свойствами, важными для руководителя, являются: харизматичность, интеллект и способности, характер и темперамент, эмоциональная устойчивость.
Харизматичность – это природная способность к лидерству.
Способность вести за собой других людей является «божьим даром», который дается немногим. Таким людям верят без сомнений, за ними идут по собственному желанию, без принуждения. При этом ведомые часто даже не задумываются, куда и почему они идут. Харизматичность как свойство личности можно оценить двумя важными характеристиками: направленностью и ответственностью.
Направленность рассматривается как основная ориентация и ценности личности. Направленность может быть двух видов: на себя и на других. Направленность «на себя» проявляется у эгоистичных натур. Они используют свой дар для удовлетворения личных амбиций. Им нравится ощущать свою власть, зависимость от них других людей.
Направленность «на других» связана с высоким интересом лидера к тем людям, которых он ведет за собой. В этом случае он учитывает цели и желания ведомых, и соответственно корректирует свою деятельность.
Ответственность заключается в заботе о результатах своего влияния на других людей. Лидеру должно быть важно, куда заведет ведомых его влияние, будут ли достигнуты коллективные и индивидуальные цели доверившихся ему людей.
Безответственный харизматичный лидер не задумывается о том, к чему приведет других его дар. Управляя, он тешит свое самолюбие, не думая о последствиях.
Интеллект – это природная способность к эффективной умственной деятельности.
Способность воспринимать и перерабатывать информацию, активно накапливать и использовать знания, подмечать причинно-следственные связи является природным даром. Такие люди видят то, что недоступно другим. Они в одинаковой ситуации могут увидеть несравненно больше прочих. Интеллект может быть реализован в любом виде деятельности. В полной мере это относится и к управлению, и к бизнесу.
Так, знаменитого греческого философа Фалеса Милетского (VI век до н.э.) сограждане упрекали в том, что он поучает других, а сам живет в бедности. Тогда Фалес занял в долг денег, и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно высокий урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что ум может сделать человека богатым.
Различают три основных вида интеллекта: теоретический, практический и творческий. Психология оценивает их как равнозначные, не выстраивая в рейтинг.
Теоретический интеллект означает способность усваивать и оперировать знаниями: анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.
Так, в США насчитывается около трех тысяч вузов. Каждый из них имеет свой рейтинг, свое строго определенное место в иерархии. Наиболее элитарные объединены в «десятку плюща». В это число входит Портлендский колледж – специфический небольшой вуз, в который по специальным рекомендациям зачисляются студенты с особыми аналитическими способностями. Его выпускники становятся крупными учеными и известными аналитиками.
Практический интеллект – это способность осуществлять успешную (результативную) деятельность: выстроить алгоритм, организовать работу и достичь поставленных целей.
Российский психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца – практический интеллект» пишет, что «нет ни малейшего основания, считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического».
Творческий интеллект – это способность к созданию оригинальных произведений искусства. Люди с творческим интеллектом имеют свое видение мира, свой взгляд на, казалось бы, привычные вещи. Они умеют, через различные художественные образы, показать свое необычное видение другим.
Психология управления отвечает на вопрос, какой вид интеллекта предпочтительнее для руководителя?
Носители теоретического интеллекта сложно принимают решения. Это связано с тем, что они оперируют слишком большим объемом информации, многочисленными переменными, учитывают множество факторов. Поэтому у них возникают проблемы в принятии решений, что для руководителей является серьезным минусом. Зато такие люди незаменимы в роли советников крупных руководителей. Их знания и аналитические способности могут существенно повысить эффективность управления.
Практический интеллект наиболее предпочтителен для руководителей. Способность к организации деятельности является важнейшей профессиональной чертой руководителя.
У творческого интеллекта также может быть определенная грань, которая важна для руководителя. Это креативность, то есть способность к необычным, нестандартным решениям и действиям.
Способности – это природные свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.
Способности подробно рассматривались в предыдущей главе, в разделе 3.5. Для руководителя наиболее желательными способностями являются: коммуникабельность, влияние на людей, организованность.
Коммуникабельность – это природная способность человека к общению.
Коммуникабельные люди легко находят общий язык с окружающими. Они могут моментально подстроиться под чужой образ мыслей, проникнуться чувствами другого человека, понять его логику.
Влияние на людей – это способность к воздействию на мысли и поступки.
Для осуществления внешне незаметного, но существенного влияния необходимо своеобразное соприкосновение, резонанс психологий. Это возможно для человека с гибкой психикой, в которой присутствует природный интерес к внутреннему миру другого человека. Интерес этот должен проявляться достаточно тонко, чтобы не вызвать неприятие, отторжение.
Организованность – это способность к распределению работы и ресурсов.
Человек организованный способен наиболее рациональным образом расставить людей и добиться их успешной совместной деятельности. Он может умело поощрить лучших, поддержать и помочь отстающим, подстегнуть ленивых, научить неумелых.
Характер – это совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение.
Характер подробно рассмотрен в предыдущей главе, в разделе 3.6. Для руководителя наиболее предпочтительным является сильный характер.
Сильный характер позволяет создать обстоятельства, добиваться намеченной цели, преодолевать трудности. Сильный характер не только помогает своему носителю, но и поддерживает и увлекает других. Он способствует сплочению людей, побуждению у них энтузиазма.
Для руководителя-женщины наиболее эффективным является характер бизнес-леди. Сочетание образа женщины с предприимчивостью и настойчивостью может активно влиять на людей и обстоятельства, обеспечить успешное достижение поставленной цели.
Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов и поведения человека.
Темперамент как природное свойство личности подробно рассмотрены в предыдущей главе, в разделе 3.6. Для руководителя наиболее желательной является комбинация из трех типов темперамента: сангвиник (доминирующий), холерик и флегматик.
Доминирование сангвиника способствует увлеченности делом, доверительности к людям, позитивной жизнедеятельности. Элементы холерика в темпераменте позволяют быстро принимать решения, действовать энергично и настойчиво. Особенности флегматика дают возможность анализировать, действовать хладнокровно и терпеливо, не жаловаться на трудности.
Эмоциональная устойчивость – это способность воспринимать динамическую эмоциональную нагрузку без заметного изменения качества своей деятельности.
Эмоциональная устойчивость подробно рассмотрена в предыдущей главе, в разделе 3.10. Для руководителя в эмоциональной устойчивости наиболее важны такие свойства, как уравновешенность и стрессоустойчивость.
Уравновешенность – это природная способность человека умеренно реагировать на раздражители и сохранять высокую работоспособность.
Избежать эмоциональных реакций невозможно. Однако очень важно, чтобы эмоции «не перехлестывали», не выводили человека из себя и не мешали работе. Повышенные эмоции, как правило, снижают работоспособность, не позволяют в полной мере проявить квалификацию.
Стрессоустойчивость – это природная способность человека не достигать в своих эмоциях стрессовых состояний.
Стрессоры в жизни и профессиональной деятельности возникают часто. Однако реакция на них может быть умеренной. В таком случае стресс не наступает. Человек проявляет определенную сопротивляемость стрессу.
Приобретенные качества – это особенности психики руководителя, возникшие под влиянием его личной жизнедеятельности.
Приобретенными качествами, важными для руководителя, являются: воля, предприимчивость, целеустремленность, надежность.
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно постановленной цели, независимо от обстоятельств.
Воля является важнейшим из приобретенных качеств, необходимых для руководителя. Воля проявляется в сознательном выборе и осознанном долге, которые и определяют свободу волевой личности.
Сознательный выбор заключается в том, что руководитель предпочитает не естественно желаемое, а необходимое в данной ситуации. Такие выборы приходится делать постоянно.
Осознанный долг связан с тем, что руководитель действует в
соответствии с принятыми на себя или предприятие обязательствами, ответственностью перед коллективом и обществом. Осознанный долг еще жестче, чем сознательный выбор. Он обычно совсем не оставляет вариантов, а предписывает конкретные действия.
Предприимчивость – это умение использовать различные
варианты.
Ситуация в бизнесе и управлении постоянно меняется, поэтому нельзя все время ходить по «проторенным тропам». Предприимчивость как качество личности проявляется в независимости и инновационности.
Независимость суждений и поведения позволяет руководителю нестандартно, творчески подходить к управленческой деятельности. Это включает и ответственность, и готовность идти на разумный риск, и при этом сочетать рискованные проекты и решения с абсолютно надежными.
Инновационность означает как поиск принципиально нового (ноу-хау), так и постоянные небольшие усовершенствования. Они вроде бы мелки и малозаметны, однако не дают останавливаться на достигнутом. Кроме того, мелкие улучшения, постепенно накапливаясь, создают новое качество.
Целеустремленность – умение поставить цель, подчинить ей необходимую деятельность и довести дело до конца.
Целеустремленность руководителя проявляется в концентрации и настойчивости.
Концентрация рассматривается как умение сосредоточить силы и ресурсы, и использовать их на главном направлении. Справившись с «центральным звеном», можно легко «вытащить» всю цепь.
Настойчивость является умением упорно двигаться к цели, не останавливаться на полпути. Любое начатое дело должно быть завершено, кроме тех случаев, когда принято соответствующее решение об отмене.
Надежность – это безусловное исполнение взятых на себя обязательств.
Сотрудничество с надежным партнером существенно уменьшает степень риска. Надежность как качество личности проявляется в умении держать слово и предсказуемости.
Умение держать слово означает полностью отвечать за свои обещания. Не отказываться от принятых на себя обязательств, пунктуально их выполнять, даже если это сопряжено с возникшими трудностями.
Предсказуемость рассматривается как действия по заранее согласованной схеме. При этом не допускается односторонних экспромтов, а тем более – проявления авантюризма.
Профессиональный опыт – это вооруженность передовыми знаниями, и личные достижения в управлении.
Профессиональный опыт управления складывается из: знаний современной теории и практики управления; опыта руководящей работы; личных достижений в управлении.
Знания современной теории управления и передового опыта связаны с теоретической подготовкой руководителя.
Знания появляются из трех источников: образования и самообразования, а такжекреативного подхода.
Образование руководителя связано с изучением профессии менеджера в стенах вуза. Обычно руководители имеют два высших образования: одно управленческое, другое – экономическое, техническое, юридическое или иное.
В истории цивилизации долгое время профессии руководителя в учебных заведениях не готовили. Менеджерами становились специалисты других профессий, выдвинутые в руководство практикой. И только с появлением теории научного менеджмента (1911) стало ясно, что профессии управленца можно и нужно учить, и для этого появилась содержательная база.
В 1920-е годы в США возникли первые курсы менеджеров. Позднее они переросли в специальные школы менеджмента и бизнеса. Они предлагали двухлетний курс обучения слушателей второму высшему образованию (управленческому) на базе какого-либо другого, полученного ранее. Слушателями в эти школы направлялись молодые специалисты разных профессий, проявившие способности к управлению.
Практика специального управленческого образования как второго высшего просуществовала несколько десятилетий – всю середину ХХ века. Она оказалась достаточно эффективной, но занимала около 10 лет после школы: 5 лет вуза, плюс 2–3 года работы, плюс 2 года учебы в школе менеджмента. Возникла необходимость обучения менеджеров в качестве первого высшего образования.
В 1960-е годы в США и Западной Европе в университетах и колледжах появились специальности «менеджмент». Первое высшее управленческое образование, как правило, соединяло в себе две специальности. Второй специальностью обычно была экономика. Выпускники получали квалификацию «экономист-менеджер». В странах СНГ такое образование появилось лишь в 1990-е годы.
Однако действующий ныне в нашей стране директорский корпус состоит из людей, не имеющих управленческого образования. Это практики различных областей, выдвинутые на руководящую работу. Курсы и семинары не могут заменить системных знаний по теории и практике управления.
В ежегодных отчетах Правительства Беларуси за ряд последних лет неизменно подчеркивается: среди причин недостатков экономического развития одной из важнейших является – низкая квалификация значительной части руководящих кадров.
Следует подчеркнуть, что системное управленческое образование руководителей является непременным условием их успешной деятельности. профессия менеджера, как и любая другая, требует специальной подготовки.
Самообразование руководителя – это его самостоятельная работа по пополнению своих знаний по теории и практике управления. Сегодня имеется много управленческой литературы, что позволяет успешно учиться.
Однако следует выделить один принципиальный момент. Самообразование может быть эффективным, если руководитель имеет базовое управленческое образование. В этом случае можно успешно пополнять профессиональные знания.
Если же руководитель полностью является самоучкой, ситуация будет иной. Отсутствие базового управленческого образования не может быть полностью компенсировано самообразованием. У него будут лишь отрывочные знания. Управленческая квалификация такого руководителя будет невысокой.
Креативный подход связан с умением руководителя применить знания теории и практики управления в своей практической деятельности. Управленческий труд всегда оригинален. Он фактически не содержит полностью идентичных ситуаций. Поэтому руководитель, применяя теоретические знания или чужой опыт, всегда действует в новых обстоятельствах.
Так, высочайшей креативностью славился великий полководец древности Ганнибал. Для каждого сражения он придумывал разные военные хитрости. В знаменитой битве при Каннах (216 г. до н.э.) он с 40-тысячным карфагенским войском противостоял 80-тысячной римской армии. Ганнибал воспользовался тем, что конницы у него было больше (14 тысяч к семи). Он разместил ее по краям, построив свою армию полумесяцем. С началом битвы его конница обошла римлян с флангов, и большая армия оказалась в окружении меньшего войска. Среди римлян поднялась паника, ряды их смешались, и большинство из них погибли в этом бою.
Опыт руководящей работы – это путь управленческой деятельности, который прошел руководитель.
Практика руководящей работы складывается из ряда показателей: ступеней карьерной лестницы, продолжительности работы на руководящих постах, пройденной «школы».
Ступени карьерной лестницы – это те посты в иерархии управления, которые занимал руководитель. Считается хорошим показателем, если руководитель последовательно, со ступени на ступень, поднимается по «служебной лестнице». В итоге он из личной практики знает работу своих подчиненных.
Если руководитель «перепрыгивал» сразу через несколько ступеней, в его опыте управления на разных уровнях непременно окажутся пробелы. Такой карьерный «взлет» вызывает резонное подозрение, что выдвижение происходило не по заслугам, а по протекции.
Продолжительность работы на руководящих постах и составляет практический управленческий опыт. Он показывает общее количество лет управленческой деятельности, а также срок пребывания на отдельных постах. С учетом сложности работы на том или ином посту, можно представить характер накопленного руководителем опыта управленческой деятельности.
Пройденной школой для руководителя является то время, когда он работал под руководством или в команде известного управляющего – «золотого воротничка». Рядом с талантливым лидером молодые менеджеры получают неоценимую практику управленческой деятельности. При этом легко и естественно усваивается стиль, методы, формы, приемы, на постижение которых в других условиях потребовались бы много времени и усилий, а результаты были бы существенно ниже.
Личные достижения – это те успехи, которых руководитель добился в управленческой деятельности.
Личные достижения отличаются от общих успехов, которых добился коллектив в целом. Они определяют именно собственную роль руководителя, его результативность, эффективность и личные заслуги.
Результативность отождествляется с теми конкретными вехами и показателями, которых добился руководитель в своей управленческой деятельности.
Достигнутые результаты должны быть именно персональными, личными, а не присвоенными из общих трудов коллектива или подчиненных менеджеров.
Так, знаменитый военачальник древности Александр Македонский получил название Великий. Он был гениальным полководцем и мужественным воином. Именно в результате его личного руководства маленькая горная страна Македония завоевала почти весь известный в IV веке до н.э. мир. За всю историю человечества ни одно государство, за исключением Российской империи, не достигало таких размеров, как держава Александра.
Эффективность рассматривается как соотношение достигнутого с понесенными затратами. Само по себе любое достижение мало о чем говорит, если не принять во внимание затраченные усилия. Если затраты были небольшими, а достижения значимыми, то деятельность можно рассматривать как эффективную.
Например, о низкой эффективности образно, кратко и точно говорит народная поговорка: «Гора родила мышь».
Личные заслуги руководителя связаны с тем, какова его персональная роль в достигнутых предприятием и коллективом высоких результатах.
Таким образом, структуру портрета руководителя можно свести в единую схему. Представим структуру портрета в совокупности его составляющих, элементов и показателей в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Структура портрета руководителя
Составляющие | Элементы | Показатели |
Природные свойства | Харизматичность Интеллект Способности Характер Темперамент Эмоциональная устойчивость | Направленность Ответственность Теоретический Практический Творческий Коммуникабельность Влияние на людей Организованность Сильный Бизнес-леди Сангвиник Холерик Флегматик Уравновешенность Стрессоустойчивость |
Приобретенные качества | Воля Предприимчивость Целеустремленность Надежность | Сознательный выбор Осознанный долг Независимость Инновационность Концентрация Настойчивость Умение держать слово Предсказуемость |
Профессиональный опыт | Знания теории и практики управления Опыт руководяще работы Личные достижения | Образование Самообразование Креативный подход Ступени карьерной лестницы Работа на руководящих постах Пройденная «школа» Результативность Эффективность Личные заслуги |
Если руководитель действовал в равных с другими менеджерами условиях, не имея никаких искусственно созданных преимуществ, и добился при этом наиболее впечатляющих результатов, можно говорить о его персональных заслугах. Однако, если же результат получен усилиями коллектива и квалификаций менеджеров, а руководитель ничем особым не отличился, его личных заслуг в таких достижениях немного.
Так, успешно действующее предприятие за короткий срок «развалить» сложно. Поэтому год-два можно по протекции поработать генеральным директором, и уйти, ничем себя не проявив. А после этого незаслуженно представлять себя «золотым воротничком».
Итак, психологический портрет руководителя складывается из трех составляющих: природных свойств, приобретенных качеств и профессионального опыта. Каждая из этих составляющих содержит свой набор элементов и показателей.
Психологический портрет не идентичен характеристике. Во-первых, он гораздо шире и подробнее. Во-вторых, он фиксирует внимание на внутренних свойствах и качествах человека, которые наиболее важны для профессии руководителя. Психологический портрет рельефно и точно показывает личность руководителя.