V. Возрастные нормы овладения речью
I. Речь дошкольника раннего возраста.
Овладение речью – важнейший этап в жизни ребенка раннего возраста.Известный советский психолог Л.С. Выготский указывал, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения, являющиеся сензитивными. Для развития речевой функции сензитивным является период раннего детства.
II. Что такое речь?
Существует несколько разных определений термина речь.
Наиболее точное и полное определение: речь - это сложная функциональная система, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
III. Функции речи.
Речь в человеческом обществе выполняет различные функции.
Коммуникативная функция (речь как средство общения) состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку.
Когнитивная или интеллектуальная функция: речь как инструмент мышления. Слово в этом случае выступает как понятие, то есть как обобщенная мысль.
Л.С. Выготский указывал, что в возрасте около двух лет: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Ребенок осознает обобщающее значение слова и начинает пользоваться им как для коммуникации, так и для решения мыслительных задач.
Регулирующая функция речи: речь как фактор управления психикой и поведением человека. Становление этой функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.
IV. Факторы, влияющие на развитие речи.
Обследования детей раннего возраста свидетельствуют, что у детей наиболее частыми являются речевые расстройства, почти 60% детей раннего возраста – это дети неговорящие или с задержкой речевого развития (Р.Р. Калинина, Л. Б. Адер, С. А.Варгина).
Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи малыша: органических, физиологических, психологических, социальных.
Риск возникновения у детей нарушений в речевом развитии вызывают неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития и в процессе родов: вредные привычки и тяжелые заболевания матери, гипоксия плода, родовые травмы и асфиксия во время родов. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Т.В. Волосовец, Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова).
Причины, действующие в период младенчества: неврологические заболевания;
соматическая ослабленность, заболевания среднего и внутреннего уха, травмы головы.
На формирование правильной речи влияет также ранний отказ от грудного вскармливания и поздний переход на более твердую пищу, т.к. при этом возникают проблемы формирования зубочелюстной системы и возникает слабость артикуляционного аппарата ребенка.
Среди социальных факторов, можно выделить неправильные методы воспитания, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя, взрослые угадывают все его желания.
V. Возрастные нормы овладения речью.
Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей.
В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка. Развитие речи имеет два основных направления: импрессивная речь - пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и экспрессивная речь - активное владение словом (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.
Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является подготовительным в развитии детской речи включает гуление, лепет, к 1годуребенок владеет 10 лепетными словами.
К 2-м годам – словарь ребенка состоит 50 – 100 слов (названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена). Во втором полугодии второго года жизни ребенок активно «переводит» свой пассивный запас в активный, исследователи детской речи назвали данный период в развитии ребенка «лексическим взрывом».
Характерно упрощенное произношение слов, например: "ко" или "моко" вместо молоко. Правильно и четко произносит гласные звуки: «а», «у», «и», «о», кроме «ы», твердые согласные заменяет мягкими. Пропускает или заменяет свистящие, шипящие и сонорные звуки.
Ребенок понимает и выполняет двухэтапную инструкцию («Пойди в кухню и принеси чашку»).
Этопериод предложений, состоящих из аморфных слов-корней:
- этап однословного предложения - слово выступает по своему значению как целая фраза, смысл высказывания понятен только из ситуации, в которой происходит общение («ди» - иди сюда, уходи)
- этап предложений из нескольких слов-корней, ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова. Грамматическая связь между словами отсутствует. («Дай ко-ко». – Дай яйцо. Дай курочку.)
К 3 годамдети начинают употреблять все части речи. Словарь включает около 1500 слов. Ребенок строит простые распространенные предложения.
От 2 лет до 3 лет длится период усвоения грамматической структуры предложения:
- этап формирования первых форм слов: ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. (Вот зайка. Дай зайку. Мальчик хороший. Девочка хорошая.)
-этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий (окончаний). В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное, «главенствующее» окончание (родительный падеж множественного числа существительных: много ложков, ножов).
Уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные.
В начале 3-го года речь становится и средством познания. При помощи речи становятся доступны пониманию ребенка элементарные события, явления, не имевшиеся ранее в опыте ребенка. Ребёнок задает много вопросов "Где?", "Куда?", "Откуда?". Во второй половине третьего года в норме появляется вопрос "почему?". Возникновение этого вопроса знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то взрослые должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.