Тема 7.2. Виды экспериментального исследования
По действительности проведения и полноте процедуры (реальные, мыленные: идеальные, бесконечные, безупречные). По цели эксперимента (исследовательские, диагностические, демонстрационные).По уровню исследования (предварительные, основные, контрольные).По типу воздействия на испытуемого (внутренний, внешний). По степени вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого (лабораторный, естественный, формирующий). По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную (спровоцированный эксперимент, эксперимент на который ссылаются). По количеству независимых переменных (однофакторный, многофакторный). По числу испытуемых (индивидуальный, групповой). По способу выявления связей между переменными (интрапроцедурный, интерпроцедурный, кросс-процедурный). По типу изменения независимой переменной (количественный и качественный).
Раздел 8. Корреляционный подход в психологических исследованиях
Тема 8.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование
Взаимосвязь строгости следования экспериментальному методу и условности границ между тремя исследовательскими подходами: экспериментальным (в узком смысле), квазиэкспериментальным и корреляционным. Корреляционный подход как метод «пассивно-наблюдающего» исследования. Корреляционное исследование как предваряющее эксперимент; ковариации как условие вывода о действии независимой переменной. Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий.
Тема 8.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи
Коэффициенты ковариации и корреляции. Корреляция, детерминация и эффект воздействия. Формы контроля в корреляционных исследованиях. Основные планы корреляционных исследований. Моделирование причинно-следственных отношений между переменными. Схемы, разрабатываемые с целью приближения к каузальным выводам из корреляционного исследования (путевой анализ, перекрестно-отсроченные корреляции и др.).
Раздел 9. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях
Тема 9.1. Общая характеристика квазиэкспериментальных исследований
Квазиэкспериментальные схемы исследований в психологии: отличия в содержании проверяемых гипотез, формах контроля и логике выводов. Квазиэкспериментальный метод с точки зрения ограничений в формах экспериментального контроля. Отличие межгрупповых экспериментов и квазиэкспериментов по принципам подбора в группы и способам задания экспериментального и контрольного условий. Базисные побочные переменные и контроль post factum.
Тема 9.2. Виды квазиэкспериментальных исследований
Психогенетическое исследование как квазиэксперимент. Квазиэксперимент при разработке психодиагностических методик. Схемы реализации лонгитюдного исследования. Кросс-культурные исследования.
Раздел 10. Методологические вопросы организации психологического исследования
Тема 10.1. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя
Эксперимент как один из способов установления психологических законов и как средство «ограничения» теоретизирования, как нормативная логика размышлений и как искусство проверки психологических гипотез. Понятие научной парадигмы. Представление об экспериментальной парадигме исследований. Проблема активности субъекта. Субъект-субъектные отношения в любом психологическом опыте. Специфика экспериментирования в рамках культурно-исторической концепции: использование стимулов-средств и интерпретация базисных процессов. Методики двойной стимуляции. Объективность метода и критерии научности в психологии.