Типы этнической идентичности
Исследование проблемы этнической идентификации позволила исследователям (Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.,1998) разработать типологию этнической идентичности в зависимости от сочетания различных причин и условий ее формирования и реализации.
1. Нормальная позитивная идентичность – образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на общение с другими народами. Потребность в идентификации с этнической группой и уровень консолидированности с ней зависит от типа личности и ситуации. Отклонения от «нормы» возможны в направлении как нарастания этничности, так и ее угасания или даже отрицания.
2. Этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение этничности как таковой, акцентированность на безусловной значимости этнической принадлежности. При такой идентичности могут присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости, которые детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.
3. Этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при которой не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (семейные, профессиональные и др.), но и достижение целей, интересов народа воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием, что права народа выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами.
4. Этнический фанатизм – тип идентичности, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия, вплоть до террора. Это крайняя форма агрессивной идентичности.
5. Этническая индиферрентность – тип идентичности, возникающий, когда люди практически равнодушны к проблеме этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют ниих собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.
6. Этнонигилизмв форме космополитизма – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей, демонстрация себя как «человека мира». Одним из вариантов может быть этноущемленная идентичность, возникающая в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.
7. Амбивалентная этничность – явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде. Может возникать у детей, выросших в межэтнических браках (двойная идентичность), в семьях нетитульных этносов, проживающих в среде титульного обольшинства (тройная идентичность)
Выделяя отмеченные типы и виды этнической идентичности, следует помнить, что это лишь научные абстракции, сформулированные на основании изучения большого эмпирического материала. Реальное положение этнической идентичности среди других форм идентичности людей может определяться не каким-то одним из названных типов, а несколькими. (Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.,1998)
Этническая идентичность – переменная величина в каждой культуре. Так, в деревне человек ощущает себя ее жителем и воспринимается как таковой другими. В городе он воспринимается как представитель определенной местности, для которой характерны свои диалект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим государством человек выступает как гражданин своей страны. Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обоснованы.