Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет

Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей

(Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)

Пояснительная записка

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми

в рамках программы «Цветик-семицветик»

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Возраст Число детей Время занятий
3 – 4 года 5 – 6 человек 20 минут
4 – 5 лет 6 – 7 человек 20 минут
5 – 6 лет 7 – 8 человек 25 минут

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года - восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

1. Фонотека.

2. Настольно-печатные игры.

3. Предметные игрушки.

4. Доска.

5. Цветные мелки.

6. Краски, карандаши, фломастеры.

7. Писчая и цветная бумага.

8. Строительный материал.

9. Ковёр.

10. Рабочие тетради.

Принципы проведения занятий:

1. Системность подачи материала.

2. Наглядность обучения.

3. Цикличность построения занятий.

4. Доступность.

5. Проблемность.

6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

Задачи психологического курса для детей 3-4 лет:

1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.

2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.

5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.

6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.

7. Способствовать формированию позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей 3-4 лет:

Показатели Характеристика
  Ведущая потребность   Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.  
  Ведущая функция     Восприятие
  Игровая деятельность   Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.  
  Отношение со взрослыми   Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
  Отношения со сверстниками     Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
  Эмоции   Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.
  Способ познания     Экспериментирование. Конструирование.
  Объект познания     Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
  Восприятие     Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)
  Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
  Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
  Мышление Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)
  Воображение     Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
  Условия успешности   Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.
  Новообразования возраста     Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 3 – 4 лет.

Неделя Тема Цели и задачи Наименование форм работы и упражнений
Октябрь
  1 неделя Знакомство   1.Познакомить детей друг с другом. 2. Создать благоприятную атмосферу на занятии.     - приветствие (с помощью зайчика); - упражнение «Давай знакомиться»; - динамическая пауза «Зайчики», «Зарядка-отдыхалка»; - игры: «Карусели», «Зайка», «Раздувайся, пузырь»; - коллективная работа «Цветочная полянка»; - ритуал прощания.
  2 неделя Давайте дружить   1.Продолжать знакомить детей друг с другом. 2.Сплотить группу. 3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.   - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - игры: «Карусели», «Раздувайся, пузырь»; - динамическая пауза «Звериная зарядка»; - задания: «Прятки», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - ритуал прощания.
  3 неделя Правила поведения на занятиях   1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения. 4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)   - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - игры: «Давай поздороваемся», «Кто позвал?», «Вежливый мостик»; - динамическая пауза «Танец в кругу»; - подвижная игра «Пожалуйста»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - задания: «Что хорошо, что плохо», «Загадки»; - ритуал прощания.
  4 неделя Я и моя группа   1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - задания: «Художник», «Найди отличия»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - игра «Прятки», «Если тебе нравится, то делай так», «Волшебная палочка»; - экскурсия по кабинету; - ритуал прощания.
Ноябрь
  1 неделя Радость   1.Знакомство с эмоцией «радость». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. - приветствие «Улыбка»; - беседа: «Я радуюсь, когда…»; - упражнения: «Гномик» - динамическая пауза «Солнышко»; - пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»; - задание «Радостная страничка»; - музыкальное задание «Весёлый мишка»; - психомышечная гимнастика «Буратино» - ритуал прощания.
  2 неделя Грусть   1.Знакомство с эмоцией «грусть». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. - приветствие (с помощью кивка головой); - сказка «Курочка Ряба»; - беседа «Мне грустно, когда…»; - задания: «Грустный утёнок», «Ребята в поезде», «Грустная страничка»; - игры: «Загадочные билеты», «Аплодисменты», «Угадай эмоцию»; - пальчиковая гимнастика «Грустный гном»; - подвижная игра «Грустный - весёлый»; - упражнение «Гномик», «Найди утят»; - ритуал прощания.
  3 неделя Гнев   1.Знакомство с эмоцией «гнев». 2.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 3.Тренировка мимических навыков. - приветствие; - беседа «Я сержусь, когда…»; - задания: «Проведи дорожку», «Найди хозяйку», «Сердитая страница», «Найди сердитого зверя»; - игры: «Зеркало», «Гномик», «Угадай эмоцию»; - психогимнастика «Король-боровик»; - музыкальное задание; - психомышечная гимнастика: «Бяка-Бука», «Бабочка», «Буратино»; - пальчиковая гимнастика «Сердитый гном»; - ритуал прощания.
  4 неделя     Словарик эмоций   1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. 3. Закрепление мимических навыков. - приветствие «Незнайка»; - задания: «Найди маски героям», «Собери картинку»; - пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»; - игра «Угадай эмоцию», «Слушай внимательно», «Замри», «Найди различия»; - музыкальное задание; - психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге»; - ритуал прощания.
Декабрь
  1 неделя Разноцветный паровозик   1.Развитие восприятия (цвета). 2.Развитие умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). 3.Развитие навыка цветового соотнесения. 4.Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи). - приветствие; - игры: «Цветной паровозик», «Наведи порядок»; - подвижная игра «Светофор»; - загадки; - динамическая пауза «Огород»; - упражнения: «Запомни своих друзей», «Прогулка»; - задания: «Найди лишнее»; - ритуал прощания.
  2 неделя Пригласительный билет   1.Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. 2.Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме.   - приветствие; - сказка; - игра «Геометропаровоз», «Лесные звуки», «Внимательный рыболов»;
      - упражнения: «Вкусы»; - задания: «Лабиринт», «Удивительная рыбалка»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - динамическая пауза «Звериная зарядка» - ритуал прощания.
  3 неделя Восприятие величины (большой - маленький)   1.Развитие восприятия величины: большой – маленький. 2.Развитие мыслительной операции «сравнение».   - приветствие; - сказка «Любопытные мышата»; - игры: «Вспоминайка», «Большой - маленький»; - задания: «Лабиринт», «Наведи порядок», ; - пальчиковая гимнастика «Мышь и слон»; - динамическая пауза; - упражнение «Лишний домик»; - ритуал прощания.
  4 неделя   Здравствуй, зима!   1.Развитие познавательных психических процессов. 2.Обобщение пройденного материала.   - приветствие; - задания: «Снеговик», «Найди пару снежинке», «Санки», «Мешок с подарками»; - танец снежинок; - пальчиковая гимнастика: «Погода»; - игра «Снежинки, сугробы, сосульки»; - ритуал прощания.
Январь
  2 неделя Восприятие длины (длинный - короткий)   1.Развитие восприятия длины: длинный – короткий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине.     - приветствие; - сказка «Длинный - короткий»; - игра «Змея», «Гусеница»; - задания: «Длинный – короткий», «Лабиринт», «Найди хвост»; - пальчиковая гимнастика «Кошка»; - ритуал прощания.
  3 неделя Восприятие величины (широкий - узкий)   1.Развитие восприятия длины: широкий – узкий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине.   - приветствие; - сказка «Широкий - узкий»; - игры: «Запоминай-ка», «Большие ноги»; - пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
      - задания: «Лабиринт», «Найди пару»; - ритуал прощания.
  4 неделя Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки   1.Развитие навыков общения. 2.Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. 3.Развитие познавательных психических процессов.   - приветствие «Цветок сказок»; -беседа по сказке; - игры: «Съедобное - несъедобное»; - пальчиковая гимнастика; - задания: «Мои игрушки», «Найди все мячики», «Найди лишнее», «Путаница», «Положи мячик на место», «Кто во что играет»; - динамическая пауза «Игрушки»; - ритуал прощания «Цветок сказок».
Февраль
  1 неделя Сказка «Теремок». Обобщение: животные   1.Развитие навыков общения. 2.Развитие познавательных психических процессов.   - приветствие «Цветок сказок»; - загадки; - игры: «Расскажем вместе сказку»; - сказка «Теремок»; - пальчиковая гимнастика: «На лужок»; - задания: «Раздели на группы», «Найди лишнее», «Кто живёт в лесу», «Угадай, чья тень», «Путаница»; - динамическая пауза; - ритуал прощания «Цветок сказок».
  2 неделя К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда   1.Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2.Развитие познавательных психических процессов.   - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Федорино горе»; - беседа по сказке; - задания: «Всё на месте», «Найди лишний предмет», «Найди и раскрась», «Подарок для Федоры»; - пальчиковая гимнастика; - игры: «Посуда»; - подвижная игра «Варим суп»; - ритуал прощания «Цветок сказок».
  3 неделя Л.Ф. Воронкова «Маша - растеряша». Обобщение: одежда, обувь   1.Воспитание бережного отношения к своим вещам. 2.Развитие познавательных психических процессов. - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Маша-растеряша»; - беседа по сказке; - задания: «Назовём одежду», «Оденем ребят», «Найди и раскрась одежду», «Сороконожка», «Обувь и время года», «Найди лишнее», «Раздели на группы»; - пальчиковая гимнастика «Большая стирка»; - игра «Сапожок»; - ритуал прощания «Цветок сказок».
  4 неделя Мальчики-одуванчики   1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Развивать навыки самоконтроля.   - приветствие (с помощью улыбки); - игры: «Угадай, кто это?», «Ракета хорошего настроения»; - упражнение «Попади в цель»; - подвижная игра «Транспорт»; - пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»; - задания: «Профессии», «Открытка»; - ритуал прощания.
Март
  1 неделя Девочки-припевочки   1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.   - приветствие (с помощью улыбки); - игры: «Угадай, кто это?», «Уборка», «Поварята», «Подарки», «Наряд»; - пальчиковая гимнастика «Цветки»; - задания: «Куклы», «Бусы»; - ритуал прощания.
  2 неделя Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель   1.Развитие эмпатии. 2.Развитие познавательных психических процессов. - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Три медведя»; - беседа по сказке; - задания: «Дорога к домику», «В лесу», «Найди лишний предмет»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - игры: «Три медведя», «Медведь в берлоге»;
      - ритуал прощания «Цветок сказок».
  3 неделя Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь   1.Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. 2.Создавать нравственные основы личности ребенка. 3.Развитие познавательных психических процессов.   - приветствие «Волшебный цветок»; - задания: «Сказочный фрагмент», «Кто потерялся?», «Вспоминайка», «Помощники», «Дружная рыбалка»; - сказка «Репка»; - беседа по сказке; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - подвижная игра «Карусели»; - ритуал прощания «Цветок сказок».
  4 неделя День смеха   1.Развивать воображение. 2.Развивать интерес детей к окружающему миру. 3.Развивать творческое мышление.   - приветствие (с помощью смешинок); - игра «Едим в гости»; - подвижные игры: «Петушок», «Поросята», «Кошка»; - задания: «Яркий хвост», «Кто громче хрюкнет», «Угощение для кролика», «В комнате смеха», «Вспоминайка»; - динамическая пауза «Маленький кролик»; - ритуал прощания.  
Май
  1 неделя Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые   1. Развитие познавательных психических процессов.   - приветствие; - беседа; - загадки про насекомых; - динамическая пауза «Путешествие на лугу»; - игры: «Подснежники», «Солнечный зайчик», «Пробуждение»; - пальчиковая гимнастика «Гусеница»; - задания: «Лабиринт», «Кто лишний?»; - динамическая пауза «Жук»; - ритуал прощания.
  2 неделя Страна Вообразилия   1.Развивать фантазию и воображение. 2.Формировать интерес к творческим играм.   - приветствие (при помощи воображаемого цветочка); - игры: «Горячо – холодно», «Волшебные башмачки», «Подарок» «Волшебные картинки»; - сказка «Так и не так»; - пальчиковая гимнастика «Волшебник»; - задания: «Чего не бывает на свете», «Вспоминайка», «Чудо-дерево»; - динамическая пауза «Станем мы деревьями»; - ритуал прощания.
             

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС

Наши рекомендации