Аналитический обзор литературы по проблеме исследования
Требования к курсовым работам для студентов 5 курса
Специальностей: Начальное образование. Практическая психология. Логопедия. Специальная психология.
Структура курсовой работы
§ Титульный лист
§ Оглавление
§ Введение
§ Глава 1
§ Глава 2
§ Заключение
§ Библиографический список (15-20 источников)
§ Приложение
Введение
Наличие развёрнутого введения (2-3 листа машинописного текста) – обязательные требования к курсовой работе. Введение должно ясно, чётко определять суть или концепцию темы и обосновывать е правомерность, актуальность.
Во введении обосновывается актуальность темы, намечается цель и ставятся конкретные задачи курсовой работы, выдвигается гипотеза научного исследования. Небольшой историографический образ может содержать оценку разрабатываемой проблемы с точки зрения её изученности, представленности в литературе, многосторонности и т.д.
Рекомендуется сформулировать свою оценку степени разработанности темы в изученной научно – исследовательской литературе, отразить значение данной проблемы в позитивном преобразовании действительности, а также высказать своё отношение к необходимости этих преобразований. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что данная проблема ещё не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, необходимо перейти к формулировке цели исследования. Также необходимо узнать конкретные задачи исследования, которые предстоит решать в соответствии этой целью.
Цель исследования –научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования – это последовательные этапы организации и проведения исследования. Формулировка задач курсовой работы обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать…, провести…). Одним из требований, предъявляемым к постановке и формулировке целей и задач исследований является чёткость, определённость, конкретность. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – та часть реального мира, которая познаётся, исследуется, преобразуется студентом, т.е. явление избранное для изучения.
Предмет исследованияопределяется целями и задачами исследования – изучение психических явлений с помощью экспериментальных методов (выявление зависимостей…, определение закономерностей…, выявление различий…, изучение…). Обязательным элементом введения является постановка гипотезы исследования.
Гипотеза –это научное предложение для объяснения каких – либо явлений, проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.
Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:
- формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой, не содержащей неопределённых, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;
- гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путём;
- гипотеза должна объединять весь круг явлений, на которые распространяются содержащие в ней утверждения.
В результате проведённых исследований гипотеза может подтвердится или быть опровергнутой. Не следует боятся отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят свой вклад в научное познание. Во введении курсовой работы указывается методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели. Завершается введение изложением общих выводов о научной значимости темы, о степени её изученности и определяются те вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.
База исследования –где проводились исследования, число испытуемых (20-30 чел.)
ГЛАВА 1
Аналитический обзор литературы по проблеме исследования
В главе «Аналитический обзор литературы»излагается суть проблемы, определяется авторская позиция студента. Название данной главы формулируется исходя из её содержания.
Например:
Проблема…в зарубежной и отечественной психологии
Теоретико – методологические аспекты проблемы…
Направления и подходы в изучении проблемы…
Параграфы, из которых состоит глава, должны иметь своё название, определяемое её названием. Так, например, содержание главы может быть разделено на следующие параграфы:
1.1. Определение…
1.2. Характеристики и составляющие…
1.3. Взгляды на природу…зарубежных и отечественных психологов.
Студенту необходимо проявить умение последовательно излагать особенности и проблемы при одновременном её анализе. Следует отдавать предпочтение главным, основополагающим фактам, позволяющим раскрыть суть поставленной проблемы, а не деталям, которые могут увести от целей, стоящих в курсовой работе. После изложения конкретного вопроса в конце каждого раздела следуют краткие выводы в порядке анализа проблемы.
Аналитический обзор литературы по теме в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема не раскрыта ( или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. В конечном итоге данная глава должна отвечать на следующие вопросы:
- Что и с кем уже сделано по данной проблеме?
- Что не сделано?
- Почему это важно?
В конце главы полезно обобщить ранние сделанные выводы, где перечисляются основные положения первой главы.
ГЛАВА 2