В.25. Психологическая характеристика методики «ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА» - JSS - JOBSTRESSSURVEY, Spielberger, 1989 русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, 2000
Инструкция: Ниже приведен перечень возможных источников стресса или "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы: по силе воздействия (вариант А) и частоте возникновения стресса (вариант Б).
Для оценок используйте 9-балльную шкалу, на которой за относительно "нормальный" уровень примите оценку в 5 баллов по пункту 1опросника, поскольку «наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей» присуще практически любой работе. Эта оценка здесь будет служить Вашим внутренним эталоном умеренного уровня стресса, по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.
• Вариант А – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу
работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).
• Вариант Б – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).
При заполнении опросных бланков не задумывайтесь долго над выбором ответов и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Ведь стресс переживаете Вы, поэтому интерес может представлять только Ваше личное мнение.
Укажите, пожалуйста:
ФИО_____________________________________________________________
Возраст______ Пол_____ Стаж работы_______________
Род занятий/профессия______________________________________________
Дата заполнения__________________________
Вариант А
Возможные источники стресса, связанные с Вашей работой | СИЛА СТРЕССА Низкая Умеренная Высокая | ||||||||
1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений | |||||||||
2. Сверхурочная работа | |||||||||
3 . Ограниченные возможности профессионального роста | |||||||||
4. Необходимость выполнять новые, или совершенно незнакомые задания | |||||||||
5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей | |||||||||
6. Недостаточная поддержка со стороны руководства | |||||||||
7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации | |||||||||
8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу | |||||||||
9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям | |||||||||
10. Необходимость пользоваться плохим, или Неподходящим для работы оборудованием | |||||||||
11 .Повышенная ответственность за исполняемую работу | |||||||||
12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия | |||||||||
13. Трудности в отношениях с начальством | |||||||||
14. Негативное отношение к организации в целом | |||||||||
15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач | |||||||||
16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения | |||||||||
17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера | |||||||||
18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений | |||||||||
19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений | |||||||||
20. Борьба за продвижение по службе | |||||||||
2 1 . Отсутствие полноценного руководства | |||||||||
22. Наличие шума и посторонних помех в Производственных помещениях | |||||||||
23 . Постоянные прерывания и отвлечения от работы | |||||||||
24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам | |||||||||
25 . Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией | |||||||||
26. Жесткие сроки исполнения работы | |||||||||
27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) | |||||||||
28. Необходимость выполнять работу за других - коллег, начальства, подчиненных | |||||||||
29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных) | |||||||||
30. Конфликты с другими подразделениями организации |
Вариант Б
Насколько часто возникают такого рода затруднения | ЧАСТОТА СТРЕССА Редко Периодически Часто | ||||||||
1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений | |||||||||
2. Сверхурочная работа | |||||||||
3 . Ограниченные возможности профессионального роста | |||||||||
4. Необходимость выполнять новые, или совершенно незнакомые задания | |||||||||
5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей | |||||||||
6. Недостаточная поддержка со стороны руководства | |||||||||
7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации | |||||||||
8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу | |||||||||
9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям | |||||||||
10. Необходимость пользоваться плохим, или Неподходящим для работы оборудованием | |||||||||
11 .Повышенная ответственность за исполняемую работу | |||||||||
12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия | |||||||||
13. Трудности в отношениях с начальством | |||||||||
14. Негативное отношение к организации в целом | |||||||||
15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач | |||||||||
16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения | |||||||||
17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера | |||||||||
18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений | |||||||||
19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений | |||||||||
20. Борьба за продвижение по службе | |||||||||
2 1 . Отсутствие полноценного руководства | |||||||||
22. Наличие шума и посторонних помех в Производственных помещениях | |||||||||
23 . Постоянные прерывания и отвлечения от работы | |||||||||
24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам | |||||||||
25 . Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией | |||||||||
26. Жесткие сроки исполнения работы | |||||||||
27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) | |||||||||
28. Необходимость выполнять работу за других - коллег, начальства, подчиненных | |||||||||
29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных) | |||||||||
30. Конфликты с другими подразделениями организации |
Описание:Опросник представляет собой два перечня возможных источников стресса и "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу)
Данные исследований:
• Организационные изменения сопровождаются выраженной симптоматикой стресса и сложностями приспособления сотрудников к трудовой ситуации. Профессиональный стресс сотрудников сохраняется на достаточно высоком уровне даже после завершения инновационных мероприятий. Это отражает высокую цену организационных нововведений с точки зрения внутренних затрат сотрудников на адаптацию к изменению трудовой ситуации.
• Выраженность профессионального стресса в различных подгруппах сотрудников в процессе организационных изменений может противоречить известным демографическим и социокультурным нормам, но при этом она однозначно связана с отношением сотрудников к реорганизации и динамикой данного отношения.
Ключ, описание:Методика направлена на выявление комплекса причин, приводящих к возникновению трудностей и помех в работе служащих. Опросник включает две таблицы, каждая из которых состоит из 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой таблице опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе (т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу), а во второй – по их частоте (то есть, насколько часто возникают подобные затруднения). Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала:
1-3 балла соответствуют низкому уровню,
4-6 баллов – умеренному уровню,
7-9 баллов высокому уровню выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.