Понятие менеджмента неоднозначно
Короленок Г.А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) - Минск: БГЭУ, 2010.
Тема 1 Задачи, содержание и структура курса
Цель: Изучить содержание, задачи и структуру курса «менеджмент в торговле».
Вопросы:
1. Понятие и задачи менеджмента
2. Менеджмент как наука управления. Основные школы менеджмента.
Понятие менеджмента неоднозначно.
При рассмотрении менеджмента как процесса управления различными сторонами деятельности организации обычно выделяют следующие функциональные сферы: производство, маркетинг, финансы, персонал, эккаунтинг. Говоря о менеджменте как процессе управления, выделяют следующие его функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Итак, менеджмента – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи:
· Постановка целей объекта управления;
· Разработка средств и способов их достижения;
· Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.
Структура менеджмента состоит из нескольких блоков (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура менеджмента
Механизм управления состоит из задач, функций, принципов и методов управления.
Структура управления включает виды управления, систему управления, кадры управления и технические средства управления.
Процесс управления – это содержание процесса управления, организация управления, технология процесса управления и т.д.
Механизм развития системы управления составляет организация совершенствования системы управления на всех уровнях иерархии.
Искусство управления предполагает новые подходы к развитию активности, творчества, инициативы в управлении.
Т.Питерс и Р.Уотермен в своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента, которые представлены на рис. 1.2.
На практике сложились следующие основные концепции менеджмента: управление по принципу исключения, управление по принципу делегирования полномочий, управление посредством согласования целей и системное управление посредством передачи прав другим лицам и широкого саморегулирования на основе автоматизированных систем управления.
Рис. 1.2. Семь переменных успешных организаций
2. Менеджмент как наука управления своими корнями уходит в далекое прошлое. Появление первых элементов управления было связано с возникновением клинописи и созданием системы счета. Так, элементы государственного управления, организации и контроля при строительстве крупных сооружений начали развиваться в Египте 4000 – 2600 лет до н.э.
В 1760 г. до н.э. были разработаны соды законов Вавилонии; в V – IV вв. до н.э. в Греции впервые был введен демократический орган управления – народное собрание, которое позволяло гражданам участвовать в управлении государством.
Формы государственного управления первым исследовал Сократ (около 470 – 399 гг. до н.э.), позже Платон (428 – 348 гг. до н.э.) предпринял попытку разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) разработал теорию и практику управления войсками, им был создан штаб войска, который координировал взаимодействия между отдельными подразделениями армии. Важным вкладом в развитие науки управления стало введение в Италии бухгалтерского учета с помощью двойной записи операций. Возникновение бухгалтерского учета – это своего рода предпосылка появления функций управления: учета и контроля.
Более поздний этап развития менеджмента (его часто называют индустриальным) связан с именами таких известных мыслителей и ученных, как А.Смит (1723-90), Т.Джефферсон (1743-1826), Р.Оуэн (1771-1858), Дж.С.Милль (1806-73) и др. Для данного этапа было характерно быстрое развитие крупного масштабного производства, которое нуждалось в эффективном управлении. В то время были начаты исследования в области теории и практики государственного управления производством, развития научных методов анализа производительности труда, разработка методов контроля использования ресурсов, учения об управлении, взаимоотношений государства и экономики. Именно индустриальный этап послужил предпосылкой создания целостной системы знаний в различных облостях управлений. Сформировались управленческие школы.
Одним из основоположников научного менеджмента является Ф.У.Тейлор, который в книге «Принципы научного управления» (1911) разработал научную систему знаний о принципах рациональной организации труда. Тейлором были предложены дифференциация системы оплаты труда, проведение хронометража, способы рационализации трудовых приемов, что и определило возникновение механизма научного менеджмента (управления).
В основе теории научного управления, по мнению Ф. Тейлора, лежат четыре научных принципа:
• научное исследование каждого вида деятельности;
• отбор менеджеров и рабочих на основе научных критериев;
• совместная работа менеджеров и рабочих по внедрению НОТ;
• справедливое и равномерное распределение обязанностей и ответственности между рабочими и руководством.
В результате проведенных исследований Ф. Тейлор пришел к выводу, что основная причина низкой производительности труда заключается в несовершенстве системы стимулирования рабочих. Им была разработана целая система материального стимулирования рабочих, предложена «прогрессивная» система оплаты.
В своих разработках Ф. Тейлор выделил три основные проблемы в организации труда:
• нормирование труда;
• роль менеджеров;
• вознаграждение и стимулирование.
На основании проведенных исследований Тейлор обосновал необходимость разработки (на основе тщательного изучения затрат времени, движений, оптимальных методов осуществления трудовых операций) норм расхода времени на осуществление каждого элемента работы. Он считал, что при осуществлении работ следует пользоваться разработанными нормативами, и таким образом, сформулировал ряд постулатов, которые определили возникновение менеджмента как науки.
Дальнейшее развитие менеджмент получил в трудах Г. Гантта, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона и др.
Г. Гантт рассматривал не отдельные операции и движения, выполняемые работниками, а производственные процессы в целом. Он разработал целую систему плановых графиков, которые позволили осуществлять контроль за исполнением задания и составлять календарные планы на будущее, а также систему заработной платы с элементами повременной и сдельной оплаты.
Большой вклад в развитие науки менеджмента внесли Френк и Лилиан Гилбрет. Они предприняли попытки поиска оптимальных способов выполнения любой работы с использованием хронометража движений, что позволило бы установить более точные нормы выработки. Для этой цели Ф. Гилбрет впервые применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников. В результате исследований Ф. Гилбрет разработал самокарты — карты цикла одновременно выполняемых движений. Лилиан Гилбрет свои исследования посвятила проблемам управления кадрами (подбор, расстановка и обучение).
Одним из представителей школы научного менеджмента является американский ученый Г. Эмерсон, написавший «Двенадцать принципов производительности» (1912), которые актуальны и в настоящее время:
• четко поставленные цели как исходный пункт управления;
• здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин;
• компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций;
• дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением;
• справедливое отношение к персоналу;
• быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
• диспетчеризация по принципу «Лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;
• нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
• нормализация условий труда;
•нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени;
•наличие письменных стандартных инструкций;
•вознаграждение за производительность.
Научная школа менеджмента позволила обобщить накопленный человечеством опыт и использовать его в процессе управления предприятием и впервые показала, что любые процессы управления могут быть осуществлены на основе опыта и научных разработок в этой сфере деятельности.
Вслед за школой научного управления появилась классическая (административная) школа. Наиболее яркими представителями административной школы менеджмента являются А. Файоль и М. Вебер.
Значение административной школы менеджмента заключается в том, что в ней впервые были сформулированы универсальные функции и принципы управления. В качестве основных функций менеджмента А. Файоль выделил планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Эти функции менеджмента (в несколько видоизмененной форме) и в настоящее время являются основополагающими в процессе управления.
А. Файоль считал, что эффективное управление возможно лишь при условии соблюдения некоторых правил, определяющих построение и функционирование систем управления. Исходя из этой посылки, он сформулировал 14 принципов управления, которыми должны руководствоваться в своей деятельности менеджеры.
К представителям классической (бюрократической) школы относится и Макс Вебер. В своей работе «Теории социальных и экономических организаций» он предложил «идеальную модель бюрократии», основные черты которой состоят в следующем:
• специализация — работа людей и подразделений должна быть поделена на рутинные, четко обозначенные операции;
• формализация — вся деятельность подразделений и сотрудников должна быть стандартизирована с помощью формальных правил и процедур;
• строгая иерархия власти — все уровни власти и управления должны определяться многоступенчатой пирамидой власти;
• продвижение по заслугам — продвижение по службе должно основываться на характеристиках, аттестациях, экзаменах;
• обезличенные процедуры поощрения и наказания — все поощрения и наказания производятся по стандартным, обезличенным процедурам и не должны учитывать личность подчиненного;
• владение карьерой — все сотрудники организации должны быть уверены в том, что они будут работать в данной организации всю жизнь, если полностью посвятят себя ей.
Роль административной школы в развитии менеджмента состоит в том, что все ее представители рассматривали управление как универсальный процесс, который состоит из взаимосвязанных функций и основывается на принципах управления.
Один из основоположников школы научного управления Ф. Тейлор обращал внимание на человеческий фактор в менеджменте. О необходимости его учета в процессе управления говорил и основатель классической (бюрократической) школы Ф. Файоль, который считал, что эффективный менеджмент базируется на знании психологии, и учет человеческого фактора является особенно важным.
Фактическое становление и наиболее широкое применение школы человеческих отношений относится к 1930— 1950-м гг. и связано с именами Хьюго Манстерберга, Мери Паркер Фол лет и Элтона Мэйо.
X. Манстерберг в работе «Психология и промышленная эффективность» сформулировал основные принципы отбора претендентов на руководящие должности. Им разработано множество психологических тестов с целью изучения способностей и склонности претендентов к различным видам деятельности, совместимости работников друг с другом.
Такое видение проблемы менеджмента в значительной степени позволило осознать необходимость гуманизации процесса управления и понять, что основная задача менеджера — это управление людьми, а не машинами. Им же была создана первая в мире школа промышленных психологов, что и позволило обратить внимание на роль человеческого фактора в менеджменте.
Мери Паркер Фоллет в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала. Она предполагала, что гармония труда и капитала может быть достигнута только при правильной мотивации и учете интересов обеих сторон. М. Фоллет предприняла попытку совместить три школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений, делая при этом основной упор на человеческий фактор.
Особая роль в развитии школы человеческих отношений принадлежит американскому психологу Элтону Мэйо. Опыты в Хоторне («хоторнские эксперименты»), проводимые Э. Мэйо на протяжении 12 лет, в процессе которых изучалось влияние различных факторов на повышение производительности труда (условия труда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства и т.д.), позволили ему сделать вывод об особой роли человеческого фактора в производстве.
Было установлено, что ни условия труда, ни заработная плата, ни другие факторы не оказывают воздействие на рост производительности труда так, как влияют особые отношения, сложившиеся в группе.
Наиболее яркими представителями школы поведенческих наук, главным постулатом которой является повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук, являются Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу и Ренсис Лайкерт.
Главная цель школы поведенческих наук — оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и расширении творческого потенциала, наращивание эффективности организации на основе повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Начиная с 1950 г. в связи с развитием математики (особенно прикладных ее разделов), инженерных наук, информатики начала развиваться школа науки управления (количественного подхода). Основной вклад данной школы в теорию управления заключается в использовании количественных методов в процессе выработки и принятия управленческих решений.
В XX ст. сформировалось новое направление в менеджменте — системный и ситуационный подход к управлению.
Представителями системного подхода являются Ч. Бернард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петере, Р. Уотермен и др. При этом под системой понимается совокупность элементов, взаимодействие которых порождает новые интегральные системные качества, не свойственные отдельным элементам системы. Среди непременных атрибутов системы выделяют наличие целей функционирования, иерархии и управляемости. В соответствии с данной концепцией основные функции менеджмента состоят в определении целей организации, поддержании связи между отдельными элементами и обеспечении их эффективного функционирования. В этой связи процесс управления как целое является не просто суммой частей, а рассматривается как единство всех частей, тесно взаимосвязанных между собой в процессе управления.
В основе ситуационного подхода лежит ситуация, другими словами, конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру понять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации.
Применение ситуационного подхода в процессе управления организацией предполагает наличие у менеджера знаний в области профессионального управления, определенного предвидения развития конкретной ситуации, ее интерпретации и умения увязывать конкретные приемы управления с тем, чтобы достичь желаемых результатов наиболее эффективным путем.
Менеджмент Как наука изучает различные стороны деятельности предприятия (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Составные элементы менеджмента |
Применительно к организациям торговли управление деятельностью включает в себя:
• управление торгово-технологическим процессом;
• управление маркетингом;
• управление финансами;
• управление эккаунтингом.
Большинство аспектов управления деятельностью торговой организации изучается в специальных курсах: «Экономика торгового предприятия», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Маркетинг в торговле» и др. Дисциплина «Менеджмент в торговле» основное внимание уделяет управлению персоналом, хотя рассматриваются и другие проблемы, в частности, организационная структура управления, проблемы государственного регулирования торговли и некоторые другие аспекты.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается сущность менеджмента как процесса управления?
2. Назовите основные функции управления.
3. Как вы понимаете менеджмент как команду и систему?
4. Охарактеризуйте структуру менеджмента.
5. Что такое структура управления, механизм управления и процесс управления?
6. Перечислите основные концепции менеджмента и охарактеризуйте возможные границы их использования.
7. Назовите основные отличительные особенности японской и американской моделей управления.
8. Оцените вклад в теорию управления школы научного управления.
9. В чем состоит вклад в теорию управления классической (административной) школы управления?
10. Назовите основные достижения школ человеческих отношений и поведенческих наук. Каковы предпосылки возникновения этих школ?
11. С чем можно связать развитие количественного подхода к управлению?
12. Какова сущность системного подхода к управлению? Дайте определение понятия «система» и перечислите ее основные элементы.
13. Что предполагает ситуационный подход к управлению?
14. Какие аспекты управления торговой организацией изучает курс «Менеджмент в торговле»?