Кризис, способствующий развитию самопознания и самоактуализации, характерен для ... возраста
1) зрелого
2) юношеского
3) подросткового
4) старческого
5. Активность и направленность личности в сочетании с развитым самосознанием в структуре «Я-концепции» являются важнейшими характеристиками ... личности.
1) незрелой
2) сформированной
3) зрелой
4) деформированной
6. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенетического развития человека:
1) Л.С. Выготский
2) Б.Г. Ананьев
3) Д.Б. Эльконин
4) Л.И. Божович
7. Кризис зрелого возраста:
1) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности
2) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности
3) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности
4) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию
8. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого, - это:
1) эгоцентризм
2) индивидуация
3) целостность «эго»
4) катарсис старости
9. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
1) возрастно-ситуативная депрессия
2) эйфория
3) фрустрация
4) постоянная тревожность
10. «Вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «невербальный» проявляет тенденцию к угасанию - характерно для познавательной сферы ... возраста.
1) подросткового
2) юношеского
3) зрелого
4) старческого
11. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в:
1) общение
2) общественную деятельность
3) творчество
4) профессиональную деятельность
12. Реализация индивидуального права человека на добровольную смерть (убийство из милосердия) обозначается термином:
1) регрессия
2) ребёфинг
3) эвтаназия
4) эффект плацебо
13. Страх смерти является … свойством психики человека.
1) врожденным
2) приобретаемым в ходе жизни
3) стеническим
4) асоциальным
14. Экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни, согласно исследованиям школы П. Балтеса, - это:
1) мировоззрение
2) жизненный опыт
3) мудрость
4) философия жизни
15. Старость - это период, характерной чертой которого является:
1) биологическая инволюция и стабилизация на личностном уровне
2) инволюция на биологическом и психологическом уровнях
3) неизбежная деградация личности
4) стабилизация на уровне познавательных процессов
Модуль IV «Педагогическая психология»
Введение в педагогическую психологию
Учебные элементы:предмет, задачи, методы, история
1. Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:
1) К.Д. Ушинский
2) Л.С. Выготский
3) П.Ф. Каптерев
4) П.П. Блонский
2. Основоположником русской педагогической психологии является:
1) К.Д. Ушинский
2) Л.С. Выготский
3) П.Ф. Каптерев
4) П.П. Блонский
3. Автором высказывания: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде его узнать во всех отношениях» - является:
1) П.Ф. Лесгафт
2) Н.И. Пирогов
3) Л.Н. Толстой
4) К.Д. Ушинский
4. Метод педагогической психологии, направленный на изучение изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого, – это:
1) пилотажный эксперимент
2) формирующий эксперимент
3) констатирующий эксперимент
4) включенное наблюдение
5. Педагогическая психология как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась в:
1) конце XVIII в.
2) начале XIX в.
3) в середине XIX в.
4) в начале XX в.
6. Дидактическая концепция педагогической психологии, в которой главная роль отводится учению, т.е. деятельности ребенка, называется:
1) традиционная
2) педоцентрическая
3) обучающая
4) современная
7. Объект педагогической психологии - это:
1) закономерности обучения и воспитания
2) психологические новообразования
3) методы обучения и воспитания
4) развивающийся человек и образовательный процесс
Факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности являются ... педагогической психологии (по И.А. Зимней).
1) объектом
2) базой
3) предметом
4) задачами