Особенности и функции общения

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

1. Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Функция формирования и раз­вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность.

3. Функция подтвержденияобес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения—разъе­динения людей.

Функция организации и под­держания отношенийслужит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

Внутриличностная функцияобщения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения:

- Межличностное обще­ниесвязано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

- Массовое общение— это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

- межперсональ­ное общение.Участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совмест­ных действий.

- В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель—про­давец, учитель—ученик, начальник— подчиненный). В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

- дове­рительным.В ходе пе­редается особо значимая информация.

- Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

- Конфликтное общениехаракте­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

- Личное общение— это об­мен неофициальной информацией.

- Деловое общение— процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

- Прямое(непосред­ственное) общениеявляется исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом.

- Опосредованное общение— это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Средства общения:

Вербальное общение два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения — это ( кинесика — движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуаль­ный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)

2. Акустические (звуковые) сред­ства общения — это (паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения — это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния — это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный,искусственный запахи человека и др.

3. конфликт: функции,виды,структура и динамика развития. Методы разрешения кофликтов.

Конфликт -- это столкновение интересов.

Конфликт -- это продолжение взаимодействия между людьми другими средствами.

Функции конфликта.Негативные: материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда. Позитивные: не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.

Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, групповые, организационные (внутри организации и между несколькими организациями), социальные (в т.ч. культурные, политические, религиозные).

Структура конфликта: стороны, участвующие в конфликте (конфликтующие стороны -- конфликтанты, сочуствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы), зона разногласий (предмет спора, факт, вопрос обсуждения), представления о ситуации, мотивы, действия.

У каждой из сторон свои представления о сложившейся ситуации. Элементы конфликта (стороны, зона разногласий) могут изменяться: увеличиваться, уменьшаться, преобразовыватся.

Зона разногласий состоит из объективных и субъективных факторов конфликта.

Объективные факторы -- это реально существующие в действительности обстоятельства. Например, социальное неравенство, классовые противоречия, конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов, дефицит, утрата и искажение информации. Что касается личности, то объективными факторами в данном случае являются образование, квалификация, интеллектуальное развитие, возможности личности, ее глубинные установки и потребности.

Из-за существования объективных факторов конфликты неизбежны. Главное то, как они будут протекать.

Субъективные факторы -- это иллюзорные, кажущиеся обстоятельства, представления сторон.

Динамика развития:

Предконфликтная ситуация (т.е. положение дел накануне конфликта). Обычно уже тогда существуют предпосылки конфликта. Напряженность отношений -- это потенциальный или латентный (скрытый) конфликт.

Инцидент (завязка, последняя капля, первая стычка, искра конфликта)

Эскалация (дальнейшие действия / противодействия сторон). Виды эскалации: непрерывная (прямая), вялая (логарифм), крутая (экспонента), волнообразная (синусоида вверх).

Кульминация (вершина эскалации, взрыв)

Завершение конфликта

Постконфликтная ситуация (горечь, стресс, утрата веры, гордость, самоутверждение, опыт)

Стадии разрешения конфликтов:

Установление диалога. Каждый имеет право высказать свою точку зрения.

Вовлечение в диалог другой конфликтующей стороны. В диалоге должны участвовать обе конфликтующие стороны, и у обеих сторон должна быть возможность как высказаться, так и задать вопрос. Вы должны внимательно выслушать друг друга.

Переваривание всей информации - это третья стадия разрешения конфликта. Конфликтующие стороны должны переосмыслить полученную информацию и пересмотреть свои чувства, а также осознать, чем же вызван конфликт.

Достижение согласия. Это процесс установления доверия и согласия.

Обсуждение разногласий. Происходит пересмотр разногласий, которые имеются у обеих сторон.

Закрепление соглашения. Это заключительная стадия разрешения конфликта. На данной стадии закрепляются соглашения, достигается компромисс.

4. Малая группа: основные параметры, структура, групповая совместимость и сплоченность, эффективность групповой деятельности, принятие группового решения.

Малая группа — это немногочисленная по составу (3—50 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии про­должительное время.

Основные параметры:

- наличие двух и более людей;

- осуществление определенных контактов и общение между ними;

- наличие общей цели и совместной деятельности;

- возникновение взаимных эмоциональных и других связей;

- проявление чувства принадлежности к данной группе;

- осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

- формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;

- функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);

- наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Структура малой группы

— композиционную подструк­туру, т.е. совокупность социально-пси­хологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точ­ки зрения состава группы как целого.

— подструктуру межличност­ных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличност­ных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода соци­ометрии;

— коммуникативную подструк­туру — совокупность позиций членов малой группы в системах информацион­ных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внеш­ней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объе­ма различных сведений и знаний;

— подструктуру функциональ­ных отношений — совокупность про­явления различных взаимозависимос­тей в малой группе, являющихся след­ствием способности ее членов играть
определенную роль и выполнять опре­деленные обязанности.

Совместимость групповая — социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий согласованность действий ее членов в условиях совместной деятельности, отсутствие конфронтации в общении ( психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров, сенсомоторная, согласованность при выполнении ими совместных действий, принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга, согласованность функционально-ролевых ожиданий, групповой идентификации

предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, интенсивность коммуникативных внутригрупповых связей, взаимность социометрических выборов).

Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях

2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов ( родоначальники групповой сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера).

Эффективность групповой деятельности:

Один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого. Собственно социально-психологическая составляющая понятия "эффективность групповой деятельности" предполагает анализ удовлетворенности членов группы и самим процессом труда, и его результатами, и теми действительно психологическими последствиями, которые наступают в интрагрупповом и личностном плане после подведения итогов группового деятельностного акта. Оценка эффективности групповой деятельности невозможна без учета, с одной стороны, результативности групповой деятельности.

Принятие группового решения:

1 этап информационно-поисковый, включающий выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы.

2 этап - формулирование задач, постановка цели, выявление альтернативных действий для ее достижения.

3 этап —оценочно-прогностический— осуществляется обмен мнениями, включающий всестороннее обсуждение способов ре­шения поставленной задачи, выработку общей точки зрения, путей достижения поставленной цели. Он может проходить в разных формах—дискуссии, «мозгового штурма», интервью и т.д.

4 этап - происходит окончательный выбор и приня­тие решения, которое может получить наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы.

Наши рекомендации