Вопрос 10. Теоретические и практические подходы к определению психической нормы и патологии
В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».
1. Статистический подход
Является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.
Пример: МКБ10 - оценка умственной отсталости по IQ.
Ниже 20 - глубокая умственная отсталость
20-34 - выраженная умственная отсталость
35-49 - умеренная умственная отсталость
50-70 - легкая умственная отсталость
71-84 - умственная отсталость близкая к норме
85-114 - НОРМА
115-124 - интеллект выше нормы
125-134 - высокий интеллект
135 и выше - гений
Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены.
2. Адаптационный подход
Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.
Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.
3. Культурно-релятивистский подход
Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.
4. Психопатологический подход
Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.
5. Гуманитарный (гуманистический) подход
Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.
6. Нормоцентристский и нозологический подходы
Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики - нозоцентрический (нозос - болезнь) и нормоцентрический. Нозоцентрический подход, - сн подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике - психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).
ВОЗ в критериев психического здоровья рассматривает следующие:
(а) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я";
(б) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
(в) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
(г) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
(д) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
(е) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
(ж) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Б. С. Братусь выделил три уровня З. п.:
(1) уровень психофизиологического здоровья (определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов);
(2) уровень индивидуально-психологического здоровья (характеризуется способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений;
(3) уровень личностного здоровья (это наивысший уровень, который определяется качеством смысловых отношений человека). Характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа.