Национальный характер и этнический темперамент. Ментальность.

Национальный характер - это система отношений конкретной этнической общности и различных сторон окружающей действительности, проявляющееся в устойчивых стереотипах их мышления, эмоциональных реакциях и поведении в целом

Национальный характер собой сочетание физических и духовных черт, которые отличают одну нацию от другой. Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев. В обыденном сознании заметны психологические различия между народами. Так, пунктуальность является ценным качеством для немцев и голландцев, однако испанцы не придают большого значения этому качества. Каждому человеку присущи два вида сознания, имеющие непосредственное отношение к ее национального характера: - первая содержит состояния, которые свойственны индивиду; - вторая содержит состояния, которые характерны группе индивидов.

Эти состояния связывают индивида с обществом, образуя так называемое \"общество внутри нас\", существующее в виде однотипных для представителей одной этнической общности реакций на обычные ситуации в форме чувств, и составляет национальный характер. Национальный характер является важной составляющей личности.

Характер отличается от темперамента по содержанию: характер имеет общие черты среди этносов, а темперамент - это индивидуальная особенность каждого человека.

Юнгу выделил соответствующие психологические типы: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. У всех народов характер меняется постепенно или мгновенно. Фактором этих изменений является, незаметны мгновенные изменения в формах правления и в общественном воспитании.

Менталитет (ментальность) как характеристика психологической жизни людей является системой взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающейся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающей вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей,а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие эту общность от других. Каждая социальная группа имеет свои ментальные особенности. Сколько существует типов социальной стратификации, столько существует и видов ментальности. Каждый индивид, поскольку он одновременно входит в несколько социальных групп, является носителем разных видов ментальности – этнической, классовой, гендерной, конфессиональной.

18. Этническое сознание и самосознание. Этнологическое самосознание— чувство принадлежности к тому или иному народу и осознание отличия от других этнических групп, признак устойчивой социально-этнической общности. Формируется на основе представлений об общности происхождения, исторической судьбы, а также элементов традиционной культуры, передаваемых из поколения в поколение (обычаи, обряды, фольклор, особенности мировоззрения, нормы и образцы поведения) и социально-психологических характеристик.
Осознание принадлежности к определенному этносу позволяет человеку лучше понимать особенности социальной жизни, национальные интересы и проблемы, требующие решения, достижения духовной культуры народа и национальный менталитет.

Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. Национальному сознанию присущи следующие характеристики: - наличие целостной этнической картины мира; - его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации; - детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации.

Этническое самосознание проявляет свою индивидуальность при соприкосновении с другими этносами. Только сравнивая свой образ жизни, культуру, язык, свое мировоззрение, осознавая свое место среди других народов, этнос ощущает свою особенность, самобытность.
Самосознание позволяет индивиду выделить себя из объективного мира, осознать не только мысли и чувства, но и сравнить себя с другими, отождеств­ляя с определенной группой или же противопоставляя им. Не только этническое самосознание, но и самосознание вообще является тем признаком, без которого не может существовать ни один индивид, ни одна общность. На личностном уровне этническое самосознание следует рассматривать в единстве выражения неосознаваемых психических связей осознанного ощущения эмоционально-духовной близости с определенной этнической общностью. Не случайно в структурном отношении, в самосознании личности некоторые психологи выделяют единство трех сторон — познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и регулятивной (саморегуляция).
Этническое самосознание, как специфическая разновидность самосознания личности, в структурном отношении включает в себя также такие элементы, как представления об общности происхождения, мировоззрение, личный опыт, этноразличительные особенности языка, культуры, ощущение эмоциональной близости с определенной общностью, этностереотипы.

19. Этнические потребности, интересы. Этнические чувства. Этнические потребности и национальные интересы сохраняются постоянно, независимо от эпохи; имеют особые механизмы самореализации, которые обусловливают структурно-функциональные связи между различными ее частями. Однако в то же время этнические потребности и национальные интересы находятся в непрерывной динамике. Для функционирования этнические потребности и национальные интересы должны находиться в постоянной изменчивости, приспосабливаясь к самой динамике жизни не только не отставая, но, наоборот, опережая запросы этнических групп и национальных образованиях. В функционировании национальных интересов интегративные компоненты культуры играют важнейшую роль Благодаря знаковым системам оказывается возможным накопление, хранение и передача из поколения в поколение информации, обеспечивающей культурную преемственность в рамках этнических групп и наций.

Наиболее сложно найти специфичные черты культуры у наций, сформировавшихся преимущественно под влиянием экономических и государственно-политических факторов и выделившихся из многомерных социокультурных систем. Кроме того, у большинства так называемых "молодых наций" формирование общенациональных черт культуры не завершилось, поскольку еще очень велика роль этнических субкультур, особенно в тех случаях, когда нация формируется из различных по языку, происхождению, вероисповеданию, обычаям и традициям этнических групп. В одних случаях эти субкультуры со временем переплавляются в относительно целостную национальную культуру, в других - продолжают сохраняться как своеобразные вкрапления в национальную культуру, в-третьих - обособляются как отдельные единицы культуры.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

20. Этнические диспозиции: этнические установки и этнические стереотипы.Этнические установки на восприятие своего и других народов основываются не только на знании традиций этих народов, в которых наиболее ярко представлены стереотипы поведения, и истории межнациональных отношений, в которой проявляются стереотипы восприятия друг друга, - в них обязательно содержатся эмоциональный и оценочный компоненты. Одно и то же поведение в зависимости от отношения к его субъекту может интерпретироваться полярно: "наглость - внимательность", "безответственность - очень большая занятость", "небрежность - творческое отношение к делу".

Этнические установки формируют: 1. этнические стереотипы восприятия друг друга; 2. этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга; 3. этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов.

Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. Поступать подобным образом принято, стереотипизировано.

выводы: 1. Этническое в личности - целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде.2. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение.3. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями.4. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы их поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия.5. Представители разных этносов различаются не набором личностных качеств, а спецификой базовых этнических установок на приемлемость либо неприемлемость того или иного стереотипа поведения в своей и чужих этнических общностях.

21. Проблема этнизации. Этническая идентичность. Проблема взаимодействия двух начал социальной жизни - этнического и политического. Необходимость в теоретических и прикладных разработках вопросов, вызванных к жизни взаимонаположением этнического и политического, диктуется множеством обстоятельств. Наиболее существенными из них являются следующие: - конфликтогенный характер политизированной этничности представляет один из наиболее серьезных вызовов глобального уровня; - переход к демократии в полиэтнических государствах выявил сложную проблему, которая требует серьезного осмысления способов адаптации традиционно существующих стандартов демократии и гражданского общества;

- стойкость и развитие ментальных и политико-культурных структур национального типа требуют от профессионального сообщества пристального внимания и анализа.

Этническаяидентичность означает осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность – это комплексный феномен, имеющий определенный базис, включающий в себя три элемента – механизмы ге­нерации, признаки общности, а также условия формирования идентич­ности. В качестве механизма генерации этнической идентичности вы­ступает наличие определенного общественного статуса этнической общ­ности в геополитической картине мира. Специфика этнической идентичности заключается в том, что этнос для человека является надежной опорой в жизни в силу ряда причин. Так, сроки существования многих социальных групп ограничены во времени, их состав постоянно меняется, сам человек из таких групп может быть исключен в силу возраста, изменения места жительства, взглядов. Из этнической общности, которая устойчива во времени, человека исключить нельзя. Его этнический статус сохраняется им самим. Этническая идентичность также особенно важна в условиях интенсивных межэтнических контактов при усиливающейся трудовой миграции населения, туризме, перемещениях миллионов эмигрантов и беженцев.

22. Сравнительно-культурный подход к анализу социального поведения.Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей. Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. "Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!" - это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствияхсоциального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение - соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное - не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение - рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное - порождающее напряженность и конфликты.

К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение,демонстративное поведение

, конфликтное поведение и ошибочное поведение. Причинытого или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека - поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение. В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Другое важное различение - это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение - самое распространенное, и оно же - источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют - к сожалению, часто так же неосозанно.

23. Социально-психологические факторы этногенеза. Пассионарность. Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным. Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную. Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности». Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

Наши рекомендации