Методика «цветик-семицветик»

(составлена И. М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изго­тавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения ко­торых детям больше всего хочется. Прежде чем записать же­лание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Та­ким образом, каждый ребенок сформулирует семь жела­ний, которые будут им же проранжированы.

Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

Фамилия, имя   Желание  
для себя   для родных и близких   для класса и школы   для всех людей  
Антонова Аня     1, 2, 6   4,5    

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(составлена доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: определить общественную активность учащихся. Необходимо для проведения. На доске составляется спи­сок учащихся с порядковыми номерами перед каждой фа­милией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.

1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отноше­ния к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобили­зует других на выполнение целей и задач коллектива.

2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответ­ственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.

3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поруче­ния, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.

4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, уча­ствует в общественной работе лишь при наличии настойчи­вых требований со стороны взрослых и товарищей, безраз­личен к делам коллектива и участию в них других.

5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.

Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое вниманиеусвоение испытуемыми содержательных характеристик наори­ентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в пер­вую строку номера самых активных учащихся, соответству­ющих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку — тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира, и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номе­ра всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем са­мым осуществляя самооценку собственной активности. Под­писанные учащимися листки сдаются исследователю.

Обработка и интерпретация полученных данных. Иссле­дователь обрабатывает полученные данные с помощью сле­дующей матрицы:

    Фамилия, имя   Кого оценивают  
                       
1. АндреевС.                      
2. Бибикова Н.             -2          
3 Демченкова В.                      
4. Дроздова В.                      
5. Иванов П.                      
6. Кузнецова Л.   ,3                    
7. Кутасов А.                      
8 ЛадзинаН.                      
9 Лаптев В.                      
10. Леонов В.                      
Сумма оценок (исключая самооценку)     30 10         31 11   17 43  
Количество оценок (исключая самооценку)     9 9         9 9   9 9  
Средняя оценка   3,1   3,3 1,1   2,8   4,0   2,8   3,4 1,2   1,9 4.8  

В матрицу — напротив каждой фамилии — заносятся оцен­ки испытуемого общественной активности своих товарищей, Например, Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца;

тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Подсчитывается количество оценок, полу­ченных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рас­сматриваться как статус активности учащегося.

Сумма оценок активности испытуемого Статус активности (А) = Число испытуемых минус единица

По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:

Номер статусной группы   Активность учащегося   Величина статуса  
  Высокая (организаторская)   А< 1,5  
  Хорошая (активно-исполнительская)   1,5<А<2,5  
  Средняя (пассивно-исполнительская)   2,5 <А<3,5  
  Низкая (принудительная)   3,5 <А<4.5  
  Не проявляется   4,5 < А  

На основании приведенных данных испытуемые класси­фицируются следующим образом:

1-я группа — Демченкова В., Ладзина Н.;

2-я группа — Лаптев В.;

3-я группа — Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.;

4-я группа — Иванов П.;

5-я группа — Леонов В.

Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выде­лены другим шрифтом) и оценки общественной активно­сти позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответ­ствует мнению одноклассников.

Наши рекомендации