Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей
(Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми
в рамках программы «Цветик-семицветик»
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Возраст | Число детей | Время занятий |
3 – 4 года | 5 – 6 человек | 20 минут |
4 – 5 лет | 6 – 7 человек | 20 минут |
5 – 6 лет | 7 – 8 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года - восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
1. Фонотека.
2. Настольно-печатные игры.
3. Предметные игрушки.
4. Доска.
5. Цветные мелки.
6. Краски, карандаши, фломастеры.
7. Писчая и цветная бумага.
8. Строительный материал.
9. Ковёр.
10. Рабочие тетради.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС
ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.
Задачи психологического курса для детей 3-4 лет:
1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
7. Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей 3-4 лет:
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 3 – 4 лет.
Неделя | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы и упражнений | |||
Октябрь | ||||||
1 неделя | Знакомство | 1.Познакомить детей друг с другом. 2. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | - приветствие (с помощью зайчика); - упражнение «Давай знакомиться»; - динамическая пауза «Зайчики», «Зарядка-отдыхалка»; - игры: «Карусели», «Зайка», «Раздувайся, пузырь»; - коллективная работа «Цветочная полянка»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Давайте дружить | 1.Продолжать знакомить детей друг с другом. 2.Сплотить группу. 3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - игры: «Карусели», «Раздувайся, пузырь»; - динамическая пауза «Звериная зарядка»; - задания: «Прятки», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Правила поведения на занятиях | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения. 4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - игры: «Давай поздороваемся», «Кто позвал?», «Вежливый мостик»; - динамическая пауза «Танец в кругу»; - подвижная игра «Пожалуйста»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - задания: «Что хорошо, что плохо», «Загадки»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Я и моя группа | 1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - задания: «Художник», «Найди отличия»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - игра «Прятки», «Если тебе нравится, то делай так», «Волшебная палочка»; - экскурсия по кабинету; - ритуал прощания. | |||
Ноябрь | ||||||
1 неделя | Радость | 1.Знакомство с эмоцией «радость». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | - приветствие «Улыбка»; - беседа: «Я радуюсь, когда…»; - упражнения: «Гномик» - динамическая пауза «Солнышко»; - пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»; - задание «Радостная страничка»; - музыкальное задание «Весёлый мишка»; - психомышечная гимнастика «Буратино» - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Грусть | 1.Знакомство с эмоцией «грусть». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | - приветствие (с помощью кивка головой); - сказка «Курочка Ряба»; - беседа «Мне грустно, когда…»; - задания: «Грустный утёнок», «Ребята в поезде», «Грустная страничка»; - игры: «Загадочные билеты», «Аплодисменты», «Угадай эмоцию»; - пальчиковая гимнастика «Грустный гном»; - подвижная игра «Грустный - весёлый»; - упражнение «Гномик», «Найди утят»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Гнев | 1.Знакомство с эмоцией «гнев». 2.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 3.Тренировка мимических навыков. | - приветствие; - беседа «Я сержусь, когда…»; - задания: «Проведи дорожку», «Найди хозяйку», «Сердитая страница», «Найди сердитого зверя»; - игры: «Зеркало», «Гномик», «Угадай эмоцию»; - психогимнастика «Король-боровик»; - музыкальное задание; - психомышечная гимнастика: «Бяка-Бука», «Бабочка», «Буратино»; - пальчиковая гимнастика «Сердитый гном»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Словарик эмоций | 1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. 3. Закрепление мимических навыков. | - приветствие «Незнайка»; - задания: «Найди маски героям», «Собери картинку»; - пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»; - игра «Угадай эмоцию», «Слушай внимательно», «Замри», «Найди различия»; - музыкальное задание; - психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге»; - ритуал прощания. | |||
Декабрь | ||||||
1 неделя | Разноцветный паровозик | 1.Развитие восприятия (цвета). 2.Развитие умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). 3.Развитие навыка цветового соотнесения. 4.Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи). | - приветствие; - игры: «Цветной паровозик», «Наведи порядок»; - подвижная игра «Светофор»; - загадки; - динамическая пауза «Огород»; - упражнения: «Запомни своих друзей», «Прогулка»; - задания: «Найди лишнее»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Пригласительный билет | 1.Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. 2.Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. | - приветствие; - сказка; - игра «Геометропаровоз», «Лесные звуки», «Внимательный рыболов»; | |||
- упражнения: «Вкусы»; - задания: «Лабиринт», «Удивительная рыбалка»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - динамическая пауза «Звериная зарядка» - ритуал прощания. | ||||||
3 неделя | Восприятие величины (большой - маленький) | 1.Развитие восприятия величины: большой – маленький. 2.Развитие мыслительной операции «сравнение». | - приветствие; - сказка «Любопытные мышата»; - игры: «Вспоминайка», «Большой - маленький»; - задания: «Лабиринт», «Наведи порядок», ; - пальчиковая гимнастика «Мышь и слон»; - динамическая пауза; - упражнение «Лишний домик»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Здравствуй, зима! | 1.Развитие познавательных психических процессов. 2.Обобщение пройденного материала. | - приветствие; - задания: «Снеговик», «Найди пару снежинке», «Санки», «Мешок с подарками»; - танец снежинок; - пальчиковая гимнастика: «Погода»; - игра «Снежинки, сугробы, сосульки»; - ритуал прощания. | |||
Январь | ||||||
2 неделя | Восприятие длины (длинный - короткий) | 1.Развитие восприятия длины: длинный – короткий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине. | - приветствие; - сказка «Длинный - короткий»; - игра «Змея», «Гусеница»; - задания: «Длинный – короткий», «Лабиринт», «Найди хвост»; - пальчиковая гимнастика «Кошка»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Восприятие величины (широкий - узкий) | 1.Развитие восприятия длины: широкий – узкий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине. | - приветствие; - сказка «Широкий - узкий»; - игры: «Запоминай-ка», «Большие ноги»; - пальчиковая гимнастика «Лягушка»; | |||
- задания: «Лабиринт», «Найди пару»; - ритуал прощания. | ||||||
4 неделя | Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | 1.Развитие навыков общения. 2.Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. 3.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; -беседа по сказке; - игры: «Съедобное - несъедобное»; - пальчиковая гимнастика; - задания: «Мои игрушки», «Найди все мячики», «Найди лишнее», «Путаница», «Положи мячик на место», «Кто во что играет»; - динамическая пауза «Игрушки»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
Февраль | ||||||
1 неделя | Сказка «Теремок». Обобщение: животные | 1.Развитие навыков общения. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - загадки; - игры: «Расскажем вместе сказку»; - сказка «Теремок»; - пальчиковая гимнастика: «На лужок»; - задания: «Раздели на группы», «Найди лишнее», «Кто живёт в лесу», «Угадай, чья тень», «Путаница»; - динамическая пауза; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
2 неделя | К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда | 1.Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Федорино горе»; - беседа по сказке; - задания: «Всё на месте», «Найди лишний предмет», «Найди и раскрась», «Подарок для Федоры»; - пальчиковая гимнастика; - игры: «Посуда»; - подвижная игра «Варим суп»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
3 неделя | Л.Ф. Воронкова «Маша - растеряша». Обобщение: одежда, обувь | 1.Воспитание бережного отношения к своим вещам. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Маша-растеряша»; - беседа по сказке; - задания: «Назовём одежду», «Оденем ребят», «Найди и раскрась одежду», «Сороконожка», «Обувь и время года», «Найди лишнее», «Раздели на группы»; - пальчиковая гимнастика «Большая стирка»; - игра «Сапожок»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
4 неделя | Мальчики-одуванчики | 1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Развивать навыки самоконтроля. | - приветствие (с помощью улыбки); - игры: «Угадай, кто это?», «Ракета хорошего настроения»; - упражнение «Попади в цель»; - подвижная игра «Транспорт»; - пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»; - задания: «Профессии», «Открытка»; - ритуал прощания. | |||
Март | ||||||
1 неделя | Девочки-припевочки | 1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | - приветствие (с помощью улыбки); - игры: «Угадай, кто это?», «Уборка», «Поварята», «Подарки», «Наряд»; - пальчиковая гимнастика «Цветки»; - задания: «Куклы», «Бусы»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель | 1.Развитие эмпатии. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Три медведя»; - беседа по сказке; - задания: «Дорога к домику», «В лесу», «Найди лишний предмет»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - игры: «Три медведя», «Медведь в берлоге»; | |||
- ритуал прощания «Цветок сказок». | ||||||
3 неделя | Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь | 1.Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. 2.Создавать нравственные основы личности ребенка. 3.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Волшебный цветок»; - задания: «Сказочный фрагмент», «Кто потерялся?», «Вспоминайка», «Помощники», «Дружная рыбалка»; - сказка «Репка»; - беседа по сказке; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - подвижная игра «Карусели»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
4 неделя | День смеха | 1.Развивать воображение. 2.Развивать интерес детей к окружающему миру. 3.Развивать творческое мышление. | - приветствие (с помощью смешинок); - игра «Едим в гости»; - подвижные игры: «Петушок», «Поросята», «Кошка»; - задания: «Яркий хвост», «Кто громче хрюкнет», «Угощение для кролика», «В комнате смеха», «Вспоминайка»; - динамическая пауза «Маленький кролик»; - ритуал прощания. | |||
Май | ||||||
1 неделя | Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые | 1. Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие; - беседа; - загадки про насекомых; - динамическая пауза «Путешествие на лугу»; - игры: «Подснежники», «Солнечный зайчик», «Пробуждение»; - пальчиковая гимнастика «Гусеница»; - задания: «Лабиринт», «Кто лишний?»; - динамическая пауза «Жук»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Страна Вообразилия | 1.Развивать фантазию и воображение. 2.Формировать интерес к творческим играм. | - приветствие (при помощи воображаемого цветочка); - игры: «Горячо – холодно», «Волшебные башмачки», «Подарок» «Волшебные картинки»; - сказка «Так и не так»; - пальчиковая гимнастика «Волшебник»; - задания: «Чего не бывает на свете», «Вспоминайка», «Чудо-дерево»; - динамическая пауза «Станем мы деревьями»; - ритуал прощания. | |||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС