Общая характеристика менеджмента
Алтайский
Государственный технический
Университет им. И.И. Ползунова
Центр
Дистанционного обучения
В.Г. Фандина
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации
Алтайский государственный технический
Университет им. И.И. Ползунова
В.Г. Фандина
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Барнаул 2004
ББК
Фандина В.Г. Основы менеджмента. Учебное пособие.
Учебное пособие соответствуетгосударственному стандарту…
В учебном пособии раскрывается содержание современного менеджмента, студенты ознакомятся с его методологией, основными категориями и понятиями, создадут теоретическую и практическую базу для самостоятельной деятельности.
Модуль 1 Введение в менеджмент и инфраструктура менеджмента
Цели:
Дать общую характеристику менеджмента.
Выделить теоретические взгляды на развитие и становление менеджмента.
Дать общую характеристику инфраструктуры менеджмента.
Задачи:
Уметь различать цели и задачи менеджмента.
Уметь различать уровни управления.
Уметь перечислить принципы управления.
Уметь перечислить основные функции менеджмента.
Уметь различать методы управления.
Уметь перечислить в хронологической последовательности основные школы управления.
Знать главных представителей и их вклад в развитие школ управления.
Уметь описать процессный подход.
Знать сущность ситуационного подхода.
Уметь описать особенности системного подхода.
Уметь различать основные этапы становления истории российского менеджмента.
Уметь сравнить американский и японский стили управления.
Уметь перечислить факторы косвенного воздействия на организацию.
Уметь перечислить факторы прямого воздействия на организацию.
Знать что такое инфраструктура менеджмента.
Уметь перечислить и дать характеристику основным составляющим инфраструктуры менеджмента.
Литература:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.:
Экономистъ, 2003. – С. 12-59.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие, 2003 – С. 15-43.
3. Коротков Э. Концепция Российского менеджмента. – Изд-во ИКП «Дека»,
С.
5. Абчук В. Менеджмент. Учебное пособие. – Изд-во Михайлова, 2004. – 463 с.
6. Модульная программа для менеджеров (17 модулей). – М.: ИНФРА-М, 2000.
Общая характеристика менеджмента
Менеджмент – это важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления, рисунок 1.
Предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Менеджеры – это специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие) в условиях производства.
Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством управления коллективом организации или отдельного его подразделения. Это признанный лидер любого коллектива.
Менеджер – это и самостоятельная профессия с собственными специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками.
Рисунок 1 – Схема определения понятия «менеджмент»
Цель изучения курса «Менеджмент» - формирование системы взглядов в области управления, позволяющей обеспечить эффективное функционирование социальных систем управления.
Основными задачами курса «Менеджмент» являются:
- усвоение теоретических основ методологии менеджмента;
- исследование функций управления;
- овладение методами управления;
- формирование представлений о логике и технологии управления;
- изучение организационных отношений и коммуникаций, информационного и технического обеспечения менеджмента;
- приобретение навыков планирования;
- усвоение теоретических и практических навыков организации контроля и регулирования;
- исследование социальных факторов управления (групповой динамики проблем власти и лидерства, психологического климата и др.);
- получение базовых представлений об управлении конфликтами;
- овладение методикой оценки экономической эффективности управления;
- анализ отечественного и зарубежного опыта управления.
Менеджмент базируется на основных положениях макро- и микроэкономики, и служит основой для изучения ряда специальных дисциплин, таких как управление персоналом, организационное поведение, стратегическое планирование, производственный менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Студент, изучивший курс менеджмента должен иметь представление:
· об основных понятиях, принципах и процессах общего управления;
· о необходимости всестороннего изучения черт и свойств организации и динамики их изменений под воздействием внутренних и внешних обстоятельств;
· о содержании управленческого труда в организации;
· о важности систематического пересмотра системы целей и включения в процесс их реализации всего персонала организации;
· о связях между разделением управленческого труда и структурой управления организацией.
Студент, изучивший курс менеджмента должен знать:
· содержание принципов управления организациями, отражающих новейшие представления о роли человеческого потенциала;
· современные тенденции в развитии организационных форм;
· содержание общих функций управления и требования, предъявляемые к менеджерам в условиях рыночной экономики;
· процедуру формирования, направления и методы реализации стратегических планов организации;
· методы анализа и выбора вариантов управленческих решений;
· принципы построения и виды структур управления организациями.
Студент, изучивший курс менеджмента должен уметь:
· применять на практике принципы управления, ориентированные на максимальное использование человеческого потенциала организации;
· описывать организацию как объект управления;
· определять цели, задачи и содержание управленческого труда работников разных категорий;
· проводить анализ факторов и осуществлять выбор стратегии из возможных вариантов развития;
· проектировать и организовывать процесс принятия решений;
· осуществлять выбор и оценивать эффективность структуры управления организацией.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды.
Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.
Кадровый менеджмент (менеджмент персонала) – комплексная система эффективного использования трудовых ресурсов предприятия.
Информационный менеджмент – это специальная область менеджмента, обозначающая комплекс задач управления, связанных с эффективным использованием информационных систем предприятия.
Логистический менеджмент – это специальная область менеджмента об организации, планировании и управлении материальными и информационными потоками для обеспечения выполнения всех рабочих процессов с минимальными общими затратами – затратами на производство продукции, включая закупку материалов и распределение готовой продукции с доставкой потребителю.
Под управлением понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.
Необходимость управления организацией обусловливается потребностями:
- спланировать работу;
- расставить персонал и координировать его действия;
- принимать наилучшие решения;
- активизировать и стимулировать деятельность персонала;
- осуществлять контроль и учет выполненной работы;
- вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.
Менеджмент – это совсем другое управление, чем то, которое существовало при плановой экономике. Коренное отличие заключается как в совершенно новой цели деятельности, так и методах достижения этой цели, таблица 1.
Таблица 1 – Новая парадигма управления
Прежняя парадигма управления | Новая парадигма управления |
1.Ориентация управления на преимущественное использование экстенсивных факторов экономического роста. 2. Научно-технический прогресс как один из факторов развития. 3. Жесткая централизованная административная модель управления. 4. Концентрация производства, упор на создание крупных предприятий. 5. Предприятие – закрытая система управления. 6. Ориентация на наращивание производства, крупносерийный выпуск продукции. 7. Персонал рассматривается как статья затрат, стремление заставить рабочих работать в режиме машины. | 1. Ориентация управления на преимущественное использование интенсивных факторов экономического роста. 2. Научно-технический прогресс – основной фактор экономического роста. Управление инновациями. 3. Гибкая система управления, сочетающая централизм и децентрализацию в управлении. Быстрая адекватная реакция на изменение спроса. 4. Сочетание крупных, средних, малых предприятий, кооперирование их производства. 5. Предприятие – открытая система управления. 6. Ориентация на повышение качества продукции и более полное удовлетворение запросов потребителей. 7. Персонал – важнейший ресурс предприятия. Возрастание внимания к человеческому фактору, к организационной культуре, мотивации и стилю управления. |
Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:
1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
Уровень управления – ступень в иерархической системе, обусловленная вертикальным разделением управленческого труда.
Горизонтальное разделение труда – если два человека участвуют в одном и том же процессе, то они должны обеспечивать выполнение разных этапов процесса, т.е. специализироваться. Это и называется горизонтальным разделением труда. Наиболее известным примером горизонтального разделения труда на предприятии являются производство, маркетинг, финансы и т.п. Это основные виды деятельности предприятия.
Подразделения – группа людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Такие подразделения часто называются отделами, службами, цехами.
Рисунок 3 – Уровни руководства в организации
Рисунок 2 – Уровни управления в организации
Вертикальное разделение труда – Так как работа в организации разделяется на составные части, то для достижения успеха необходимо ее координировать. Работу по координации должен выполнять управляющий – руководитель. Следовательно, в организации существуют две формы разделения труда. Первая представляет собой разделение труда на компоненты, составляющие часть общей деятельности, - это горизонтальное разделение труда. Вторая форма – вертикальное разделение труда – отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию других людей представляет собой сущность управления, рисунок 2.
Руководители низового звена – это самые младшие начальники. Их часто называют линейными, или операционными руководителями. Они представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над другими работниками, которые не являются управляющими, например, рабочие. Линейные руководители в основном распределяют конкретные задания и контролируют их выполнение. Они отвечают за использование выделенных им ресурсов, таких, как сырье и оборудование.
Рисунок 3 – Менеджер низового уровня в системе управления организацией
Типичным названием должности на этом уровне являются мастер участка на заводе, командир отделения в армии, руководитель группы в исследовательском институте. Работа руководителя низового звена всегда наполнена разнообразными действиями. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой.
Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Типичные должности руководителей среднего звена – заведующий отделом, начальник цеха и т.п.
Многие организации предоставляют своим руководителям среднего звена большие полномочия, что делает их работу в определенной степени похожей на работу высшего управленческого персонала. Руководители среднего звена обычно органично включаются в процесс принятия решений. Они диагностируют проблемы, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские предложения. Но в основном руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения после преобразования в удобную форму в виде конкретных заданий низовым руководителям.
Рисунок 4 – Менеджер среднего уровня в системе управления организацией
Руководители высшего звена – руководство высшего звена, представляет собой высший организационный уровень. Типичные должности руководителей высшего звена – председатель совета директоров, генеральный директор, президент, вице-президент, министр, ректор, проректор.
Рисунок 5 – Руководитель организации и сферы его деятельности
Руководители высшего звена принимают важнейшие для организации в целом или для основной части организации решения и несут полную ответственность за их последствия. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации.
Труд руководителя высшего звена имеет напряженный темп, большой объем, но его главная особенность состоит в постоянной незавершенности работы, что обусловлено изменчивостью внешней среды организации.
Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.
К важнейшим принципам управления можно отнести целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.
Принцип целенаправленности – предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.
Принцип ответственности – предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания— возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, к злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становится причиной гибели организаций.
Принцип компетентности – означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.
Дисциплина – неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников, а, наоборот, давать возможность творчески относиться к работе.
Принцип стимулирования – предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе и т.п.
Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.
Принцип иерархичности – предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, при расстановке кадров.
Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стимулирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.
Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления.
Общие (или основные) функции – присущи всем социальным системам управления – это планирование, организация, мотивация и контроль.
Специальные функции – связаны с осуществлением миссии фирмы. Они доминируют в деятельности отдельных организаций.
Частные функции – они имеют определенную специфику и связаны с осуществлением непрофильной деятельности.
Планирование
Планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы. Суть стратегического планирования заключается в выработке специфической стратегии, направленной на достижение целей предприятия.
Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.
Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов предприятия предусматривает наиболее рациональное использование оборудования, производственных площадей, оптимальное маневрирование товарными ресурсами, формирование запасов, ускорение оборачиваемости оборотных средств, минимизацию издержек обращения, оптимальную расстановку кадров.
Адаптацию к внешней среде следует понимать как действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Для торговой организации— это ее отношения с поставщиками. Если стратегия определяется высшими эшелонами власти, то тактика вырабатывается часто на уровне руководства среднего звена управления.
Внутренняя координация — есть координация деятельности организации, учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций в организациях, — больших или малых, она является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.
Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая способна учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей. Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации. Реализация стратегического плана, наряду с разработкой тактики, политики и правил, предполагает осуществление контроля за выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей.
Организация— функция управления, которая предполагает создание условий для совместной эффективной работы людей для достижения целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегировать полномочия.
Полномочия — право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность— обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.