IV. Развитие личности умственно отсталого ребенка

Психологические закономерности развития личности нормального и аномального ребенка

Понятие «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Понимание сущности человека как совокупности биологических и социальных факторов его развития. Проблема наследования психических свойств. Л.С. Выготский об общих законах развития личности нормального и аномального ребенка. Реализация идей Л.С. Выготского в исследованиях, посвященных проблемам личности умственно отсталого ребенка (А.Д. Виноград В.А. Вярянен, Н.Л. Коломинский, И.П. Лаужикас, Н.Г- Морозова, Ж.И. Намазбаева, М.Г. Царцидзе, В.Ф. Шалимов и др.)-

Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника

Содержание понятия «направленность личности». Развитие понятия «направленность личности». Развитие потребностей и мотивов деятельности умственно отсталых школьников. Интересы и их развитие у детей с умственной недостаточностью. Условия формирования самооценки. Самооценка учащихся вспомогательной школы. Роль деятельности в развитии мышления и самосознания. Изменение уровня притязаний, и самооценки на разных возрастных этапах коррекционного обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы.

Чувства и воля умственно отсталых школьников•

Чувства и потребности личности. Понятие «социальный интеллект».

Роль мышления и социального практического опыта в формировании чувств у детей с нарушением интеллекта. Причины возникновения патологии эмоций у детей - олигофренов.

Понятие «воля». Структура волевых действий. Волевые качества личности, их проявления у учащихся специальной школы. Психолого-педагогические условия формирования устойчивых эмоциональных качеств личности у детей с умственной недостаточностью.

Межличностные отношения в группе детей с умственной отсталостью.

Коллектив и личность. Особенности общения у умственно отсталых детей в группе (классе). Содержание мотива общения :умственно отсталых со сверстниками и взрослыми. Критерии выделения умственно отсталыми детьми сверстников с высокой и низкой популярностью.

Причины возникновения и распада межличностных отношений группе учащихся старших классов вспомогательной школы. Лидерство, причины его возникновения в группе учащихся, младшего, среднего и старшего возраста. Зависимость лидерства от индивидуально-типологических и патологических свойств личности. Учет характера межличностных отношений в формировании детского и подросткового коллектива в специальной школе. Роль семьи в усвоении нравственных эталонов. Роль личности- учителя (воспитателя) в формировании эмоционально-волевой сферы учащихся.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей на каждом этапе диагностики. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития (медицинское; педагогическое; психологическое; социально-педагогическое. Программа педагогического изучения ребенка с нарушениями развития. Методы психологического изучения детей с нарушением развития. Нейропсихологическое изучение детей с нарушением развития. Специальные методики, используемые в психодиагностике (линостные опросники и проективные методики). Логопедическое обследование детей с нарушением развития. Коррекционная работа по результатам диагностики.

Содержание лекционного курса

(очная форма обучения)

Тема №1 (2 часа) Умственная отсталость как тип отклоняющего развития. Динамическая теория детского слабоумия К.Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Ядерные признаки умственной отсталости.

Основные этапы становления психологической науки об умственно отсталом ребенке.

Социально-экономические предпосылки к выявлению и оказанию помощи слабоумным в разные периоды развития общества.

Зарождение и развитие медицинского направления в изучении и классификации умственно отсталых в зарубежной и отечественной науке (Ф. Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин, И. П. Мержеевский, Г.И. Россолимо, С.С. Корсаков, Д.И. Азбукин, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.).

Психолого-педагогический и социологический подходы в изучении умственной недостаточности (А. Бине, Т. Симон, Д. Кеттел, Л. Терман, Е.Х. Маляревская, М.П. Лебедева, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, А.Н. Граборов и др.).

Развитие диалектико-материалистических основ специальной психологии (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.В. Занков, Б.В. Зейгарник, A.M. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).

Предмет, задачи современной специальной психологии, основные направления ее развития.

Объект и предмет исследования отечественной специальной психологии. Методологические основы отечественной психологии, единство законов развития психики в норме и при патологии. Роль идей Л.С. Выготского в формировании научно-теоретических основ современной специальной психологии. Реализация теоретических положений Л.С. Выготского в детской и специальной психологии. Задачи современной коррекционной психологии. Значение физиологии, биологии, генетики, детской психиатрии и других дисциплин в развитии психологической науки об умственно отсталом ребенке. Актуальность психологических знаний в диагностике, в практике обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Методы исследования психики аномального ребенка

Понятие «метод психического исследования». Основные принципы научного исследования, их обоснование. Основные вспомогательные методы психологического исследования. Наблюдение как инструмент изучения деятельности умственно отсталого ребенка. Психологический эксперимент, его виды, требования к организации, составляющие процедурные компоненты психологического эксперимента. Тесты, их роль в психологической диагностике умственного развития. Роль катамнестического метода для исследования динамики психического развития детей с умственной отсталостью. Современные взгляды на использование различных методов исследования психики умственно отсталого ре6енка (А. Анастази, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, А.Ю Панасюк, Г.В. Шумаров, В.А. Аботиньш и др.).

Определение понятия «умственная отсталость» в современной специальной психологии

Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выгтский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости степени выраженности нарушений интеллекта и тенденции использования в науке следующих дефениций: «идиотия», «имбецильность», «дебильность». Значение клинико-генетических, психологических, социологических исследований для предупреждения возникновения и правильной диагностики интеллектуальных нарушений.

Наши рекомендации