Оптика-кинетическая система знаков-жесты, мимика, пантомимы.

Тема №3 Кинесика и другие подструктуры невербальной коммуникации.

План.

1.Кинесика и другие подструктуры невербальной коммуникации.

2.Этапы общения.

Оптика-кинетическая система знаков-жесты, мимика, пантомимы.

Это систему можно представить как восприятия свойств общей моторики различных частей тела (движение - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима). Эта общая моторика отражает эмоциональные реакции человека, так как включение оптико-кинетической системы знаков в ситуации коммуника-ции придает общению определенных нюансов, воспри-нимаются неоднозначно при использовании одних и тех же жестов в разных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что выделилась особая область исследований - кинесика, которая изучает эти проблемы.

Большое значение в невербальной коммуникации имеют выражение лица,

взгляд. Выражение лицо больше подчеркивают углы губ, нахмуриванние или подъема бровей и сморщивание лба. Эти элементы мимики позволяют передать всю гамму эмоций и чувств - от приятного удивления к разочарованию.

Взгляд - ключевой элемент невербальной коммуникации. Как правило, именно им партнер выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуку или о желании в свою очередь взять слово (если только оно не выражает страх или чувство вины).

Пристальный взгляд, направленный прямо в глаза собеседнику, часто воспринимается как признак некоторой агрессивности.

Функции точки зрения, однако, зависят и от типа культуры. Так, в африканских странах и на Востоке опускания глаз слушателем перед тем, кто говорит, является знаком уважения до последнего.

Определенное значение имеют также жесты. Палец, указывающий на другого человека, воспринимается как более агрессивный жест, чем раскрыты и возвращены к ней ладони. Покачивание головой, наклон ее к плечу или в сторону партнера всегда считаются признаками интереса.

Свои чувства и состояния человек может выражать также с помощью пантомимы. Например, человек проявляет к партнера открытость, если стоит в нему лицом, а не боком. Неприязнь у человека, сидящего оказывается в напряженности тела и, наоборот, раскованность тела, наклон вперед является выражением симпатии.

Паралингвистическая система– это система вокализации речи, характеризу-

ется качеством голоса, его диапазон, тональности и выражает чувства и состояния человека. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение, возбуждает интерес, а раздражен воспринимается как признак агрессивности. Экстралингвистическая знаковая система - это включение в речь пауз, других нелингвистических компонентов (Покашливание, смех), темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, имеют определенное смысловом нагрузки как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, расположение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта символизирует внимание к тому, кто говорит, зато окрик в спину может иметь отрицательное значение.

В разных культурах разработаны свои нормативы временных характеристик

общения, которые являются своеобразными дополнениями к семантически значимой информации. Своевременный приход к началу переговоров символизирует вежливость, уважение к партнера, опоздание же интерпретиру–

ется как проявление неуважения, легкомыслия. существует даже отдельная отрасль - прокссмика (Э. Холл), которая изучает нормы пространственной и временной организации общения ( «пространственная психология»).

Исследования в этой области связаны с изучением специфических наборов пространственных и временны констант коммуникативной ситуации. Последние называются хронотоп. В литературе описаны, в частности, хронотопы «больнич-ной палаты», «вагонного спутника» и др. Суть их заключается в том, что специфическая ситуация общения создает иногда неожиданные эффекты воздействия.

Еще одной специфической знаковой системой является контакт «глаза в глаза», который проявляется как своеобразное «визуальное общение». В социально-психологических исследованиях контакта «глаза в глаза» основное внимание исследователей было сосредоточено, прежде всего, на изучении интимного общения. Английский исследователь М. Аргайл разработал даже определенную « формулу интимности », выяснив зависимость степени

интимности от такого параметра, как дистанция общения, которая по-разному дает возможность использовать контакт «глаза в глаза».

Особое значение имеет «визуальное общение» для ребенка. Установлено, что

ребенку свойственно фиксирования внимания прежде всего на человеческом лице. эксперименты на взрослых также показали, что наиболее оживленная реакция оказывается на два горизонтально расположенные круга (аналоги глаз).

В разговоре люди то смотрят друг на друга, то отводят глаза. постоянный взгляд мешает сосредоточиться. Чаще всего смотрят в глаза в течение не более 10 0. Это бывает перед началом разговора или после первых нескольких слов, затем встречаются глазами время от времени. Визуальный контакт происходит, в основном, когда обсуждается приятная тема. При обсуждении неприятной темы часто воздерживаются от такого контакта. Охотнее смотрят на; кем восхищаются, или с кем находятся в близких отношениях. Более склонны к визуальному контакту женщины. Контакт глаз дополняет вербальную коммуникацию.

У представителей некоторых культур средством невербальной коммуникации ощупь. Это неотъемлемый элемент коммуникации в Африке, на Среднем Востоке, в большинстве стран Латинской Америки. Один наблюдатель подсчитал, что пара, которая сидит за столиком ресторана в Париже, за одну Иуды осуществляет в среднем и 10 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одного, в Джексонвилли (США) - около восьми.

В отношении всех четырех групп невербальных средств коммуникации возникает один общий вопрос: что их объединяет? Каждая из них представляет собой определенную знаковую систему, которую можно рассматривать как определенный код. И если в случае с языком система кодирования общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно считать кодом и как обеспечить владение ним партнером по коммуникации. В противном случае никакого содержательного «приложении» к

вербальной коммуникации названы системы не дадут.

Как известно, в общей теории информации является понятие «семантически значимая информация »- это количество информации, которая возникает не на

« входе », а на« выходе » соответствующей коммуникации инстанции, то есть та, которая «работает», причем на «входе» ее всегда больше, чем на «выходе». В контексте человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так: семантически значимая информация - это та, которая влияет на изменение

поведения человека и составляет для нее определенный смысл. Все невербальные знаковые системы коммуникации обогащают этот смысл, помогают раскрыть полностью содержательную сторону соответствующей информации.

Вербальная и невербальная коммуникации тесно связаны между собой. Невербальная коммуникация является существенным «приложением» к вербальной, усиливает ее. по оценке исследователей, только 7% содержания сообщение передается значением слов, в то время как 38% информации, передаваемой определяется тем, как эти слова произносятся, и 55 выражением лица.

Этапы общения

Каждый акт общения опытный менеджер обязательно готовится. Он заранее продумывает, как начать разговор, как ее вести и как закончить. Для ной надо

знать, что любой акт общения, как правило, состоит из нескольких этапов:

Первый этап - подготовка к общению. Если общение происходит с инициативы менеджера или по предварительной договоренности, то к нему следует хорошо подготовиться, это может иметь значительные последствия для профессиональной деятельности собеседников.

Процесс подготовки к общению в любой форме состоит из сбора материалов по предмету общения, их отбора и систематизации; представление типов собеседников, их особенностей; составление рабочего плана будущего акта общения; отбора аргументов в пользу своей позиции и контраргументов другой стороны; обоснование своего варианта решения и рассмотрения позиции собеседника.

Второй этап - ориентация в ситуации и установления контакта. это начало

общения. Если проигнорировать этот этап, встреча может закончиться и не

начавшись (из-за обиды, недостаток времени и т.д.). В начале общения важно

избегать:

· извинений (это проявление неуверенности)

· критики (это заставит собеседника защищаться)

· превосходства и оценки (это приведет в собеседника возмущения).

Любое общение начинается с демонстрации уважения и внимания к собеседнику. Лучшее орудие для этого - улыбка, а также наши взгляды. нередко именно приятная улыбка, доброжелательный взгляд помогают установить контакт с потенциальным собеседником.

Контакт - это прикосновение, сочетание. Психологический контакт - это духовная связь между людьми, который обеспечивает возможность взаимопони-мания и взаимного. Контакт бывает эмоциональным и интеллектуальным, эпизодическим и постоянным, осознанным и неосознанным, поверхностным и глубине-ю-личностным, вербальным и невербальным, эффективным и неэффективным и тому подобное. Контакт способствует установлению доверия между собеседниками. Чаще всего контакт начинается с "встречи взглядов". трудно быть невежливым к тому, кто смотрит тебе в глаза, Существуют правила этикета, которые предусматривают поведение людей на этом этапе, их подробно описано в руководствах по этикета. Первый контакт с человеком поможет установить иё фамилия и имя, получить какую-то информацию о ней. При этом следует помнить, "что для человека звук иё имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи "

Восстановлено взаимопонимания, контакта между собеседниками помогает

использования рекомендации психологов по "Вы-подхода", то есть умение человека, общается, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять:

Я-подход Вы-подход  
Я бы хотел Не хотите Вы  
Я считаю Не находите ли Вы
Я Вам помогу Вы сможете этого добиться  
Я Вам докажу Вы сможете в этом убедиться  
Я знаю, что Как Вы знаете  

Я-высказывания »употребляется в общении, как правило, для того чтобы описать ситуацию, когда возникает напряжение ( "Я вижу, что Вы расстроены ...) чтобы точно передать свои чувства ( "Я чувствую ..."), чтобы объяснить причину своего решения ( "Я собирался это сделать иначе »или« Я, к сожалению, не предусмотрел это »).

В-высказывания "употребляется для похвалы, для комплимента, для поддержки и никогда - для обвинения.

В начале разговора надо все сделать для того, чтобы не противопоставить себя

Собеседнику. Целесообразно сначала поговорить о том, что объединяет, о совместных интересы, а также стоит сказать что-то приятное для другого. Не помешает продумать первые три фразы, которые собеседник ответил "да". Это будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы для дальнейшего обсуждения проблемы.

Третий этап - обсуждение проблемы. Этот этап предусматривает аргументацию своей позиции и контраргументацию позиции собеседника.

Как показывает опыт менеджеров, обсуждая проблему, целесообразно придерживаться некоторые правила, которые облегчают понимание собеседника и помогут получить полную информацию:

· внимательно слушать собеседника и пытаться адекватно воспринять то, о чем он

· говорит, то есть слышать его,

· пытаться использовать диалог, а не монолог;

· давать собеседнику возможность спокойно изложить свое мнение;

· четко, кратко и последовательно излагать свою информацию;

· подбирать способы аргументации в зависимости от индивидуальных

особенностей собеседника (уровня его мышления, возраста, пола, типа темперамента и т.п.);

· излагать доказательства в корректной форме и др.

Наибольшее влияние на собеседника имеет аргументация. Это способ убеждения помощью значимых логических доказательств. Для того чтобы аргументации своей позиции было убедительным, специалисты рекомендуют использовать такие методы:

· наведения фактов, цифровой информации, сравнений и тому подобное;

· выявление противоречий в изложении собеседника;

· использование противопоставление "так ..., но ...";

· игнорирование приведенного собеседником доказательства;

· видимой поддержки, когда сначала приводим доводы в пользу аргументов

собеседника, а потом говорим "но ..." Поскольку собеседник будет чувствовать себя будто обязанным вам, то спокойнее принимать вашу аргументацию;

· использование повторения, так как это может усилить позицию;

· уточнение, если доказательство звучит недостаточно убедительно.

Четвертый этап - принятие решения. Принимая решение, целесообразно руководствоваться такими рекомендациями:

· наблюдая за собеседником, определить момент для окончания встречи;

· заранее сформулировать минимальную цель, обдумать альтернативные

варианты решения проблемы и, почувствовав настроение собеседника, лучший из них предложить для рассмотрения;

· проявлять уважение к предложению собеседника, внимательно выслушат

его аргументы по решению;

· демонстрировать уверенность, даже если цель не была достигнута.

Пятый этап - выход из контакта. Выход из контакта не менее важен, чем его

начало, 60 от этого может зависеть продолжение сотрудничества в будущем. Если этом собеседник решил свой вопрос положительно, то следует дать ему возможность сохранить "доброе выражение лица при плохой игре" и этом собеседник должен "стучать дверью".

Общение будет результативным, если в конце встречи будет достигнуто

договоренности о дальнейших взаимоотношениях или совместной деятельност.

Наши рекомендации