В.25. Психологическая характеристика методики «ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА» - JSS - JOBSTRESSSURVEY, Spielberger, 1989 русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, 2000

Инструкция: Ниже приведен перечень возможных источников стресса или "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы: по силе воздействия (вариант А) и частоте возникновения стресса (вариант Б).

Для оценок используйте 9-балльную шкалу, на которой за относительно "нормальный" уровень примите оценку в 5 баллов по пункту 1опросника, поскольку «наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей» присуще практически любой работе. Эта оценка здесь будет служить Вашим внутренним эталоном умеренного уровня стресса, по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.

• Вариант А – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу

работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).

• Вариант Б – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).

При заполнении опросных бланков не задумывайтесь долго над выбором ответов и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Ведь стресс переживаете Вы, поэтому интерес может представлять только Ваше личное мнение.

Укажите, пожалуйста:

ФИО_____________________________________________________________

Возраст______ Пол_____ Стаж работы_______________

Род занятий/профессия______________________________________________

Дата заполнения__________________________

Вариант А

Возможные источники стресса, связанные с Вашей работой СИЛА СТРЕССА Низкая Умеренная Высокая
1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений
2. Сверхурочная работа
3 . Ограниченные возможности профессионального роста
4. Необходимость выполнять новые, или совершенно незнакомые задания
5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей
6. Недостаточная поддержка со стороны руководства
7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации
8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу
9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям
10. Необходимость пользоваться плохим, или Неподходящим для работы оборудованием
11 .Повышенная ответственность за исполняемую работу
12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия
13. Трудности в отношениях с начальством
14. Негативное отношение к организации в целом
15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач
16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения
17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера
18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений
19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений
20. Борьба за продвижение по службе
2 1 . Отсутствие полноценного руководства
22. Наличие шума и посторонних помех в Производственных помещениях
23 . Постоянные прерывания и отвлечения от работы
24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам
25 . Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией
26. Жесткие сроки исполнения работы
27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)
28. Необходимость выполнять работу за других - коллег, начальства, подчиненных
29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных)
30. Конфликты с другими подразделениями организации

Вариант Б

Насколько часто возникают такого рода затруднения ЧАСТОТА СТРЕССА Редко Периодически Часто
1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений
2. Сверхурочная работа
3 . Ограниченные возможности профессионального роста
4. Необходимость выполнять новые, или совершенно незнакомые задания
5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей
6. Недостаточная поддержка со стороны руководства
7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации
8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу
9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям
10. Необходимость пользоваться плохим, или Неподходящим для работы оборудованием
11 .Повышенная ответственность за исполняемую работу
12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия
13. Трудности в отношениях с начальством
14. Негативное отношение к организации в целом
15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач
16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения
17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера
18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений
19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений
20. Борьба за продвижение по службе
2 1 . Отсутствие полноценного руководства
22. Наличие шума и посторонних помех в Производственных помещениях
23 . Постоянные прерывания и отвлечения от работы
24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам
25 . Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией
26. Жесткие сроки исполнения работы
27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)
28. Необходимость выполнять работу за других - коллег, начальства, подчиненных
29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных)
30. Конфликты с другими подразделениями организации

Описание:Опросник представляет собой два перечня возможных источников стресса и "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу)

Данные исследований:

• Организационные изменения сопровождаются выраженной симптоматикой стресса и сложностями приспособления сотрудников к трудовой ситуации. Профессиональный стресс сотрудников сохраняется на достаточно высоком уровне даже после завершения инновационных мероприятий. Это отражает высокую цену организационных нововведений с точки зрения внутренних затрат сотрудников на адаптацию к изменению трудовой ситуации.

• Выраженность профессионального стресса в различных подгруппах сотрудников в процессе организационных изменений может противоречить известным демографическим и социокультурным нормам, но при этом она однозначно связана с отношением сотрудников к реорганизации и динамикой данного отношения.

Ключ, описание:Методика направлена на выявление комплекса причин, приводящих к возникновению трудностей и помех в работе служащих. Опросник включает две таблицы, каждая из которых состоит из 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой таблице опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе (т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу), а во второй – по их частоте (то есть, насколько часто возникают подобные затруднения). Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала:

1-3 балла соответствуют низкому уровню,

4-6 баллов – умеренному уровню,

7-9 баллов высокому уровню выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.

В.25. Психологическая характеристика методики «ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА» - JSS - JOBSTRESSSURVEY, Spielberger, 1989 русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, 2000 - student2.ru

Наши рекомендации