Глава7 Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
Как становится ясно видно из вышесказанного, девианты — люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе — семье.
К «отклоняющемуся» индивиду могут применяться различные формы и методы воздействия. Социальный контроль может осуществляться правовыми органами, которые используют принудительные меры; разнообразными социальными институтами и организациями, где за отклоняющееся поведение предусмотрены экономические или организационные санкции; выражаться в форме общественного мнения и остракизма.
Следует отметить, что социальный контроль должен предусматривать усилия ближайшего социального окружения, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов, их исправление или корректировку поведения, мотивации, ценностной структуры и т.д.
Толкотт Парсонс (1951) проанализировал три инструмента социального контроля. Таковыми, по его мнению, являются: изоляция — применяется с целью отлучения девианта от других людей, она даже не предусматривает попытки реабилитации; обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом он не полностью изолирован от общества, что позволяет девиантам досрочно получить свободу, когда они готовы следовать нормам общества; реабилитация — девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и осуществлению своих ролей в обществе.
В нормативном и психологическом аспектах (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и др.) в отечественной научной литературе определены и описаны восемь компонентов, образующих систему социального контроля. Прежде всего — индивидуальные действия (1), проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой. Реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей социальной шкалы оценок (2), производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Результатом функционирования социальной шкалы оценок является категоризация индивидуального акта (3), отнесение его к определенной категории действий (социально одобряемой или порицаемой). Категоризация индивидуального действия зависит от характера общественного самосознания (4), в том числе общественной самооценки и оценки группой ситуаций, в рамках которых она действует (социальная перцепция). От состояния общественного самосознания непосредственно зависят характер и содержание социальных действий (5), выполняющих функцию позитивных или негативных социальных санкций. Реакция индивида на социальное действие зависит от индивидуальной шкалы оценок (6), производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация (7) индивида (принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания (8), в том числе от самооценки и оценки ситуации, в рамках которой действует индивид (индивидуальная перцепция). От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на социальное действие.
Каждый из компонентов системы социального контроля может подвергаться внешнему и внутреннему воздействию, корректировке. Таким образом, социальный контроль глубоко связан с системой корригирующих факторов, изменяющей социальное поведение индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, установки и т.п. В связи с этим следует учитывать и то, что социальный контроль может либо усиливать воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.
Превентивные мероприятия неправомерно рассматривать лишь с позиции социального контроля, хотя он, безусловно, не утрачивает своего значения и уместен в том случае, когда речь идет о нейтрализации прямых десоциализирующих влияний, т.е. в случае, когда имеют место социальные отклонения уголовно наказуемого, криминального характера как в поведении самой личности, так и среди ее ближайшего социального окружения.
В связи с этим негативное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего социального окружения, согласно С.А. Беличевой, можно разделитьна прямые и косвенные десоциализирующие влияния.
Прямые десоциализирующие влияния оказываютсясо стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы девиантного поведения, когда действуют социально деструктивные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности девиантного типа.
Косвенные десоциализирующие влияния социальной среды могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического, социально-педагогического характера. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний социальной среды, но и создание воспитывающей среды в различных коллективах — школьных, внешкольных, семейных, досуговых и т.п., что позволит им стать предпочитаемой средой общения и деятельности с высокой референтной значимостью в глазах младших членов коллектива и тем самым в полную меру выполнять свои функции ведущих институтов социализации.
Понятно, что раннюю профилактику следует рассматривать не столько с позиций социального контроля, сколько с позиций превентивного процесса десоциализации и управления процессом социализации детей, подростков, юношей, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер коррекционно-воспитательной деятельности и социально-психологической реабилитации.
У нас в стране имеются свои традиции превентивной теории и практики. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своей блестящей опытно-экспериментальной работе они. по сути дела. заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудными, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а В.Н. Сорока-Росинский и А.С. Макаренко — в замкнутом социуме детской колонии.
Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность — общество», «личность — социальная, среда», «личность — группа», «личность—личность».
Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т.п., осуществляемое социально-педагогическими и психологическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, переосмыслении, переоценке, корректируя поведение личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, обществе в целом нормами.
Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка, подростка, юноши, вызванных главным образом социальными нарушениями.
Интересный подход к такой работе предложили болгарские исследователи Н. Владинска и Н. Петрова [11]. Этот подход базируется на трех типах взаимодействия:
1) между этапом асоциального поведения и социальной деятельностью;
2) между социальной помощью и центрами, через которые эта помощь осуществляется;
3) между элементами коррекционно-воспитательной работы как видом социальной помощи.
В работах болгарских ученых раскрывается взаимодействие между асоциальным поведением и коррекционной деятельностью на разных этапах асоциального поведения, которые определены на основе нескольких признаков: а) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; б) степень несоответствия диспозиции личности общественным требованиям, нормам и законам. Она определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; в) единичность и рецидивность асоциальных действий.
На каждом этапе асоциального поведения личности модель предлагает определенную реакцию со стороны общества в форме помощи или санкций.
Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения:
1. Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов, их единичность и рецидивность.
2. Отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.
3. Стимулы и санкции.
4. Институты, осуществляющие социализирующие влияния.
5. Социальный прогноз.
На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые симптомы его:
непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы).
Особенности этого этапа дают основание предполагать, что причины применения социального контроля кроются, прежде всего, в неправильном воспитательном воздействии. Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям). Во-вторых, помощь должна быть направлена на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности.
При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.
Второй этап девиантного поведения может характеризоваться дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения.
Отношение личности к социальным нормам может быть различным:
а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;
б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;
в) личность оценивает свое поведение отрицательно, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушенности в социальном поведении.
На третьем этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.).
Личность либо принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентифицированном с образом, который остальные имеют о личности.
На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместна индивидуальная и групповая коррекционно-воспитательная работа.
Санкции на этом этапе могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды.
На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справится с проблемами.
Четвертый этап — устойчивое девиантное поведение — включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером.
Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеивание ярлыка» (стигмация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.
Пятый этап — устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормамсо стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе.
На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное.
При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению. Приведенные этапы девиантного поведения имеют условный характер, так как каждый отдельный девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.
Учет их тем не менее даст школьному психологу, социальному педагогу и социальному работнику возможность маневра в выработке конкретной социально-педагогической и психологической программы по корректировке девиантного поведения личности школьника, а также альтернативных форм и методов коррекционно-воспитательной работы, особенно на последних этапах девиантного поведения.
Что же касается коррекции личности девианта, то процесс перевоспитания выполняет следующие функции:
1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная —формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4. Корректирующая— исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
Процесс коррекции можно представить в такой упрощенной схеме:
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих it корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев самокоррекции предполагает также наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом.
Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию, которое заключается в осознании и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств. От особенностей самосознания во многом зависит характер социальной активности человека, направленной на совершенствование (или социальное деградирование) себя, своего «Я», своей деятельности.
В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализовываться без вмешательства со стороны психологов, социальных педагогов и без усилий со стороны самих девиантов. Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей девианта может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке девиантного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых человек может компенсировать слабовыраженные особенности или развить эти особенности до определенного уровня.
Взаимодействие различных индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков можно представить следующим образом. Самокоррекция как эффект взаимодействия свойств различных уровней индивидуальности осуществляется на основе определенных социальных условий и требований: общих социальных норм, психолого-педагогических воздействий, конкретных условий и требований деятельности. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей.
Известный отечественный ученый-педагог В.П. Кащенко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Несколько сокращенный вариант этой классификации.
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов; б) коррекция страхов; в) метод игнорирования; г) метод культуры здорового смеха; д) коррекция навязчивых мыслей и действий; е) коррекция бродяжничества; ж) самокоррекция.
2. Специальные или частнопедагогические методы: а) коррекция недостатков поведения детей; б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2.Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Этапы осуществления коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Безусловно, это не жесткая схема, обязательный алгоритм практической деятельности школьного психолога или социального педагога. В реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на «освоение» им того или иного этапа. Это зависит также и от возможности, способности и готовности личности самого девианта осуществлять эту деятельность. Но ориентироваться на их совокупность и последовательность психологу и социальному педагогу все же необходимо.
Наиболее сложнымиэтапами (с точки зрения их практического применения)являются третий, четвертый и пятый.Надо сказать, чтовыбор метода,а тем более целой методики или технологии, — одиниз наиболее сложных этаповдиагностико-коррекционнойработы психолога и социального педагога.
Известно, что в психологической, социологической и педагогической науках существует два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей:количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, икачественный,ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.
Один из существенных недостатков использования любых стандартизированных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного социально-психологического диагноза. Начинающему практическому психологу или социальному работнику часто кажется, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это заблуждение. Ведь даже прекрасное знание диагностико-коррекционных технологий и умение их использовать не дают права на категоричное экспертное решение, а тем более заключение — нужны еще глубокий социальный, психологический, педагогический анализ и профессиональная интерпретация комплекса различных показателей в их динамике.
Опыт работы школьных психологов и социальных педагогов показывает, что применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними. Данные специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).
Я согласен с К. Роджерсом, который подчеркивает, что в наше время нельзя утверждать, что какой-то один подход или метод «самый лучший» и «единственно правильный». Это сковывает нашу науку и практику, лишает способности реагировать на новое. Поэтому становится совершенно очевидным тот факт, что лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание. И в числе первых практических шагов, которые должны предпринять психолог и социальный педагог, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи девиантного поведения, которые имеют патосоциальную природу.
Традиционно причины отклоняющегося поведения пытаются определить, выясняя особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. Безусловно, анализ данных факторов чрезвычайно информативен. Школьному психологу, социальному педагогу важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
Очень важно проследить путь, который привел подростка именно в эту группу. Важной является информация о субъективном отношении подростка к себе, своему поведению, социальному окружению. О значимости последнего говорят в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов (социально-психологическая атмосфера в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие,, наследственность и т.п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания — честности и реалистичности осознаниясебяи своего социального окружения.
В отечественной научной литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной и психотерапевтической работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Следует отметить, что овладеть теми или иными способами (технологиями) такой работы только по литературным источникам без активного практического обучения весьма сложно.
Поэтому мы представляем авторскую программу коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.
Достоинство данной программы состоит в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и социальную коррекцию. Эта программа ориентирована на наиболее «сложных» детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные авторами компоненты, с одной стороны, являются достаточно общими, а с другой — могут быть творчески видоизменены и конкретизированы в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.
Нами сформулированы принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
— единство диагностики и коррекции;
— нормативности развития;
— системность развития психической деятельности;
— деятельностный принцип коррекции;
— нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
— понимание и сочувствие;
— прагматизм психолого-педагогического воздействия»
— приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
— творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
— профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Показания к применению: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность или раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОПРОСНИК «СОП»
Вариант М
Инструкция
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Не обдумывайте ответы очень долго, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.
6. Я бы взялся за опасную работу, если бы за нее хорошо заплатили. ^
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть
летчиком-истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила
и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам,
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
23. Я иногда не слушаюсь родителей.
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
30. Я всегда покупаю билет в транспорте.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
36. Мне редко удается заставить себя продолжатьработу после ряда обидных неудач.
37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других.
45. Если в фильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
46. Иногда я скучаю на уроках.
47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
48. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что о нем думаю.
49. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.
50. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
51. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
53. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
54. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
57. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
60. Меня раздражает, когда девушки курят.
61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
64. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
65. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
66. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
67. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
70. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руки вещь и ломал ее.
71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
72. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
74. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
75. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
76. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.
77. Я часто не могу сдержать свои чувства.
78. Бывало, что я опаздывал на уроки.
79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
82. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.
83. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
84. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
88. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
93. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
95. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
96. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
97. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
ОПРОСНИК«СОП»
Вариант Ж
Инструкция
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или неправильных» ответов. Не обдумывайте ответы очень долго, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.
6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Я иногда люблю немного посплетничать.
9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
11. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это нормально.
15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
16. Я с удовольствием смотрю боевики.
17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет. .
19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
20. Мне часто бывает трудно сделать работу к точно определенному сроку.
21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.
23. Бывало, что я не слушалась родителей.
24. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость,
25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься каратэ или похожим видом спорта.
26. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
28. Иногда мне так и хочется сделатьсебе больно.
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
30. Я всегда плачуза проезд в общественном транспорте.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
32. Я всегда выполняю обещания» даже если мне это невыгодно.
33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
35. Бывало,что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.
36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.
37. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.
38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
41. Если бы я родилась в давние времена, то стала бы благородной разбойницей.
42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
45. Если в фильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
46. Бывает, что я скучаю на уроках.
47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую извинений.
48. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.
49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
50. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
51. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
53. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.
54. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.
55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
57. Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.
58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
60. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
62.. Бывало, что у меня возникало желание .выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.
63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
64. Некоторые люди побаиваются меня.
65. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
66. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
67. Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.
68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первой начать драку.
70. Я могу вспомнить случай, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руки вещь и ломала ее.
71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
72. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.
73. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
74. Счастливы те, кто умирают молодыми.
75. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
76. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам — это допустимо.
77. Я часто не могу сдержать свои чувства.
78. Бывало, что я опаздывала на уроки.
79. Мне нравятся компании, где все, подшучивают друг над другом.
80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
82. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
83. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
84. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
88.. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
89. Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне по-настоящему проявить себя.
90. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
91. Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыгнуть вниз.
92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
93. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.
94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
95. Я бы с удовольствием покатилась на горных лыжах с крутого склона.
96. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.
97. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки. . 98. Мне иногда не хочется жить.
99. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.
100. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.
101. Я люблю смотреть выступления боксеров.
102. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.
103. Я считаю, что уступить в споре — это значит показать свою слабость.
104. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.
105. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной.
106. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.
107. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия И.О.____________Пол___________Возраст____________
Да Нет | Да Нет | Да Heт | Да Нет | Да Heт | Да Heт |
33. | |||||
I8 |
Результаты
Шкалы Баллы | Шкала | Шкала | Шкала | Шкала | Шкала | Шкала | Шкала | Шкала |
Первичные баллы | ||||||||
Коррекция | ||||||||
Первичные баллы с коррекцией | ||||||||
Т-баллы | ; |