Тема 2. Психология речи
Задание 4. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык? Ответы аргументируйте.
1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.
2. Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
3. Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли.
4. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.
Задание 5. Выберите правильные варианты ответа из предложенных.
1. Речь – это… а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Человеческий язык характеризуется… а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие программы; б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях; в) ограниченной лингвистической компетентностью; г) отсутствием генетической фиксированности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Речь развивается в результате… а) интериоризации усвоенного языка; б) подражания «родительской модели»;
в) генетического наследия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Звуковая единица речи – это … а) звук; б) слог; в) слово; г) фраза; д) текст; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
5. Внутренняя речь…а) свернута; б) эклектична;
в) предикативна; г) эмоционально насыщена; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Язык животных характеризуется… а) наличием семантики; б) механизмом эмоционального заражения; в) открытостью знаковой системы; г) наличием семитической функции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание 6. Какие из указанных ниже факторов являются собственно речевыми?
Общительность; раздражительность; красноречие; грамматически бессвязная речь; заикание; речь с отсутствием коммуникативных средств (жестов, мимики, телодвижений); контекстуальная речь; замкнутость; темп речи; грамматически «правильная», «полная» речь; непроизвольные высказывания; ораторское искусство; болтливость.
Задание 7. Познакомьтесь с гипотезой Э. Сепира и Б.Л. Уорфа. Сформулируйте критические аргументы.
Согласно гипотезе Э. Сепира и Б.Л.Уорфа, логический строй мышления определяется языком. Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторой конвенции, имеющей силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера: «Сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при относительности языковых систем» (Б. Уорф).