Задания для самостоятельной работы. 1.Исправьте текст так, чтобы он был правильным с точки зрения психологии. Я чувствовал холод могильной плиты
1.Исправьте текст так, чтобы он был правильным с точки зрения психологии.
Я чувствовал холод могильной плиты, и в душе я ощутил ужас от всего происходящего.2.Соотнесите свойства эмоций и их характеристики [14; С. 198-203] .
Эмоции | |
Свойство | Характеристика |
1. Пристрастность 2. Интегральность 3. Пластичность 4. Адаптация 5. Суммация 6. Амбивалентность 7. Динамичность 8. Коммуникативность 9. Заразительность 10. Предвосхищение 11. Мнестичность 12. Иррадиация 13. Генерализация | а) распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается; |
б) прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения; | |
в) притупление, снижение интенсивности эмоциональных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении одних и тех же воздействий; | |
г) передача какого-либо эмоционального состояния другим людям; | |
д) зависимость реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения; | |
е) запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли; | |
ж) противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением; | |
з) соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования; | |
и) возникновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными; | |
к) объединение в единое целое всех функций организма; | |
л) временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания; | |
м) многообразие оттенков переживания эмоции одной модальности, как количественное, так и качественное. | |
н) передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, мимики и др.) информации от одного участника общения к другому. |
3.Используя рекомендованную литературу охарактеризуйте виды эмоций по предложенной схеме.
№ п.п. | Виды эмоций | Характеристика | Примеры |
1. | По степени мобилизации организма | ||
1.1 | |||
… | |||
2. | По знаку | ||
2.1 | |||
… | |||
3. | Фундаментальные (по Изарду К.) | ||
3.1 | |||
… | |||
4. | По интенсивности и длительности | ||
4.1. | |||
… |
4.Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.
Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.
5.Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции, согласно К. Изарду, образуют "враждебную триаду" [28; С. 265]?
6. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.
1) Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.
2) Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.
3) Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.
4) Чувства непередаваемы языком слов и движений.
5) Без эмоций невозможны познание и деятельность.
6) Разум всегда способен взять верх над эмоциями.
7) Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
8) Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.
7.Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.
1) Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову)
2) Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин)
3) Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов)
8.Раскройте психологическую сущность и проиллюстрируйте примерами следующие выражения.
«Голые эмоции», «кричащий цвет», «страсти-мордасти», «глубокие чувства», «дикий взгляд», «паралич чувств», «безумная страсть», «растрепанные чувства», «сам не свой», «терять голову», «разрушительные эмоции», «душевное смятение».
9.Подготовьтесь к учебной дискуссии на тему «Учитель и стресс». Используйте рекомендованную литературу [12], [14], [20], [25], [28], [32] и другие источники. Подберите примеры, иллюстрирующие стрессовые ситуации в педагогической деятельности и методики диагностики устойчивости к стрессу.
Вопросы для подготовки к обсуждению в ходе дискуссии: 1) Общая характеристика стресса (понятие, виды и стадии протекания); 2) Можно ли избежать стрессов в работе учителя и следует ли бояться стрессов; 3) Методы борьбы со стрессами; 4) Профилактика стрессов.
Цель дискуссии: организация взаимодействия для углубления и закрепления знаний студентов по изучаемой теме; обоснование тезиса о том, что стрессы, как непременные спутники педагогической деятельности, способны оказывать на учителя как негативное, так и позитивной влияние; разработка рекомендаций педагогам по развитию умений противостоять стрессам.
Описание хода дискуссии
Введение. Ведущий (преподаватель) озвучивает инструкцию.
Инструкция: «Успешность работы педагога во многом зависит от того, насколько хорошо он умеет противостоять негативному влиянию стрессов. Названное умение является одним из важнейших показателей профессионализма педагога. В связи с этим сегодня вам предстоит обсудить проблему стрессов в работе учителя. Для этого сначала вы обсудите проблему стрессов в минигруппах (4-5 студентов), где каждый может высказать свою точку зрения на проблему и предложить свои приемы и способы борьбы со стрессами и развития умений противостоять стрессам. Результатом работы минигруппы должны стать 3-5 согласованных рекомендаций. Каждая минигруппа выдвигает своего представителя для выступления перед всей группой».
Работа в минигруппах. Диагностика устойчивости к стрессу.
Выступления представителей минигрупп и обсуждение предложений всеми членами группы. Каждый из участников может соглашаться или не соглашаться с мнением других выступающих, высказывать свое мнение. В итоге выступления принимаются 2-3 рекомендации, которые будут включены в общие рекомендации педагогам.
Выступление ведущего, который озвучивает окончательный вариант рекомендаций педагогам по развитию умений противостоять стрессам и подводит итоги дискуссии.