Основные цели, задачи и виды профессиональной психологической подготовки
В соответствии с приказом МВД России № 660 от 02.09.2013 г. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» п. 5.5 психолог подразделения «проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния». А в соответствии с приказом МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» морально-психологическая подготовка является основной формой морально-психологического обеспечения, представляющая собой самостоятельный вид обучения сотрудников.
Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам, к каковой и относится психологическая подготовка. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.
Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти Российской Федерации, научных учреждений, общественных объединений, входящих в состав внештатных лекторских групп органов, организаций, подразделений МВД России.
Исходя из вышесказанного – психологическая подготовка это специальный раздел морально-психологической подготовки, направленный на формирование у сотрудников полиции психологических знаний и компетенций, необходимых для эффективного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
Именно эффективная организация психологической подготовки способствует формированию у сотрудников полиции психологических знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять задачи, стоящие перед органами внутренних дел Российской Федерации.
Целью психологической подготовки является выработка у сотрудников органов внутренних дел психологических знаний, умений и готовности к успешному преодолению психологических трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, в интересах повышения эффективности выполнения своих обязанностей в штатных и экстремальных условиях.
Задачами психологической подготовки сотрудников являются изучение и формирование:
· необходимых психологических знаний для адекватной оценки и учета негативных психологических факторов в процессе оперативно-служебной деятельности;
· профессионально важных психологических качеств (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и др.);
· психологической устойчивости в процессе преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;
· психологической готовности к применению огнестрельного оружия;
· умения использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач.
Психологическая подготовка с руководящим составом органов, учреждений и подразделений внутренних дел ориентирована на повышение его психологической компетентности путем формирования и отработки:
· психологических приемов и способов, обусловливающих эффективность руководства служебными коллективами (создание благоприятного социально-психологического климата, предупреждение конфликтных ситуаций, проведение индивидуальной психологической работы, совершенствование стиля руководства и другие вопросы психологии управления);
· психологической устойчивости к стрессовым ситуациям управленческой деятельности;
· умений, практических навыков, а также современных средств, методов и форм ведения работы с личным составом (в т. ч. по укреплению законности и дисциплины) с использованием достижений прикладной психологии.
Система морально-психологической подготовки содержит в себе следующие элементы: правовое; кадровое; методическое (научно-методическое); материально-техническое; организационное обеспечение.
Правовая составляющая системы психологической подготовки представлена ведомственными нормативными правовыми актами и документами, определяющими порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Кадровая составляющая системы психологической подготовки определяет субъектов, реализующих этот вид подготовки. Занятия по программе профессиональной психологической подготовки с личным составом проводятся психологами. В образовательных учреждениях МВД России учебный процесс (в отношении переменного состава) осуществляется преподавателями психологических дисциплин.
Методическая составляющая системы регламентирует содержание психологической подготовки в органах внутренних дел, формы и методы проведения занятий, психологические приемы повышения эффективности оперативно-служебной, служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса.
Основной формой морально-психологического обеспечения (МПО) в органах внутренних дел является морально-психологическая подготовка (МПП), представляющая собой самостоятельный вид обучения сотрудников.
Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач[45].
От уровня ее сформированности зависит отношение сотрудника к труду, к другим людям и к самому себе. Включая в себя морально-психологические знания, взгляды, убеждения (моральное сознание), морально-психологические мотивы, умения, навыки и морально-психологические качества, она выступает личностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке. Это важная характеристика воспитанности и обученности личности, ее сознания, психологии, профессиональной культуры и образованности.
Подход к организации и проведению морально-психологической подготовки выражается в построении ее как целостного педагогического процесса и в разработке всех ее системных элементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, обеспечения, способов контроля и оценки. Морально-психологическую подготовку сотрудников следует рассматривать как вид профессиональной подготовки, специфичный в условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и правоохранительными органами.
Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам.
К основным задачамморально-психологической подготовки относятся:
подготовка сотрудников к решению оперативно-служебных задач;
формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу и присяге;
развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей; профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;
формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений вседозволенности, неправомерного применения силовых методов;
формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;
сплочение коллективов органов внутренних дел на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, ответственности, чести;
повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.
Содержание морально-психологической подготовки определяется целью и задачами и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий. В общем виде в него могут входить также разделы: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долга сотрудника, должностного лица; морально-психологические аспекты решения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника, с гражданами; морально-психологические вопросы поведения сотрудника в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника в экстремальных условиях; морально-психологические основы поведения сотрудника в быту, основы здорового образа жизни; вопросы морали в работе сотрудника над собой.
Как видно из целей, задач и содержания МПП - это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением. Морально-психологическая подготовка - часть системы воспитания личного состава.
Морально-психологическая подготовка, имея общую основу для всего личного состава, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам, образуя разные видыМПП:
по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий);
по специальностям: МПП личного состава оперативных подразделений, специальных отрядов, инспекторов ГИБДД, участковых уполномоченных полиции и др.;
по категориям личного состава: МПП рядового, младшего начальствующего, инспекторского состава и командного, начальствующего, руководящего состава;
по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и др.
Особенности содержания морально-психологической подготовки начальствующего и руководящего состава могут включать, например, дополнительно такие вопросы:
значение и сущность морально-психологической подготовленности руководителя;
цели, задачи, содержание, организация и методика морально-психологической подготовки в правоохранительных органах;
особенности формирования у подчиненных моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений, навыков и качеств;
морально-психологические факторы в управленческой деятельности руководителя;
влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность подчиненных, морально-психологические последствия административно-командного стиля управления;
морально-психологическое влияние на подчиненных особенностей личности руководителя, стиля и методов его работы, поведения, принимаемых решений;
морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными;
морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом;
морально-психологические аспекты руководства профессиональной деятельностью персонала;
особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных задач и к действиям в экстремальных условиях.
Достижение целей и решение задач МПП возможно ее организацией и проведением по двум теснейшим образом связанным направлениям:
МПП в ходе службы и решения профессиональных задач;
МПП в процессе специального курса.