Тема 7.2. Виды экспериментального исследования

По действительности проведения и полноте процедуры (реальные, мыленные: идеальные, бесконечные, безупречные). По цели эксперимента (исследовательские, диагностические, демонстрационные).По уровню исследования (предварительные, основные, контрольные).По типу воздействия на испытуемого (внутренний, внешний). По степени вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого (лабораторный, естественный, формирующий). По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную (спровоцированный эксперимент, эксперимент на который ссылаются). По количеству независимых переменных (однофакторный, многофакторный). По числу испытуемых (индивидуальный, групповой). По способу выявления связей между переменными (интрапроцедурный, интерпроцедурный, кросс-процедурный). По типу изменения независимой переменной (количественный и качественный).

Раздел 8. Корреляционный подход в психологических исследованиях

Тема 8.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование

Взаимосвязь строгости следования экспериментальному методу и условности границ между тремя исследовательскими подходами: экс­периментальным (в узком смысле), квазиэкспериментальным и кор­реляционным. Корреляционный подход как метод «пассивно-наблюдающего» ис­следования. Корреляционное исследование как предваряющее экспе­римент; ковариации как условие вывода о действии независимой пе­ременной. Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий.

Тема 8.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи

Коэффициенты ковариации и корреляции. Корреля­ция, детерминация и эффект воздействия. Формы контроля в корреляционных исследованиях. Основные пла­ны корреляционных исследований. Моделирование причинно-след­ственных отношений между переменными. Схемы, разрабатываемые с целью приближения к каузальным выводам из корреляционного исследования (путевой анализ, перекрестно-отсроченные корре­ляции и др.).

Раздел 9. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях

Тема 9.1. Общая характеристика квазиэкспериментальных исследований

Квазиэкспериментальные схемы исследований в психологии: отли­чия в содержании проверяемых гипотез, формах контроля и логике выводов. Квазиэкспериментальный метод с точки зрения ограничений в формах экспериментального контроля. Отличие межгрупповых экспериментов и квазиэкспериментов по принципам подбора в груп­пы и способам задания экспериментального и контрольного условий. Базисные побочные переменные и контроль post factum.

Тема 9.2. Виды квазиэкспериментальных исследований

Психогенетическое исследование как квазиэксперимент. Квазиэксперимент при разработке психодиагностических ме­тодик. Схемы реализации лонгитюдного исследования. Кросс-культурные исследования.

Раздел 10. Методологические вопросы организации психологического исследования

Тема 10.1. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя

Эксперимент как один из способов установления психологичес­ких законов и как средство «ограничения» теоретизирования, как нормативная логика размышлений и как искусство проверки пси­хологических гипотез. Понятие научной парадигмы. Представление об эксперименталь­ной парадигме исследований. Проблема активности субъекта. Субъект-субъектные отношения в любом психологическом опыте. Специфика экспериментирования в рамках культурно-историчес­кой концепции: использование стимулов-средств и интерпретация базисных процессов. Методики двойной стимуляции. Объективность метода и критерии научности в психологии.

Наши рекомендации