Таблицы для перевода "сырых" баллов в стены
Мальчики 8-10 лет (n = 142)
X | σ | |||||||||||
А | 1-2 | 6,3 | 2,2 | |||||||||
D | 0-1 | 5,6 | 1,8 | |||||||||
С | 4-5 | 5,4 | 2,2 | |||||||||
D | 4-5 | 5,3 | 2,4 | |||||||||
Е | – | 7-8 | 9-10 | 4,2 | 2,1 | |||||||
F | 0-1 | – | 9-10 | 6,4 | 1,8 | |||||||
G | 3-4 | 6,0 | 2,2 | |||||||||
H | 0-2 | S | – | 6,1 | 2,2 | |||||||
I | – | 8-10 | 3,8 | 1,9 | ||||||||
О | – | 4-5 | 9-10 | 3,4 | 2,1 | |||||||
Q3 | 4-5 | 5,1 | 2,2 | |||||||||
Q4 | 9-10 | 4,5 | 2,2 |
Девочки 8-10 лет (n = 152)
X | σ | |||||||||||
А | 0-1 | 2-3 | – | 7,0 | 1,9 | |||||||
D | 0-1 | 5,9 | 1,9 | |||||||||
С | 3-4 | 5,9 | 2,2 | |||||||||
D | _ | 5-6 | 7-8 | 3,8 | 2,4 | |||||||
Е | – | 8-10 | 3,1 | 1,9 | ||||||||
F | 9-10 | 4,0 | 2,0 | |||||||||
G | 0-1 | 3-4 | – | 7,2 | 2,1 | |||||||
H | 0-1 | 2-3 | – | 6,5 | 2,1 | |||||||
I | 0-1 | 3-4 | , 6 | – | 7,0 | 1,8 | ||||||
О | – | 8-10 | 3,7 | 2,1 | ||||||||
Q3 | 0-1 | 3-4 | – | 6,9 | 2,1 | |||||||
Q4 | – | 6-7 | 9-10 | 3,8 | 2,2 |
Мальчики 11-12 лет (n = 141)
X | σ | |||||||||||
А | 4-5 | 5,6 | 2,5 | |||||||||
D | 0-2 | – | 6,9 | 1,8 | ||||||||
С | 4-5 | 5,2 | 2,5 | |||||||||
D | 2-3 | 5,6 | 2,4 | |||||||||
Е | 0-1 | 5,6 | 2,1 | |||||||||
F | 0-1 | 2-3 | – | 6,6 | ||||||||
G | – | 6-7 | 9-10 | 4,2 | 2,1 | |||||||
H | 0-1 | 5,8 | 2,3 | |||||||||
I | – | 8-10 | 3,4 | 1,9 | ||||||||
О | – | 5-6 | 9-10 | 3,9 | 2,5 | |||||||
Q3 | – | 8-10 | 3,6 | 2,1 | ||||||||
Q4 | 3-4 | 6,0 | 2,4 |
Девочки 11-12 лет (n = 135)
X | σ | |||||||||||
А | 0-2 | – | 6,3 | 2,2 | ||||||||
D | 0-3 | – | – | 7,3 | 1,8 | |||||||
С | 4-5 | 5,2 | 2,6 | |||||||||
D | 3-4 | 5,1 | 2,5 | |||||||||
Е | 0-1 | 5,0 | 2,1 | |||||||||
F | 0-1 | 4,8 | 2,1 | |||||||||
G | 6-7 | 5,2 | 2,2 | |||||||||
H | 0-1 | 5-6 | – | 6,3 | 2,2 | |||||||
I | 0-2 | – | 6,3 | 1,8 | ||||||||
О | 6-7 | 4,4 | 1,9 | |||||||||
Q3 | 6-7 | 4,8 | 2,4 | |||||||||
Q4 | 2-3 | 5,8 | 2,5 |
Интерпретация результатов теста
1. Фактор А | |
А- / 1-3 стена | А+ / 8-10 стенов |
Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный | Открытый, доброжелательный, общительный, участливый |
Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору а лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.
2. Фактор B | |
B- / 1-3 стена | B+ / 8-10 стенов |
Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик | Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний |
Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.
3. Фактор C | |
C- / 1-3 стена | C+ / 8-10 стенов |
Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый Уверенный в себе, спокойный, стабильный | Уверенный в себе, спокойный, стабильный |
Высокие значения фактора с отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.
4. Фактор D | |
D- / 1-3 стена | D+ / 8-10 стенов |
Неторопливый, сдержанный, флегматичный | Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый |
Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.
5. Фактор E | |
E- / 1-3 стена | E+ / 8-10 стенов |
Послушный, зависимый, уступчивый | Доминирующий, независимый, напористый |
Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.
6. Фактор F | |
F- / 1-3 стена | F+ / 8-10 стенов |
Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный | Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый |
Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.
7. Фактор G | |
G- / 1-3 стена | G+ / 8-10 стенов |
Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный | Добросовестный, исполнительный, ответ c твенный |
Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков.
8. Фактор H | |
H- / 1-3 стена | H+ / 8-10 стенов |
Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе | Социально-смелый, непринужденный, решительный |
Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.
9. Фактор I | |
I- / 1-3 стена | I+ / 8-10 стенов |
Реалистичный, практичный, полагающийся на себя | Чувствительный, нежный, зависимый от других |
Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость, отрицательный – реалистический подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой степени подверженный влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.
10. Фактор O | |
O- / 1-3 стена | O+ / 8-10 стенов |
Безмятежный, спокойный, оптимистичный | Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений |
Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, в то время как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.
11. Фактор Q3 | |
Q3- / 1-3 стена | Q3+ / 8-10 стенов |
Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов | Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов |
Высокое индивидуальное Q3может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.
12. Фактор Q4 | |
Q4- / 1-3 стена | Q4+ / 8-10 стенов |
Расслабленный, спокойный, невозмутимый | Напряженный, раздражительный, фрустрированный |
Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.
Методика "16 личностных факторов" Кеттелла позволяет провести комплексное обследование личности человека.
Инструкция: "В данном исследовании вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответа на каждый вопрос ("а", "б", "в"). Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него, затем выберите один из трех предложенных вариантов ответа, отражающих в большей степени ваше мнение, нежели два остальных, и отметьте его. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточному ответу типа "не уверен", "нечто среднее". Выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе. Отвечайте на каждый вопрос".
Личностный дифференциал
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД.
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
БЛАНК ЛД И КЛЮЧ
Фамилия И.О. ______________________ пол_____ возраст ______
1 . | О | + | Обаятельный | Непривлекательный | - | |||||||
2. | С | - | Слабый | Сильный | + | |||||||
3. | А | + | Разговорчивый | Молчаливый | - | |||||||
4. | О | - | Безответственный | Добросовестный | + | |||||||
5. | С | + | Упрямый | Уступчивый | - | |||||||
6. | А | - | Замкнутый | Открытый | + | |||||||
7. | О | + | Добрый | Эгоистичный | - | |||||||
8. | С | - | Зависимый | Независимый | + | |||||||
9. | А | + | Деятельный | Пассивный | - | |||||||
10. | О | - | Черствый | Отзывчивый | + | |||||||
11. | С | + | Решительный | Нерешительный | - | |||||||
12. | А | - | Вялый | Энергичный | + | |||||||
13. | О | + | Справедливый | Несправедливый | - | |||||||
14. | С | - | Расслабленный | Напряженный | + | |||||||
15. | А | + | Суетливый | Спокойный | - | |||||||
16. | О | - | Враждебный | Дружелюбный | + | |||||||
17. | С | + | Уверенный | Неуверенный | - | |||||||
18. | А | - | Нелюдимый | Общительный | + | |||||||
19. | О | + | Честный | Неискренний | - | |||||||
20. | С | - | Несамостоятельный | Самостоятельный | + | |||||||
21. | А | + | Раздражительный | Невозмутимый | - |
Обработка данных
Производится с помощью ключа - бланка.
Подсчитываются значения
0 (оценки},
С (силы),
А (активности).
Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21.
По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения.
17-21 - высокий уровень;
8-16 - средний уровень;
7 и менее - низкий уровень.
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом
положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Использование метода ЛД
ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровняактивности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.
Приложение №2- 2,1
Приложение № 3- 2,2