Сохранения этнической идентичности

К О Н Ц Е П Ц И Я

СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МАРИЙСКОГО НАРОДА

I. Общие положения

1. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывалось более полумиллиона марийцев. Динамика становления и развития этой этнической группы в условиях России свидетельствует о высокой степени ее адаптивности к складывающимся социально-политическим и социально-экономическим условиям, а также о высоком потенциале интегративности в контексте формирования общероссийской гражданской общности. Марийцы обладают многовековым культурным наследием, самобытной традиционной культурой и сложившейся высокой культурой на основе профессионального искусства мирового значения (театрального, музыкального, изобразительного и др.). Все это культурное богатство требует своего сохранения и развития.

2. Для марийской этнической общности характерно дисперсное расселение, сложившееся в силу исторических причин. Лишь половина марийцев проживает в Республике Марий Эл. Значительная часть марийцев сосредоточена в республиках и областях Волго-Уральского региона, а также в других регионах страны. Марийцы имеют и зарубежную диаспору, сосредоточенную в основном в странах СНГ.

3. Современные процессы глобализации и унификации, приводящие к размыванию культуры, разрушению традиций, масштабное внедрение информационных технологий, заставляют искать новые, адекватные современным условиям формы сохранения и трансляции этнических ценностей, предъявляют особые требования к мотивационному полю этногрупповой принадлежности. Кроме того, у марийцев, как и у ряда других народов Российской Федерации, на эти процессы накладываются тенденции снижения их численности и этноязыковой ассимиляции. Одновременно специфическими для марийской этнической общности являются проблемы незавершенности национальной консолидации, сокращение доступности профессиональной культуры за пределами Республики Марий Эл.

4. Потребность в воспроизводстве и развитии языка, традиционной и профессиональной марийской культуры в новейших условиях стимулировали марийскую общественность к созданию организации, призванной артикулировать и решать возникающие задачи в названном направлении. Созданный таким образом, Съезд марийского народа явился легитимной общественным объединением, эффективно реализующей потребности марийцев как этнокультурной общности. На протяжении более ста лет, основной целью Съезда марийского народа являлось: содействие развитию марийского народа в различных регионах его проживания, сохранение его культуры и языка; координация деятельности национально-культурных организаций и марийских общин регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

5. Динамика социальных изменений последних лет требует переосмысления итогов деятельности Всемарийского Совета как исполнительного органа Съезда марийского народа и выработки новых подходов в реализации стоящих перед ней задач, согласно новым вызовам времени. Задача Концепции - определить основные направления и задачи деятельности Съезда марийского народа в новейших условиях глобализации. Залогом действенности и эффективности разработанной Концепции является тесное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, с органами государственной власти Республики Марий Эл, с органами местного самоуправления, и с иными национальными общественными организациями, в сфере создания и обеспечения условий для сохранения и развития этнической идентичности марийского народа, проживающего в Республике Марий Эл и за ее пределами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

6. В Российской Федерации общественные организации и национальные объединения являются важным социальным институтом, участвующим в реализации национальной политики страны. Их деятельность направлена на поддержку демократических ценностей, развитие гражданского общества, укрепление национально-гражданской идентичности, сохранение межэтнического согласия, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, независимо от территорий проживания.

7. Концепция сохранения этнической идентичности марийского народа – это система принципов, целей и задач, направленных на создание условий для поддержания и развития самобытности, культуры и языка марийцев, проживающих в Республике Марий Эл и за ее пределами. Она строится в соответствии с основополагающими приоритетами национальной политики Российской Федерации и призвана способствовать укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) при сохранении её этнокультурного многообразия.

8. Приоритетными направлениями сохранения этнической идентичности марийского народа являются:

а) обеспечение реализации этнокультурных потребностей и интересов марийского народа, его устойчивого развития и роста общего благосостояния;

б) укрепление единства марийской этнической общности;

в) обеспечение межэтнического мира и согласия путем создания условий для сохранения культуры и языка марийского народа, согласование общегосударственных интересов и интересов марийской этнической общности;

г) сохранение единства и целостности Российской Федерации.

9. Концепция опирается на следующую политико-правовую базу:

а) в сфере международного права:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.);

Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств (1992г.);

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.);

б) в сфере федерального законодательства:

Конституция Российской Федерации (1993 г.);

закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.);

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995 г.);

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (1996 г.);

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.);

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.);

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (1999 г.);

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.);

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (2005 г.);

Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» (2012 г.);

Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» (2012 г.);

Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012 г.);

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (2017 г.);

в) в сфере законодательства Республики Марий Эл:

Конституция Республики Марий Эл (1995 г.);

Закон Республики Марий Эл «О культуре» (1994 г.);

Закон Республики Марий Эл «О языках в Республике Марий Эл» (1995 г.);

Закон Республики Марий Эл «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл» (2003 г.);

Закон Республики Марий Эл «Об образовании в Республике Марий Эл» (2013 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «О Совете при Главе Республики Марий Эл по взаимодействию с религиозными объединениями» (2011 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «О грантах Главы Республики Марий Эл в области этнокультурных и межнациональных отношений» (2011 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «О Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл» (2015 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «Об утверждении Положения об использовании государственных языков Республики Марий Эл и иных языков при организации и проведении культурно-массовых мероприятий в Республике Марий Эл» (2016 г.);

10. Концепция также основывается на ряде других документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Главой Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл в сфере национальной политики, долгосрочного социально-экономического развития, внешней политики и внешнеполитической деятельности, образования и культуры.

11. Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:

идентичность – самоотожествление с марийской этнической общностью и представления о ней, ее культуре, языке и территории;

этническая общность – исторически возникшая устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием и имеющая единые интересы, сформировавшаяся на основе общей территории, языка и культуры.

II. Современное состояние

III. Принципы сохранения

IV. Задачи сохранения

К О Н Ц Е П Ц И Я

СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МАРИЙСКОГО НАРОДА

I. Общие положения

1. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывалось более полумиллиона марийцев. Динамика становления и развития этой этнической группы в условиях России свидетельствует о высокой степени ее адаптивности к складывающимся социально-политическим и социально-экономическим условиям, а также о высоком потенциале интегративности в контексте формирования общероссийской гражданской общности. Марийцы обладают многовековым культурным наследием, самобытной традиционной культурой и сложившейся высокой культурой на основе профессионального искусства мирового значения (театрального, музыкального, изобразительного и др.). Все это культурное богатство требует своего сохранения и развития.

2. Для марийской этнической общности характерно дисперсное расселение, сложившееся в силу исторических причин. Лишь половина марийцев проживает в Республике Марий Эл. Значительная часть марийцев сосредоточена в республиках и областях Волго-Уральского региона, а также в других регионах страны. Марийцы имеют и зарубежную диаспору, сосредоточенную в основном в странах СНГ.

3. Современные процессы глобализации и унификации, приводящие к размыванию культуры, разрушению традиций, масштабное внедрение информационных технологий, заставляют искать новые, адекватные современным условиям формы сохранения и трансляции этнических ценностей, предъявляют особые требования к мотивационному полю этногрупповой принадлежности. Кроме того, у марийцев, как и у ряда других народов Российской Федерации, на эти процессы накладываются тенденции снижения их численности и этноязыковой ассимиляции. Одновременно специфическими для марийской этнической общности являются проблемы незавершенности национальной консолидации, сокращение доступности профессиональной культуры за пределами Республики Марий Эл.

4. Потребность в воспроизводстве и развитии языка, традиционной и профессиональной марийской культуры в новейших условиях стимулировали марийскую общественность к созданию организации, призванной артикулировать и решать возникающие задачи в названном направлении. Созданный таким образом, Съезд марийского народа явился легитимной общественным объединением, эффективно реализующей потребности марийцев как этнокультурной общности. На протяжении более ста лет, основной целью Съезда марийского народа являлось: содействие развитию марийского народа в различных регионах его проживания, сохранение его культуры и языка; координация деятельности национально-культурных организаций и марийских общин регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

5. Динамика социальных изменений последних лет требует переосмысления итогов деятельности Всемарийского Совета как исполнительного органа Съезда марийского народа и выработки новых подходов в реализации стоящих перед ней задач, согласно новым вызовам времени. Задача Концепции - определить основные направления и задачи деятельности Съезда марийского народа в новейших условиях глобализации. Залогом действенности и эффективности разработанной Концепции является тесное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, с органами государственной власти Республики Марий Эл, с органами местного самоуправления, и с иными национальными общественными организациями, в сфере создания и обеспечения условий для сохранения и развития этнической идентичности марийского народа, проживающего в Республике Марий Эл и за ее пределами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

6. В Российской Федерации общественные организации и национальные объединения являются важным социальным институтом, участвующим в реализации национальной политики страны. Их деятельность направлена на поддержку демократических ценностей, развитие гражданского общества, укрепление национально-гражданской идентичности, сохранение межэтнического согласия, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, независимо от территорий проживания.

7. Концепция сохранения этнической идентичности марийского народа – это система принципов, целей и задач, направленных на создание условий для поддержания и развития самобытности, культуры и языка марийцев, проживающих в Республике Марий Эл и за ее пределами. Она строится в соответствии с основополагающими приоритетами национальной политики Российской Федерации и призвана способствовать укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) при сохранении её этнокультурного многообразия.

8. Приоритетными направлениями сохранения этнической идентичности марийского народа являются:

а) обеспечение реализации этнокультурных потребностей и интересов марийского народа, его устойчивого развития и роста общего благосостояния;

б) укрепление единства марийской этнической общности;

в) обеспечение межэтнического мира и согласия путем создания условий для сохранения культуры и языка марийского народа, согласование общегосударственных интересов и интересов марийской этнической общности;

г) сохранение единства и целостности Российской Федерации.

9. Концепция опирается на следующую политико-правовую базу:

а) в сфере международного права:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.);

Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств (1992г.);

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.);

б) в сфере федерального законодательства:

Конституция Российской Федерации (1993 г.);

закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.);

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995 г.);

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (1996 г.);

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.);

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.);

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (1999 г.);

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.);

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (2005 г.);

Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» (2012 г.);

Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» (2012 г.);

Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012 г.);

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (2017 г.);

в) в сфере законодательства Республики Марий Эл:

Конституция Республики Марий Эл (1995 г.);

Закон Республики Марий Эл «О культуре» (1994 г.);

Закон Республики Марий Эл «О языках в Республике Марий Эл» (1995 г.);

Закон Республики Марий Эл «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл» (2003 г.);

Закон Республики Марий Эл «Об образовании в Республике Марий Эл» (2013 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «О Совете при Главе Республики Марий Эл по взаимодействию с религиозными объединениями» (2011 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «О грантах Главы Республики Марий Эл в области этнокультурных и межнациональных отношений» (2011 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «О Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл» (2015 г.);

Указ Главы Республики Марий Эл «Об утверждении Положения об использовании государственных языков Республики Марий Эл и иных языков при организации и проведении культурно-массовых мероприятий в Республике Марий Эл» (2016 г.);

10. Концепция также основывается на ряде других документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Главой Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл в сфере национальной политики, долгосрочного социально-экономического развития, внешней политики и внешнеполитической деятельности, образования и культуры.

11. Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:

идентичность – самоотожествление с марийской этнической общностью и представления о ней, ее культуре, языке и территории;

этническая общность – исторически возникшая устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием и имеющая единые интересы, сформировавшаяся на основе общей территории, языка и культуры.

II. Современное состояние

Наши рекомендации