Экстренный уровень сопровождения
Субъектами сопровождения на экстренном уровне становятся замещающие семьи с приемными сиблингами в следующих случаях:
• Опекун отказывается от опеки над приемными сиблингами;
• В ситуации острого конфликта с приемными сиблингами (одним из сиблингов), который может угрожать здоровью членов семьи;
• Приемные сиблинги (кто - то из сиблингов) переживает состояние «сверхсильной стрессовой нагрузки» после насилия, острого переживания горя и утраты и т.д.
Возможно временное помещение приемного приемных сиблингов в социально-реабилитационный центр.
Основными задачами сопровождения на экстренном уровне являются либо предотвращение отказа от воспитания детей и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо нивелирование травматических последствий для ребенка его дезинтеграции из семьи. Континуум сопровождения имеет временные ограничения (не более трех недель). Интервенции носят интенсивный и глубинный характер. Куратором может быть назначен психолог. Он выступает в роли медиатора, а не редко и «переводчика» между приемными детьми и опекуном, а также членами базовой семьи.
Задачами психологической помощи на данном уровне сопровождения являются: нивелирование влияния острой стрессовой ситуации на семью (приемных сиблингов), коррекция нарушений поведений у приемного ребенка (детей), спровоцированных острой стрессовой ситуацией, повышение уровня стрессоустойчивости у семьи в целом и у приемных сиблингов, повышение уровня сплоченности и взаимной заботы в семье, повышение уровня психологической поддержки семьи, восстановление психофизических ресурсов опекуна, восстановление (сформированность) потребности опекуна в продолжении опеки над приемным ребенком, реинтегрирация приемного ребенка в семью опекуна.
Данные задачи конкретизируются для каждой семьи в соответствии с ее потребностями.
• Экстренная психологическая помощь.
• Кризисное семейное консультирование.
• Тренинг по преодолению эмоционального выгорания (для опекуна).
К задачам социально-педагогической помощи относятся: мобилизация социальной сети семьи в принятии решения о дальнейшей судьбе приемных сиблингов, восстановление образовательного статуса у приемных сиблингов (одного из сиблингов), реинтегрирация их в образовательную организацию.
На данном уровне в рамках медицинской помощи куратор осуществляет сопровождение сиблингов при получении экстренной медицинской помощи.
В рамках юридической помощи куратор обеспечивает доступ опекуна, приемного приемных сиблингов к бесплатной юридической помощи.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. РАБОТА С КЕЙСАМИ
1. Стажировка по методике. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева). Представьте, что Вы стали опекуном ребенка 5 лет с ДЦП. Изучите особенности развития детей с ДЦП (Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье Источник: http://aupam.ru/pages/deti/vospitanie_dcp_v_semje_ippolitova/oglavlenie.html)
2. . Исходя из новой роли проведите самотестирование по методике и определите свое отношение к болезни приемного ребенка по следующим шкалам: интернальность, тревога, нозогнозия, контроль активности, общая напряженность. Проанализируйте с какими проблемами Вы столкнулись при выполнении задания. При возможности протестируйте отношение к болезни ребенка у замещающего родителя, воспитывающего ребенка данной категории.
3. Вопросы и задания для практического занятия: Стажировка по методике М.В. Кравцовой «Диагностика сиблинговых отношений». Проведите самотестирование по методике и определите: насколько доверительны отношения между сиблингами, насколько сформировано у них взаимопонимание, есть ли у них сходство взглядов, общие символы, насколько легко им общаться. Если у Вас есть дети или Вы работаете с детьми, имеющими братьев и сестер, то проведите диагностику их отношений.
Самостоятельная работа.
Отреферировать статью Вишняков А.И, Киреева Н.В. Психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте