Понятие менеджмента неоднозначно

Короленок Г.А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) - Минск: БГЭУ, 2010.

Тема 1 Задачи, содержание и структура курса

Цель: Изучить содержание, задачи и структуру курса «менеджмент в торговле».

Вопросы:

1. Понятие и задачи менеджмента

2. Менеджмент как наука управления. Основные школы менеджмента.

Понятие менеджмента неоднозначно.

При рассмотрении менеджмента как процесса управления различными сторонами деятельности организации обычно выделяют следующие функциональные сферы: производство, маркетинг, финансы, персонал, эккаунтинг. Говоря о менеджменте как процессе управления, выделяют следующие его функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Итак, менеджмента – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи:

· Постановка целей объекта управления;

· Разработка средств и способов их достижения;

· Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.

Структура менеджмента состоит из нескольких блоков (рис. 1.1).

 
  Понятие менеджмента неоднозначно - student2.ru

Рис. 1.1. Структура менеджмента

Механизм управления состоит из задач, функций, принципов и методов управления.

Структура управления включает виды управления, систему управления, кадры управления и технические средства управления.

Процесс управления – это содержание процесса управления, организация управления, технология процесса управления и т.д.

Механизм развития системы управления составляет организация совершенствования системы управления на всех уровнях иерархии.

Искусство управления предполагает новые подходы к развитию активности, творчества, инициативы в управлении.

Т.Питерс и Р.Уотермен в своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента, которые представлены на рис. 1.2.

На практике сложились следующие основные концепции менеджмента: управление по принципу исключения, управление по принципу делегирования полномочий, управление посредством согласования целей и системное управление посредством передачи прав другим лицам и широкого саморегулирования на основе автоматизированных систем управления.

 
  Понятие менеджмента неоднозначно - student2.ru

Рис. 1.2. Семь переменных успешных организаций

2. Менеджмент как наука управления своими корнями уходит в далекое прошлое. Появление первых элементов управления было связано с возникновением клинописи и созданием системы счета. Так, элементы государственного управления, организации и контроля при строительстве крупных сооружений начали развиваться в Египте 4000 – 2600 лет до н.э.

В 1760 г. до н.э. были разработаны соды законов Вавилонии; в V – IV вв. до н.э. в Греции впервые был введен демократический орган управления – народное собрание, которое позволяло гражданам участвовать в управлении государством.

Формы государственного управления первым исследовал Сократ (около 470 – 399 гг. до н.э.), позже Платон (428 – 348 гг. до н.э.) предпринял попытку разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) разработал теорию и практику управления войсками, им был создан штаб войска, который координировал взаимодействия между отдельными подразделениями армии. Важным вкладом в развитие науки управления стало введение в Италии бухгалтерского учета с помощью двойной записи операций. Возникновение бухгалтерского учета – это своего рода предпосылка появления функций управления: учета и контроля.

Более поздний этап развития менеджмента (его часто называют индустриальным) связан с именами таких известных мыслителей и ученных, как А.Смит (1723-90), Т.Джефферсон (1743-1826), Р.Оуэн (1771-1858), Дж.С.Милль (1806-73) и др. Для данного этапа было характерно быстрое развитие крупного масштабного производства, которое нуждалось в эффективном управлении. В то время были начаты исследования в области теории и практики государственного управления производством, развития научных методов анализа производительности труда, разработка методов контроля использования ресурсов, учения об управлении, взаимоотношений государства и экономики. Именно индустриальный этап послужил предпосылкой создания целостной системы знаний в различных облостях управлений. Сформировались управленческие школы.

Одним из основоположников научного менеджмента является Ф.У.Тейлор, который в книге «Принципы научного управления» (1911) разработал научную систему знаний о принципах рациональной организации труда. Тейлором бы­ли предложены дифференциация системы оплаты труда, проведение хронометража, способы рационализации трудо­вых приемов, что и определило возникновение механизма научного менеджмента (управления).

В основе теории научного управления, по мнению Ф. Тейлора, лежат четыре научных принципа:

• научное исследование каждого вида деятельности;

• отбор менеджеров и рабочих на основе научных крите­риев;

• совместная работа менеджеров и рабочих по внедрению НОТ;

• справедливое и равномерное распределение обязанно­стей и ответственности между рабочими и руководством.

В результате проведенных исследований Ф. Тейлор при­шел к выводу, что основная причина низкой производитель­ности труда заключается в несовершенстве системы стиму­лирования рабочих. Им была разработана целая система ма­териального стимулирования рабочих, предложена «про­грессивная» система оплаты.

В своих разработках Ф. Тейлор выделил три основные проблемы в организации труда:

• нормирование труда;

• роль менеджеров;

• вознаграждение и стимулирование.

На основании проведенных исследований Тейлор обосно­вал необходимость разработки (на основе тщательного изуче­ния затрат времени, движений, оптимальных методов осу­ществления трудовых операций) норм расхода времени на осуществление каждого элемента работы. Он считал, что при осуществлении работ следует пользоваться разработанными нормативами, и таким образом, сформулировал ряд постула­тов, которые определили возникновение менеджмента как науки.

Дальнейшее развитие менеджмент получил в трудах Г. Гантта, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона и др.

Г. Гантт рассматривал не отдельные операции и движе­ния, выполняемые работниками, а производственные процессы в целом. Он разработал целую систему плановых гра­фиков, которые позволили осуществлять контроль за испол­нением задания и составлять календарные планы на буду­щее, а также систему заработной платы с элементами повре­менной и сдельной оплаты.

Большой вклад в развитие науки менеджмента внесли Френк и Лилиан Гилбрет. Они предприняли попытки поиска оптимальных способов выполнения любой работы с исполь­зованием хронометража движений, что позволило бы уста­новить более точные нормы выработки. Для этой цели Ф. Гилбрет впервые применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников. В результате иссле­дований Ф. Гилбрет разработал самокарты — карты цикла одновременно выполняемых движений. Лилиан Гилбрет свои исследования посвятила проблемам управления кадра­ми (подбор, расстановка и обучение).

Одним из представителей школы научного менеджмента является американский ученый Г. Эмерсон, написавший «Двенадцать принципов производительности» (1912), кото­рые актуальны и в настоящее время:

• четко поставленные цели как исходный пункт управ­ления;

• здравый смысл, предполагающий в том числе призна­ние отдельных ошибок и поиск их причин;

• компетентная консультация профессионалов и совер­шенствование процесса управления на основе их рекоменда­ций;

• дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией дея­тельности людей, контролем за ней, своевременным поощре­нием;

• справедливое отношение к персоналу;

• быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

• диспетчеризация по принципу «Лучше диспетчериза­ция хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;

• нормы и расписания, способствующие поиску и реали­зации резервов;

• нормализация условий труда;

•нормирование операций, заключающееся в стандартиза­ции способов их выполнения и регламентировании времени;

•наличие письменных стандартных инструкций;

•вознаграждение за производительность.

Научная школа менеджмента позволила обобщить на­копленный человечеством опыт и использовать его в процес­се управления предприятием и впервые показала, что любые процессы управления могут быть осуществлены на основе опыта и научных разработок в этой сфере деятельности.

Вслед за школой научного управления появилась класси­ческая (административная) школа. Наиболее яркими представителями административной школы менеджмента являются А. Файоль и М. Вебер.

Значение административной школы менеджмента за­ключается в том, что в ней впервые были сформулированы универсальные функции и принципы управления. В качест­ве основных функций менеджмента А. Файоль выделил пла­нирование, организацию, мотивацию, контроль и координа­цию. Эти функции менеджмента (в несколько видоизменен­ной форме) и в настоящее время являются основополага­ющими в процессе управления.

А. Файоль считал, что эффективное управление возмож­но лишь при условии соблюдения некоторых правил, опреде­ляющих построение и функционирование систем управле­ния. Исходя из этой посылки, он сформулировал 14 принци­пов управления, которыми должны руководствоваться в сво­ей деятельности менеджеры.

К представителям классической (бюрократической) шко­лы относится и Макс Вебер. В своей работе «Теории социаль­ных и экономических организаций» он предложил «идеаль­ную модель бюрократии», основные черты которой состоят в следующем:

• специализация — работа людей и подразделений долж­на быть поделена на рутинные, четко обозначенные операции;

• формализация — вся деятельность подразделений и сотрудников должна быть стандартизирована с помощью формальных правил и процедур;

• строгая иерархия власти — все уровни власти и управ­ления должны определяться многоступенчатой пирамидой власти;

• продвижение по заслугам — продвижение по службе должно основываться на характеристиках, аттестациях, эк­заменах;

• обезличенные процедуры поощрения и наказания — все поощрения и наказания производятся по стандартным, обезличенным процедурам и не должны учитывать личность подчиненного;

• владение карьерой — все сотрудники организации должны быть уверены в том, что они будут работать в данной организации всю жизнь, если полностью посвятят себя ей.

Роль административной школы в развитии менеджмента состоит в том, что все ее представители рассматривали уп­равление как универсальный процесс, который состоит из взаимосвязанных функций и основывается на принципах управления.

Один из основоположников школы научного управления Ф. Тейлор обращал внимание на человеческий фактор в ме­неджменте. О необходимости его учета в процессе управле­ния говорил и основатель классической (бюрократической) школы Ф. Файоль, который считал, что эффективный ме­неджмент базируется на знании психологии, и учет челове­ческого фактора является особенно важным.

Фактическое становление и наиболее широкое примене­ние школы человеческих отношений относится к 1930— 1950-м гг. и связано с именами Хьюго Манстерберга, Мери Паркер Фол лет и Элтона Мэйо.

X. Манстерберг в работе «Психология и промышленная эффективность» сформулировал основные принципы отбора претендентов на руководящие должности. Им разработано множество психологических тестов с целью изучения спо­собностей и склонности претендентов к различным видам деятельности, совместимости работников друг с другом.

Такое видение проблемы менеджмента в значительной степени позволило осознать необходимость гуманизации процесса управления и понять, что основная задача менеджера — это управление людьми, а не машинами. Им же была создана первая в мире школа промышленных психологов, что и позволило обратить внимание на роль человеческого фактора в менеджменте.

Мери Паркер Фоллет в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала. Она предпола­гала, что гармония труда и капитала может быть достигнута только при правильной мотивации и учете интересов обеих сторон. М. Фоллет предприняла попытку совместить три школы менеджмента: научного управления, административ­ную и школу человеческих отношений, делая при этом ос­новной упор на человеческий фактор.

Особая роль в развитии школы человеческих отношений принадлежит американскому психологу Элтону Мэйо. Опы­ты в Хоторне («хоторнские эксперименты»), проводимые Э. Мэйо на протяжении 12 лет, в процессе которых изуча­лось влияние различных факторов на повышение производи­тельности труда (условия труда, заработная плата, межлич­ностные отношения, стиль руководства и т.д.), позволили ему сделать вывод об особой роли человеческого фактора в производстве.

Было установлено, что ни условия труда, ни заработная плата, ни другие факторы не оказывают воздействие на рост производительности труда так, как влияют особые отноше­ния, сложившиеся в группе.

Наиболее яркими представителями школы поведенче­ских наук, главным постулатом которой является повыше­ние эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук, являются Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу и Ренсис Лайкерт.

Главная цель школы поведенческих наук — оказание по­мощи работнику в осознании своих возможностей и расши­рении творческого потенциала, наращивание эффективно­сти организации на основе повышения эффективности ее че­ловеческих ресурсов.

Начиная с 1950 г. в связи с развитием математики (осо­бенно прикладных ее разделов), инженерных наук, инфор­матики начала развиваться школа науки управления (ко­личественного подхода). Основной вклад данной школы в теорию управления заключается в использовании количест­венных методов в процессе выработки и принятия управлен­ческих решений.

В XX ст. сформировалось новое направление в менеджмен­те — системный и ситуационный подход к управлению.

Представителями системного подхода являются Ч. Бер­нард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петере, Р. Уотермен и др. При этом под системой понимается совокупность эле­ментов, взаимодействие которых порождает новые инте­гральные системные качества, не свойственные отдельным элементам системы. Среди непременных атрибутов системы выделяют наличие целей функционирования, иерархии и управляемости. В соответствии с данной концепцией основ­ные функции менеджмента состоят в определении целей орга­низации, поддержании связи между отдельными элементами и обеспечении их эффективного функционирования. В этой связи процесс управления как целое является не просто сум­мой частей, а рассматривается как единство всех частей, тес­но взаимосвязанных между собой в процессе управления.

В основе ситуационного подхода лежит ситуация, други­ми словами, конкретный набор обстоятельств, которые ока­зывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру по­нять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации.

Применение ситуационного подхода в процессе управле­ния организацией предполагает наличие у менеджера зна­ний в области профессионального управления, определенно­го предвидения развития конкретной ситуации, ее интерпре­тации и умения увязывать конкретные приемы управления с тем, чтобы достичь желаемых результатов наиболее эффек­тивным путем.

Менеджмент Как наука изучает различные стороны дея­тельности предприятия (рис. 1.3).

Понятие менеджмента неоднозначно - student2.ru   Рис. 1.3. Составные элементы менеджмента

Применительно к организациям торговли управление деятельностью включает в себя:

• управление торгово-технологическим процессом;

• управление маркетингом;

• управление финансами;

• управление эккаунтингом.

Большинство аспектов управления деятельностью торго­вой организации изучается в специальных курсах: «Эконо­мика торгового предприятия», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Маркетинг в торговле» и др. Дисциплина «Менедж­мент в торговле» основное внимание уделяет управлению персоналом, хотя рассматриваются и другие проблемы, в частности, организационная структура управления, пробле­мы государственного регулирования торговли и некоторые другие аспекты.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность менеджмента как процес­са управления?

2. Назовите основные функции управления.

3. Как вы понимаете менеджмент как команду и систему?

4. Охарактеризуйте структуру менеджмента.

5. Что такое структура управления, механизм управле­ния и процесс управления?

6. Перечислите основные концепции менеджмента и оха­рактеризуйте возможные границы их использования.

7. Назовите основные отличительные особенности япон­ской и американской моделей управления.

8. Оцените вклад в теорию управления школы научного управления.

9. В чем состоит вклад в теорию управления классиче­ской (административной) школы управления?

10. Назовите основные достижения школ человеческих отношений и поведенческих наук. Каковы предпосылки воз­никновения этих школ?

11. С чем можно связать развитие количественного под­хода к управлению?

12. Какова сущность системного подхода к управлению? Дайте определение понятия «система» и перечислите ее ос­новные элементы.

13. Что предполагает ситуационный подход к управлению?

14. Какие аспекты управления торговой организацией изучает курс «Менеджмент в торговле»?

Наши рекомендации