Организация работы и практические задачи, решаемые во время практики
После ознакомления со структурой и должностными инструкциями психолога детской поликлиники я наблюдала за приемом психолога и проводила анализ ее работы. Затем я самостоятельно (под контролем руководителя) выполняла следующие практические задачи: определяла уровень нервно-психического развития у детей в возрасте 12 месяцев (профилактический прием); проводила беседу с мамой об адаптации ее ребенка к ДДУ, а с ребенком проводила тест «Узнавания фигур»; проводила анкетирование матери девочки по анкете «Вы и Ваш ребенок»; проводила с мальчиком тест «Несуществующее животное» (рисунок Приложение № 2) и др.
В конце практики я анализировала эффективность работы психолога и выполнила отчет по учебно-ознакомительной практике.
2.2. Практические задачи, решаемые во время практики
Наблюдение за приемом психолога. На приеме мать с сыном 13 лет. Жалобы матери на ухудшение успеваемости у ребенка, его невнимательность, рассеянность и неуверенность в себе. Цель моего наблюдения в данном случае – установление факта существования явлении замкнутости и выявления медико-социального риска для их типологизации. Во время беседы в форме общения психолога и пациента мною велся учет внешних проявлений, связанных непосредственно с испытуемыми, их психическим состоянием (выражение глаз, мимика, моторика, речь), делались записи регистрируемых признаков и некоторых установочных фраз из разговора психолога. Я следила за интонацией психолога во время диалога. Психолог проявляла профессиональный интерес к матери и сыну как к объекту восприятия и наблюдения для формирования на этой основе конкретных перцептивных знаний и психологических факторов, а так же способности к отражению внутреннего мира другого человека и эмоциональной сопричастности друг с другом. Она изучала их личности и интересы в жизни, осознанность поступков, выявляя информацию о социальном положении и событиях прошлой жизни.
Исследуемый занимал одну и ту же позу, во взгляде замечалось напряжение, выражал равнодушие, был застенчив. За ним замечено понижение настроения, снижение жизненно-важных (витальных) побуждений, пубертатная истощаемость (ухудшение успеваемости, нарушение внимания, легкость возникновения реакции на замечания родителей), пессимистическая оценка себя и своего положения – это признаки начального проявления синдрома депрессии, характерного для некоторых подростков в период полового созревания. Мать проявляла доброжелательность, легко общалась.[4]
Психолог постоянно поддерживала контакт с собеседниками, следя за их поведенческими реакциями, умело и правильно задавала основные и поддерживающие беседу вопросы каждому опрашиваемому, чтобы сделать внешний и внутренний анализ проблемы. Применяла последовательность вопросов для упорядочения диалога. Вопросы задавала без внушительного влияния, спокойным голосом, чтобы получить информационно-содержательный ответ. Для формирования обобщающих психологических выводов не перебивала собеседников, провоцировала высказаться больше.
В результате цель беседы была достигнута: мальчик подтвердил согласие к стремлению личностного максимализма и самоутверждению.[5] [6]
Проведение теста «Несуществующее животное». Цель исследования - изучение личности. Относится к проективным методикам. Исследуемый - мальчик 9 лет.
Оценка показателей. Положение рисунка в нижней части - ребенок не уверен в себе, обладает низкой самооценкой, подавлен, нерешителен, у него отсутствует тенденция к самоутверждению. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Боязнь активности. На голове расположены уши (значение- значимость мнения окружающих о себе). Открытый рот без прорисовки языка и губ трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия, тревожность. Резкая прорисовка радужки глаз - человеку своственно переживание страха. Однотипность и однонаправленность формы лап - конформность суждений и установок в принятии решений. Хвосты выражают отношение к собственным действиям. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Падающее движение вниз - недовольство собой, сомнение в собственной правоте. Прорисовка линии контура фигуры - защита от окружающих (со страхом и тревогой). Характер линий рисунка - жирная с нажимом - означает тревожность. Название рисунку ребенок не придумал. [7]
В результате тестирования можно сделать вывод, что ребенок не уверен в себе, подавлен и тревожен. Необходимо провести несколько психологических бесед для выявления причин такого поведения и их устранения.[8] [9]
2.3. Перечень невыполненных заданий
В процессе практики я не выполнила тест Шмишека на диагностику акцентуации характера подростков, не выполнила тест интеллекта Векслера. До совершенства не отработала вопросы овладения диагностико-клинической беседы для более глубокого осмысления вопроса проблемы личности. Мне необходимо совершенствовать навыки клинического психолога.
Заключение
В период прохождения учебно-ознакомительной практики мною выполнялась работа помощника психолога с целью овладения практическими знаниями и методической подготовкой с учетом этических норм (не допуская предвзятости к консультируемым) и правил работы.
Мне очень понравилось работать с психологом детской поликлиники. Я пыталась перенять ее опыт, уверенно давать родителям и детям конкретные рекомендации по выявленной проблеме. Наблюдая за беседой психолога, я старалась определить значимость проблемы, с которой обратились пациенты и выявить методы ее решения. Училась вести диалог, примечая последовательность вопросов, делала заметки об интонации психолога, формировала навыки наблюдения. Училась анализировать ситуацию с целью выяснения индивидуально-психологических особенностей личности, включалась в работу психолога. Убедилась, что наблюдение один из важнейших методов исследования. Для успешной организации и проведения психологических наблюдений необходимо следовать плану и программе исследования, уметь фиксировать поведенческие признаки и их выраженность. Нужно стараться максимально возможно решать задачи, возникающие в ходе исследования с оценкой внешних обстоятельств, сопутствующих наблюдению.
За время практики я научилась анализировать проблему пациента и определять последовательность работы по ее устранению. Узнала, что существует огромное количество диагностических тестов и методик для работы с пациентами. Также отработала навыки по работе современными диагностическими и коррекционными средствами для работы психолога («Волшебный лабиринт», задачник Г. Остера, кубики Никитина, «Цветные дорожки», логические карточки и т.д.).
В предложения по совершенствованию организации работы психологической службы могу порекомендовать взять на работу дополнительно одного или двух психологов для более полного охвата осмотрами психолога детей Сегежского района. Также предлагаю организовать выезды психолога в отдаленные поселки района для проведения работы с детьми и педагогами. Для улучшения качества работы специалиста необходимо постоянно оснащать кабинет психолога современными диагностическими средствами.
Я сделала вывод о большой значимости практики для себя. Прохождение практики помогло мне составить полное и цельное представление о структуре и функциях психологической службы в детской поликлинике, а также о содержании работы психолога в поликлинике. Для себя я определила конкретные вопросы, которые буду совершенствовать в процессе дальнейшей учебы и работы в области психологии. Мне необходимо овладеть навыками планирования своей деятельности, научиться уточнять неясности, задавать встречные вопросы, при принятии решения продолжать беседу. Во время беседы выражать только профессиональный интерес к объекту исследования. Психологически грамотно учиться подготавливать и вести беседу, для достижения хорошего контакта между исследователем и опрашиваемым, вырабатывать гибкость тактики.
Я решила, что работа психолога детской поликлиники очень интересна, важна и ответственна. Умелая психологическая беседа не только дает информацию психологу и проверку психического статуса клиента, но и помогает ему выйти из затруднений и предопределить пути к саморазвитию личности.
.
Глоссарий