Особенности и функции общения
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции:
1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
3. Функция подтвержденияобеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения—разъединения людей.
Функция организации и поддержания отношенийслужит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функцияобщения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Виды общения:
- Межличностное общениесвязано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
- Массовое общение— это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
- межперсональное общение.Участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совместных действий.
- В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
- доверительным.В ходе передается особо значимая информация.
- Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
- Конфликтное общениехарактеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
- Личное общение— это обмен неофициальной информацией.
- Деловое общение— процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
- Прямое(непосредственное) общениеявляется исторически первой формой общения людей друг с другом.
- Опосредованное общение— это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио-и видеотехники).
Средства общения:
Вербальное общение два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Они делятся на:
1. Визуальные средства общения — это ( кинесика — движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)
2. Акустические (звуковые) средства общения — это (паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).
3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения — это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения — это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный,искусственный запахи человека и др.
3. конфликт: функции,виды,структура и динамика развития. Методы разрешения кофликтов.
Конфликт -- это столкновение интересов.
Конфликт -- это продолжение взаимодействия между людьми другими средствами.
Функции конфликта.Негативные: материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда. Позитивные: не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, групповые, организационные (внутри организации и между несколькими организациями), социальные (в т.ч. культурные, политические, религиозные).
Структура конфликта: стороны, участвующие в конфликте (конфликтующие стороны -- конфликтанты, сочуствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы), зона разногласий (предмет спора, факт, вопрос обсуждения), представления о ситуации, мотивы, действия.
У каждой из сторон свои представления о сложившейся ситуации. Элементы конфликта (стороны, зона разногласий) могут изменяться: увеличиваться, уменьшаться, преобразовыватся.
Зона разногласий состоит из объективных и субъективных факторов конфликта.
Объективные факторы -- это реально существующие в действительности обстоятельства. Например, социальное неравенство, классовые противоречия, конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов, дефицит, утрата и искажение информации. Что касается личности, то объективными факторами в данном случае являются образование, квалификация, интеллектуальное развитие, возможности личности, ее глубинные установки и потребности.
Из-за существования объективных факторов конфликты неизбежны. Главное то, как они будут протекать.
Субъективные факторы -- это иллюзорные, кажущиеся обстоятельства, представления сторон.
Динамика развития:
Предконфликтная ситуация (т.е. положение дел накануне конфликта). Обычно уже тогда существуют предпосылки конфликта. Напряженность отношений -- это потенциальный или латентный (скрытый) конфликт.
Инцидент (завязка, последняя капля, первая стычка, искра конфликта)
Эскалация (дальнейшие действия / противодействия сторон). Виды эскалации: непрерывная (прямая), вялая (логарифм), крутая (экспонента), волнообразная (синусоида вверх).
Кульминация (вершина эскалации, взрыв)
Завершение конфликта
Постконфликтная ситуация (горечь, стресс, утрата веры, гордость, самоутверждение, опыт)
Стадии разрешения конфликтов:
Установление диалога. Каждый имеет право высказать свою точку зрения.
Вовлечение в диалог другой конфликтующей стороны. В диалоге должны участвовать обе конфликтующие стороны, и у обеих сторон должна быть возможность как высказаться, так и задать вопрос. Вы должны внимательно выслушать друг друга.
Переваривание всей информации - это третья стадия разрешения конфликта. Конфликтующие стороны должны переосмыслить полученную информацию и пересмотреть свои чувства, а также осознать, чем же вызван конфликт.
Достижение согласия. Это процесс установления доверия и согласия.
Обсуждение разногласий. Происходит пересмотр разногласий, которые имеются у обеих сторон.
Закрепление соглашения. Это заключительная стадия разрешения конфликта. На данной стадии закрепляются соглашения, достигается компромисс.
4. Малая группа: основные параметры, структура, групповая совместимость и сплоченность, эффективность групповой деятельности, принятие группового решения.
Малая группа — это немногочисленная по составу (3—50 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Основные параметры:
- наличие двух и более людей;
- осуществление определенных контактов и общение между ними;
- наличие общей цели и совместной деятельности;
- возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
- проявление чувства принадлежности к данной группе;
- осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
- формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;
- функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
- наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Структура малой группы
— композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
— подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии;
— коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний;
— подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть
определенную роль и выполнять определенные обязанности.
Совместимость групповая — социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий согласованность действий ее членов в условиях совместной деятельности, отсутствие конфронтации в общении ( психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров, сенсомоторная, согласованность при выполнении ими совместных действий, принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга, согласованность функционально-ролевых ожиданий, групповой идентификации
предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, интенсивность коммуникативных внутригрупповых связей, взаимность социометрических выборов).
Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях
2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов ( родоначальники групповой сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера).
Эффективность групповой деятельности:
Один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого. Собственно социально-психологическая составляющая понятия "эффективность групповой деятельности" предполагает анализ удовлетворенности членов группы и самим процессом труда, и его результатами, и теми действительно психологическими последствиями, которые наступают в интрагрупповом и личностном плане после подведения итогов группового деятельностного акта. Оценка эффективности групповой деятельности невозможна без учета, с одной стороны, результативности групповой деятельности.
Принятие группового решения:
1 этап информационно-поисковый, включающий выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы.
2 этап - формулирование задач, постановка цели, выявление альтернативных действий для ее достижения.
3 этап —оценочно-прогностический— осуществляется обмен мнениями, включающий всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи, выработку общей точки зрения, путей достижения поставленной цели. Он может проходить в разных формах—дискуссии, «мозгового штурма», интервью и т.д.
4 этап - происходит окончательный выбор и принятие решения, которое может получить наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы.