Детерминация психического развития
Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез). Сама постановка проблемы «биологическое - социальное» |в науке основывается на сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика, физиология, антропология и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук (философия, психология, социология и др.). При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной (объект - человека - в разных аспектах. В психологии основные споры велись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как «соматическое (телесное) - психическое», «врожденное - приобретенное» и «генотипическое - средовое» Один из подходов к проблеме биологического и социального разрабатывался в отечественной психологии Б. Г. Ананьевым и его последователями в рамках концепции индивидуальности. В одной из своих основных работ «Человек как предмет познания» [Ананьев так определяет индивидуальность: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида».
Один из последователей Ананьева, B.C. Мерлин, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы.
II. Система индивидуальных свойств организма: - биохимические; - общесоматические;
свойства нервной системы (нейродинамические). 2. Система индивидуальных психических свойств:- психодинамические (свойства темперамента); - психические свойства личности. 3. Система социально-психологических индивидуальных свойств: - социальные роли в социальной группе и коллективе; социальные роли в социально-исторических общностях
В психогенетических исследованиях рассматривается один из аспектов общей проблемы «биологическое - социальное», который может быть обозначен как (стенотипическое -средовое»; под генотипом понимается набор генов индивида, понятие «среда» включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида.
На современном этапе развития большинство психогенетических исследований нацелено как на определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических различий, так и на изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.
Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследований может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды,
Очевидно, что успешная адаптация индивида к изменяющейся окружающей среде невозможна без гибкого реагирования организма, а также без усвоения опыта предыдущих поколений, который не может быть закреплен генетически. Ведущая роль в процессе адаптации принадлежит механизмам психики, обеспечивающим обратную связь организма со средой, прижизненное накопление навыков, умений и знаний. Специфически человеческим является социальное научение - процесс превращения исторически сформированных, выработанных обществом способов поведения и знаний в различные формы индивидуального поведения.
В ходе социального научения совершенствуются механизмы саморегуляции - на смену внешнему контролю поведения постепенно приходит самоконтроль. Результатом социального научения является усвоение и активное воспроизведение человеком общественного опыта, системы социальных связей и отношений. Именно таким образом обеспечивается новый, негенетический путь передачи информации от поколения к поколению, который иногда называют культурным наследованием. Эта форма передачи предполагает, в отличие от генетической, активность «носителей информации», в качестве которых в данном случае выступают сами люди.
Задатки и способности
Задатки-это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех а деятельности, в общении. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
1) природные способности, которые связаны с врожденными задатками и формируются на их основе;
2) специфические способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь делятся на:
а) общие, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общении (умственные способности. развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общении, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, лингвистические, спортивные и т. д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Таким образом, способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности с помощью тестов. Но более верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.
Структура психики
Выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Психические процессы -динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Психические процессы делятся на:
1) познавательные процессы - ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение:
2) эмоциональные процессы, к ним относятся эмоции и чувства;
3) волевые процессы, к ним относятся механизмы волевых действий, волевые качества.
Познавательные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации.
Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности.
Волевые процессы - процессы контроля - обеспечивают так называемую «произвольную регуляцию» целеустремленного поведения.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.).
Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.