Ценности как важнейший компонент общественной и личной жизни
Социализация – многогранный процесс усвоения человеком социального опыта общества. В результате ее личность усваивает нормы и ценности социальной среды. Ценностная система регуляции поведения значительно отличается от нормативной. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, так как норма не имеет градации: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности.
Конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, а нормы – со средствами и способами её существования.
Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.
Проблема ценностей рассматривается в рамках аксиологии – учения о природе ценностей, их месте в действительности, структуре ценностного мира, их связи с культурными и социальными факторами, структурой личности.
Начало разработки ценностной проблематики положил
Р.Г. Лотце в своей книге «Микрокосм» (1866–1867), он впервые ввел в качестве самостоятельного понятие «значимость», которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании.
Практически все направления философии обозначили свое отношение к ценностям, их специфике и роли в жизни человека и общества.
Смысложизненные, феноменологические, экзистенциальные, антропологические и религиозные философии, возникшие в ХХ веке, по своему содержанию были ценностными. Их отношение к ценностной проблематике можно определить словами Ф. Ницше: «Вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности: последний обретает всю свою серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях».
В зарубежной философии в понимании понятия «ценности» выделяется три основных подхода. Представители объективно-идеалистических концепций (Н. Гартман, М. Шелер и др.) исходят из определения ценности как потусторонней сущности вне времени и пространства. Сторонники субъективно-идеалистических концепций (К. Льюис, Д. Паркер, Т. Парсонс, Р. Перри, У. Эрбанн и др.) сводят сущность ценности к субъективно психологическому акту переживания, т.е. для них ценность – лишь явление сознания, в котором проявляется субъективное отношение человека к оцениваемым объектам и явлениям. Так, Д. Парсонс, например, определяет ценность как то, что способно удовлетворить желание. Представители натуралистических концепций
(И. Деви, Д. Дьюм) рассматривают ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.
В отечественной философии в определении понятия «ценность» также существует несколько подходов. Ряд авторов
(Е.В. Боголюбова, К.И. Гулиан, С.И. Нарский) рассматривает ценность как объективную категорию: ценностью является «любой предмет материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительности, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость». Подобные определения вызывают возражение, так как ценность – не предмет или явление в целом, в ценностном отношении один и тот же предмет или одно и то же явление может участвовать разными сторонами, выступать как ценность в разных социальных ролях, что определяется его свойствами.
Существует точка зрения на ценность как на субъективное явление. В.М. Квачахия (1981) пишет, что ценность «не сама оценка и не вещь, которая оценивается, а социально-определенные основы ориентации и оценки».
Как «момент сознания» определяет ценности И.Н. Попова (2009) и считает, что они не существуют в чистом виде, а выступают лишь в «совокупности с другими компонентами ориентационного контекста личности».
Представляется интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такой точки зрения придерживаются В.Г. Выжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу тех или иных объектов – носителей этих ценностей. По их мнению, ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений; в свою очередь сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок.
Наиболее обоснованной и логичной выглядит позиция авторов, рассматривающих ценность в рамках субъект-объектных отношений, в которых объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или социальной группы).
О.Г. Дробницкий представляет ценность как двоякое явление: как «ценностные характеристики предмета» и как «ценностные представления». Действительно, у явления, будь оно существующим или мыслимым, есть некоторые свойства, которые имеют для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят от того, кто их оценивает, а так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент ценности является первичным, так как ценность – не умственный акт, а предмет ценностного отношения. Вне ценностного отношения нет ценности, но это не значит, что ценность и ценностное отношение – одно и то же. Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают «связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели». Отсюда ценность можно рассматривать как свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели.
Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Очевидно, что ценность, ценное – это положительно оцененное человеком, исходящим из своих осознанных потребностей. В природе, рассматриваемой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке.
Ценности имеют исторический характер. В зависимости от характера потребности и способов их удовлетворения, ценности подразделяются на материальные и духовные. К материальным ценностям относятся средства производства, материальные блага: пища, жилье, одежда и т.д. Материальные ценности связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, поэтому их критерием выступает практическая полезность предмета.
Духовные ценности подразделяются на нравственные, познавательно-научные, эстетические. Они характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения будут другие. Так, критерием измерения познавательных ценностей является истина, эстетических – художественная красота, нравственных – добро.
Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что по способам своего бытия ценности имеют сложнейший многоуровневый характер. Они объективно существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, цели и идеалы, которые в с вою очередь через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни.
Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможна ситуация, когда человек считает ценностью то, что объективно является для него вредным (никотин, алкоголь, наркотики и т.п.). Задача воспитания ребенка заключается в том, чтобы научить его избирать такие ценности, которые несут в себе объективную физическую или духовную пользу для него самого и для общества.
Воспитательные ценности
Для присвоения ценностей личностью должны создаваться специальные условия. Этими условиями могут выступать особые позитивные ценности общества, которые обеспечивают развитие личности ребенка в интересах и общества, и самой личности. Эти ценности, имеющие педагогическое содержание, называются воспитательными ценностями. Воспитательные ценности по своей природе и содержанию являются отражением объективных социально-исторических условий. В самом общем виде воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных, объективных, общественных условий и отношений.
Б.Т. Лихачев (1998) рассматривал воспитательные ценности как «такие качества, свойства, желания, инстинкты, стремления личности, которые родители и педагоги хотели бы реализовать, воплотить в своих детях в необходимых и достаточных для этого социальных условиях, что сделало бы их счастливыми и вместе с тем полезными для общества гражданами».
Воспитательные ценности порождаются объективными социальными условиями. Молодые люди принимают лишь те ценностно-воспитательные ориентиры, которые реально помогают им общаться и быть благополучным членом группы, способствуют самоутверждению, развитию физической силы, воли, способностей. Выход современного российского общества из кризиса во многом зависит от того, насколько успешно удастся разработать шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в жизни.
Через воспитательные ценности общественные ценности входят во внутреннюю структуру личности в форме ценностных ориентаций. Другими словами, воспитательные ценности родителей и педагогов являются средством формирования ценностных ориентаций детей. Став личностно значимой, общественная ценность начинает выступать как внутренний регулятор деятельности человека, определяющий ее направленность. В ходе освоения окружающей действительности субъект непременно вступает в ценностно-нормативные отношения с ней. Однако содержание ценностей, которыми овладевает личность, для разных людей различно. Разнообразие индивидуальных систем ценностей определяется в значительной степени особенностями социального опыта, в ходе которого человек осваивает ценности. Достигнув определенной степени развития, ценностные ориентации начинают оказывать существенное влияние на дальнейшее накопление социального опыта личности.