Основные этапы развития менеджмента туризма
Перечень сокращений, перечень иллюстраций
ВТО – Всемирная туристская организация
НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (разработки)
РСТ – Российский союз туристкой индустрии
НТА – Национальная туристская ассоциация
НКА – Национальная курортная ассоциация
РГА – Российская гостиничная ассоциация
АТАРТ – Ассоциация туристских агентств Республики Татарстан
НТР – научно техническая революция
Тема 1. Туризм как объект управления
Основные понятия и управленческие категории туризма
«Менеджмент» (manage) – в переводе с английского означает «управление». Трактовок понятия «менеджмент» существует очень много. В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.
Туризм – это самый массовый феномен XX в., одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем это понятие намного шире: совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели программы о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды.
2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Туристы не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более.
3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки (и международной и в пределах одной страны) не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
1. деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
2. туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Таким образом, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Данное определение в некоторых случаях может быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Слово «туризм» («tourism», «tourisme», «turismo»), произошло от выражения «великий тур» («grand tour»), которое означало первоначально ознакомительную поездку. Его совершали в XVII-XVIII вв. молодые представители богатых сословий, а в XIX в. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как и во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма – знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм – это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристской деятельности можно отнести и другие виды предприятий и организаций (транспортные компании, страховые и прочие).
Следовательно, туризм–отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять.
Виды и формы туризма
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления (табл. 1.2.1.):
Таблица 1.2.1.
Виды туризма
Вид | Содержание |
Туризм с целью отдыха | кратковременный или более продолжительный отдых с целью физического или психологического восстановления организма, так же сюда относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды. |
Туризм с целью изучения культуры | ориентирован на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей, паломнический – посещение мест, имеющих особое религиозное значение. |
Общественный туризм | поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives – VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что туристы сознательно интегрируются в группы благодаря интересующей людей развлекательной или спортивной программе. |
Спортивный туризм | поездки с целью активного и пассивного участия в спортивных мероприятиях. |
Экономический туризм | поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д. |
Политический туризм | подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями. |
Социальный туризм | путешествия, которые субсидируются из средств, выбираемых на социальные нужды, чтобы создать условия для путешествий школьникам, студентам, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку. |
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации туристов, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента (табл. 1.2.1.).
Таблица 1.2.1.
Формы туризма
Признак | Форма |
В зависимости от происхождения туристов | Внутренний и международный |
В зависимости от его организации (организационной формы) | Паушальный и индивидуальный |
В зависимости от длительности пребывания | Продолжительные и непродолжительные поездки. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; 3-5 часов; 6-8 часов; 9-11 часов; 12 и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92-365 ночей. Кратковременны й туризм включает в себя деловой туризм и туры выходного дня, средняя продолжительность которых составляет 2-4 дня. |
В зависимости от возраста путешествующих | Дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше). |
В зависимости от транспортных средств | Авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный, речной и морской. |
В зависимости от времени года | Зимний и летний туризм, межсезонье. |
Кроме указанных критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Например, ВТО предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм – путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма, которые могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону.
Понятие «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» – внутренний и выездной туризм; «международный туризм» – въездной и выездной туризм.
Основные этапы развития менеджмента туризма
Сегодня вряд ли кто скажет, когда и как зародились искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической, когда возникала необходимость в установлении и поддержании порядка в обществе; экономической – при изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной – при защите от врагов и диких зверей.
Даже в древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность определенных групп. Сама жизнь заставляла первобытные народы быть прекрасными следопытами, путешественниками, обязывая их знать географию обитаемых земель и чутко прислушиваться к неумолимым законам суровой природы. В результате этого закладывались и развивались различные умения и навыки, совершенствование которых и приводило к необходимости совершать далекие походы и путешествия, открывая неведомые земли.
В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза – до XIX в.; начальная фаза – 1800 – 1917 гг.; фаза развития и подъема – 1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности – 1990-й год и по настоящее время.
Эти периоды отличаются выбором транспортных средств – пешком – на лошади – паровозом (по железной дороге) – на автомобиле – на самолете; мотивацией путешествий – от путешествия, вызванного необходимостью, к путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреация и т.п.); количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям – от элиты – к среднему сословию – к состоятельным классам и до массового охвата людей туризмом (т.е. всех слоев общества).