ТЕМА 6. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика
Изучаемые вопросы:
1. Основы визуальной психодиагностики. Психологическая идентификация.
2. Жесты и телодвижения, знание которых имеет существенное значение для сотрудников ОВД.
3. Нейролингвистическое программирование (НЛП) и возможности его использования в оперативной и следственной практике.
4. Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий. Применение знаний НЛП для детекции лжи.
Уже давно было замечено, что между внутренним состоянием личности, его психологическим складом и внешними проявлениями существует определенная связь. А.А. Бодалев выделяет пять групп признаков, по которым можно определять психологические качества наблюдаемой личности:
1) анатомические особенности физического облика человека;
2) голосовые и речевые особенности;
3) особенности экспрессии и выразительности поведения;
4) особенности оформления внешности;
5) особенности действий и поступков.
К перечисленному перечню признаков можно добавить также анализ продуктов деятельности человека, к которым можно отнести рисунки, письма, чертежи и т.п.
Под анатомическими особенностями физического облика человека понимаются особенности телосложения и строение лица. Существует много типологий, основанных на особенностях строения тела человека. Наиболее известной является типология предложенная Э. Кречмером. Он выделяет три типа строения тела: астенический, атлетический и пикнический.
Астеник (греч. - слабый) - отличается слабым ростом «в толщину» и высоким в длину - тонкий, худой, с бедной соками и кровью кожей, узкими плечами, длинной узкой и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный нос. Нижние конечности длинные и худые. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они не только худощавы, но и малорослы. Бросается в глаза их преждевременное старение.
Пикник (от греч. - толстый, плотный) - среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживается тенденция к ожирению.
Атлетик (от греч. - борьба, схватка) - имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.
В соответствии с выделенными типами телосложения Э. Кречмер выделил три типа темперамента: шизотимический, циклотимический и иксотимический.
Шизотимик - характеризуется замкнутостью, склонностью к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрямством, малоподдатливостью к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении.
Циклотимик - представляет собой противоположность шизотимика. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Легко переключается с одного дела на другое, сравнительно быстро вступает в контакт.
Иксотимик - спокойный, маловпечатлительный, характеризуется сдержанностью жестов и мимики. Отличается невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен. При психических расстройствах имеет предрасположенность к эпилепсии.
Исследования показывают, что индивидуальный ритм циклотимимков оказался ниже, чем у шизотимиков, их рабочая активность имеет менее регулярный характер, внимание более рассеяно.
И.П. Павлов выделял художественный и мыслительный типы. Данные психологические типы представлены полярными типами конституции человека - конечностным и туловищным.
Таблица 2
Морфологический признак | Конечностный (художественный) | Туловищный (мыслительный) |
Ноги Уголки рта Талия Выступает губа Лицо Брови Пальцы | Длиннее туловища Приподняты Низкая Верхняя Прямоугольное Прямые Прямоугольные | Короче туловища Опущены Высокая Нижняя Овальное Дугообразные Остроконечные |
Таблица 3
Мыслительный тип | Художественный тип |
Руководствуется рассудком Правдивость, логичность Сдержанность, монотонность, логичность Рациональность, добросовестность, непримиримость к недостаткам В науке открывает новое Ценит умственный творческий труд, глубину взглядов Стрессотормозной При словесном наказании повышается продуктивность деятельности | Чувства берут верх над рассудком Склонность приукрашивать Эмоциональность, решительность Иррациональный, добросовестность снижена, попустительствует недостаткам В науке шлифует старое Ценит материальную обеспеченность, свободу в действиях, широту взглядов Стрессовозбудимый При словесном наказании падает продуктивность деятельности |
Н.Н. Обозов предложил трехкомпонентную структуру поведения, которая включает: когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный, эмоциональный) и практический (преобразующий, сенсорный) компоненты. В человеческом поведении всегда присутствуют все три компонента, однако, один из них может оказаться доминирующим.
Таблица 4
Внешние проявления и субъективные переживания | Мыслительный тип («мыслитель») | Эмоционально-коммуникативный тип («собеседник») | Практический тип («практик») |
1. Источник информации | Ощущения черпает внутри себя | Ощущения черпает в общении | Ощущения черпает в практических действиях |
2. Тип решения проблем | Необходимые сведения добывает в письменных источниках | Сведения добывает из общения с людьми | Предпочитает организовывать других людей на решение задачи |
3. Особенности мышления | Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций | Отсутствие логики, но есть опора на мнения других людей | Строгая логика с ориентацией на мнение других людей |
4. Особенности принятия решений | Трудно переубедить, изменить уже выработанную мысль | Легко меняет свою идею в пользу благополучия группы | Любое принятое решение отстаивает до конца |
5. Эмоциональная потребность | Потребность в уединении в тяжелую минуту | Потребность в людях в тяжелую минуту | Потребность в действиях в тяжелую минуту |
6. Прогноз переживаний | Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций | Эмоциональная ровность и предсказуемость | Средняя степень ровности и предсказуемости |
7. Проявление переживаний | Скрытность чувств | Эмоциональная выразительность и открытость | Эмоциональная несдержанность |
8. Особенности речи | Слабая выразительность и замедленность, тихий голос | Легкая, мягкая манера общения | С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы и голос |
9. Ходьба | Неуклюжесть движений, вялость походки | Плавная | Энергичная, уверенная |
10. Поза | Угловатость, вычурность позы | Расслабленность позы | Уверенность в осанке |
11. Жестикуляция | Либо отсутствует, сдерживается, либо угловатая, необычная | Богатая, разнообразная | Решительные манеры |
12. Мимика | Слабость и бедность мимики, высокий самоконтроль | Часто соответствует внутренним переживаниям | Выразительная, артистичная |
Физиогномика (от греч. «природа» и «знающий») возникла в глубокой древности на основе представления о предопределенности психического и телесного в человеке. Предметом исследования физиогномики является лицо человека. Современные исследования обнаруживают значимые корреляционные связи между морфологическими признаками и некоторыми психологическими особенностями человека.
Таблица 5
Морфологические признаки Высокий череп Широкий череп Прямоугольный лоб Вертикальный лоб Выступающие скулы Впалые щеки Яблочки смеха Веснушки Выпуклое надбровье Дугообразные брови Широкое межбровье Широкие брови Выпуклые глаза Большие глаза Светлые глаза Длинные ресницы Большой нос Широкий нос Курносый нос Нос с горбинкой Опущенный кончик носа Острый кончик носа Широкая переносица Большой рот Широкие губы Выпячивание верхней губы Диастема (расщелина между верхними резцами) Опущенные уголки рта Скошенный подбородок Высокий подбородок Широкий подбородок Большие уши Оттопыренные уши Отвисшая мочка Короткая шея Выступающий кадык Глубокие складки от крыльев носа | Психологические особенности Эмоциональная зрелость, ответственность, шизотимия Циклотимия, мягкость, жизненная мудрость Рассудочность, стремление к умственной деятельности Фантазирование, педантичность, укачиваемость Общительность, эмоциональная незрелость, понижение целостности восприятия, циклотимия Эмоциональная зрелость, мужественность, динамическая устойчивость Конфликтность, азарт и риск, экстравертированность Пониженная социальная адаптированность, шизотимия Мужественность, сила, превалирование содержания над формой Эмоциональность, аффективность, хорошее восприятие структуры поверхности Циклотимия, снижение самоконтроля, демонстративность Негипнабельность, эпилептоидность, интроверсия Женственность, экзальтированность, терпимость Женственность, циклотимия, эмоциональность Гипнабельность, независимость, лень Эмоциональность, снижение самоконтроля, недисциплинированность Конфликтность, шизотимия, мужественность Неимпульсивность, немузыкальность, доверчивость, социабельность Оптимизм, доверчивость, ослабление самоконтроля, тяга к общению Самоконтроль, несоциабельность, плохая зрительная память, снижение интеллекта Нечестность, хитрость, импульсивность, музыкальность, нецелостное восприятие, шизоидность Нечестность, музыкальность, самоконтроль, истероидность Высокие притязания, зависимость, невозбудимость Хороший семьянин, стремление к материальной обеспеченности, лень, пренебрежение к умственной деятельности Недисциплинированность, флегматизм, демонстративность, лень Деловитость, искренность, доверчивость, снижение социальной адаптированности Конфликтность, стремление к интересной работе, интерес к образованию, тревожность, понижение социальной адаптированности Динамическая неустойчивость, эмоциональная незрелость Неправдивость, снижение трудолюбия, пренебрежение деловыми успехами Ответственность, дисциплинированность, искренность, трудолюбие Мужественность, неаффективность, ослабление фантазии, эффективность в делах Мужественность, зависимость, миролюбие Мужественность, динамическая устойчивость, шизотимия, эмоциональная зрелость Истероидность, конформность, снижение интереса к деловой эффективности Невозмутимость, расслабленность, паранойальность Мужественность, снижение фантазии Аккуратность, любовь к познанию, аутичность |
Глаза представляют собой особенно информативный орган. Люди с темными глазами обладают большей энергией, инициативой и более настойчивым характером, чем со светлыми глазами. Темно-голубые глаза свидетельствует о настойчивости, но сентиментальности, такие люди легко поддаются настроению, долго помнят обиды, капризны. Серые глаза свидетельствуют об упрямстве, смелости, их обладатели добиваются своего, несмотря на трудности, бывают вспыльчивы и злопамятны, хорошо переносят боль. Карие глаза принадлежат людям веселым, остроумным, вспыльчивым, но при этом отходчивым, общительным, легко сходящимся с людьми, влюбчивым, но не постоянным. Обладатели карих глаз заведомо испытывают страх перед болью. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, а также об эгоизме и самомнении.
Полностью открытые глаза указывают на высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Прикрытые, «занавешенные» глаза являются признаком инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает сконцентрированное пристальное наблюдение либо (в сочетании со взглядом с сбоку) - коварство, хитрость.
Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к собеседнику, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу (при склоненной голове) указывает на агрессивную готовность к действиям либо (при согнутой спине) - на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает превосходство, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющийся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины. При этом зрачки партнера больше всего характеризуют его подлинное отношение к вам: суженые - скажут о негативной реакции, неприятии; расширенные - о проявлении интереса, волнения, удовольствия. Признаком растерянности собеседника, появлении у него потребности в защите станет его частое моргание.
К характеристике внешнего облика человека относится его осанка. Выделяют следующие виды осанки:
- непринужденная осанка наблюдается у лиц с хорошей восприимчивостью к происходящему, свободных, чувствующих себя в безопасности;
- неподвижность или напряженность тела (ног, рук, головы) свидетельствует о самозащите, стесненности, закрытости, тревожности;
- сутулая спина характеризует человека смиренного, покорного, некоторое угодничество;
- часто принимаемые типичные позы (руки за спиной, на груди и др.) часто соединены с состоянием напряженности, недостатке самостоятельности, неуверенности.
Жесты представляют собой движения различных частей телаи занимают особое место в процессе общения, так как от них в значительной мере зависит взаимопонимание партнеров и выделение подтекста передаваемой информации.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция, однако, может быть выражением беспокойства и неуверенности.
Кроме того, при расшифровке жестов необходимо учитывать следующие правила:
- жесты многофункциональны, т.е. отдельный жест может иметь несколько значений;
- отдельный жест всегда рассматривается в системе других жестов, демонстрируемых собеседником;
- любой жест рассматривается в контексте возникшей ситуации;
- жесты партнеров по общению взаимообусловлены;
- существуют национальные особенности отдельных жестов и их культурно-историческая обусловленность.
Психологи выделяют пять групп жестов:
1. Жесты - регуляторы, выражающие отношение человека к кому-либо или чему-либо (кивок головой, целенаправленное движение рукой и т.д.)
2. Жесты - аффекторы, отражающие эмоции человека (поднятый большой палец руки, сжатый кулак и т.д.)
3. Жесты - иллюстраторы, усиливающие возможности понимания (движение рукой, представляющее круг, жест «отмашки», движение рукой, представляющее соединения воображаемых предметов и т.д.)
4. Жесты - эмблемы, заменяющие слова или фразы (сжатые руки на манеру рукопожатия людей означают «здравствуйте» и т.д.)
5. Жесты - адаптаторы, отражающие привычки людей (почесывание отдельных частей тела или лица, касание партнера, пошлепывание его, перебирание предметов или манипуляции с ними и т.д.).
Для профессиональных коммуникаторов важным является умение понимать притворные жесты, особенности которых заключаются в следующем:
- они преувеличивают слабые эмоции (за счет усиления движений рук и корпуса);
- подавляют сильные волнения (за счет умышленного ограничения движения рук и корпуса);
- представляют собой ложные движения, не соответствующие содержанию общения (как правило, такие движения начинаются с конечностей и заканчиваются на лице). Кроме того необходимо правильно диагностировать некоторые традиционные виды жестов.
Среди жестов, указывающих на возможность неискренности человека, обычно выделяют следующие:
- «защита рта рукой» (рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке);
- «прикосновение к носу» (легкие прикосновения к ямочке под носом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу);
- «потирание века»;
- «оттягивание воротничка рубашки»;
- «частое приглаживание волос».
Нередко лгущий человек обнаруживает нервозность, выражающуюся в периодической прочистке голоса, покашливании, частом курении сигареты, ерзании на стуле, постукивании по столу, потираний ладоней и т.д. В таблицах 5 и 6 представлены жесты, свидетельствующие об уверенности-беспокойстве и доверии-недоверии, которые могут демонстрироваться собеседником по общению.
Таблица 6
№ п/п | Признаки уверенности | Признаки беспокойства |
1. | Вторжение в интимную зону собеседника. | Стремление вести беседу на границе личной зоны. |
2. | Жесты ладонью вниз, перстоуказывающие жесты. | Жесты ладонью вверх с развернутыми пальцами. |
3. | При рукопожатии - ладонью вниз, рука прямая. Рукопожатие крепкое и энергичное. Рука сухая, теплая. | При рукопожатии - ладонь вверх, рука согнута. Рукопожатие вялое, слабое. Рука влажная, холодная. |
4. | Рукопожатие с использованием обеих рук (левая рука обхватывает запястье, локоть, плечо). | Отсутствие рукопожатия или краткое рукопожатие кончиков пальцев. |
5. | Разомкнутые пальцы рук. | Сцепленные пальцы рук. |
6. | Шпилеобразное расположение ладоней и пальцев рук. | Пальцы во рту. Грызение ногтей. |
7. | Закладывание рук за спину: рука в руке. | Закладывание рук за спину: захват запястья, локтя. |
8. | Акцентирование больших пальцев рук: закладывание их за ремень, лацканы, карманы. | Защита рта рукой, покашливание. |
9. | Закладывание рук за голову. | Прикосновение к носу, уху, оттягивание воротничка. |
10. | Скрещение рук на груди с демонстрацией больших пальцев; пальцев, сжатых в кулак. | Скрещение рук на груди, ладони под мышкой. |
11. | Руки на бедрах. | Поправление манжеты, браслетов часов, верчение пуговицы, ручки. |
12. | Закидывание ноги на ногу с обхватыванием ноги руками. | Скрещение ног, прижатие друг к другу лодыжек. |
13. | Сидение верхом на стуле. | Сидение на краешке стула. |
14. | 2/3 времени беседы взгляд сосредоточен на лице партнера. | Отведение глаз в сторону, «бегающие» глаза. |
15. | При курении дым направляется вверх, выдувается через ноздри, голова – вверх. | При курении дым направляется вниз, голова - вниз. |
16. | Сверхраскованная поза: ноги на столе, ручке кресла. | Наклон туловища вперед, опущенные голова и плечи. |
17. | Стремление копировать жесты собеседника. | Статичность позы или, наоборот, ерзание на месте. |
18. | Стремление уменьшить угол между плоскостями тел в беседе. | Стремление увеличить угол (отвернуться). |
Таблица 7
№ п/п | Признаки доверия | Признаки недоверия |
1. | Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок. | Сцепление пальцев рук. |
2. | Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. | Скрещение рук на груди или зажимание ладоней скрещенных рук под мышками. |
3. | Одна нога слегка отставлена назад, другая чуть впереди, носок ее указывает на собеседника. | Прикрытие области рта ладонью, пальцами. |
4. | Утвердительные кивки головой. | Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ. |
5. | Наклон головы набок. | Потирание или прикосновение к уху, потягивание мочки уха. |
6. | Прямой взгляд не ниже уровня подбородка. | Почесывание боковой поверхности шеи (ниже уха). |
7. | Заинтересованный взгляд искоса, поднятые брови, расширенные зрачки, легкая улыбка. | Подпирание ладонью подбородка. |
8. | Собеседник копирует позу партнера. | Закидывание ноги за ногу. |
9. | Сокращение угла между корпусами партнеров, разворот друг к другу. | Большой палец подпирает или потирает подбородок, указательный направлен к виску. |
10. | У сидящих рядом колени ног направлены друг к другу. | Прижатые друг к другу лодыжки ног. |
11. | Одобрительная улыбка. | Собирание несуществующих ворсинок с одежды. |
12. | Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий. | Отрицательные покачивания головой, наклон головы вниз. |
13. | Взгляд искоса с нахмуренными бровями и опущенными уголками губ. | |
14. | Прикрытые веки. Откинутая голова, долгий взгляд не моргая (взгляд свысока). | |
15. | Взгляд поверх очков. | |
16. | Кривая ухмылка, натянутая улыбка. | |
17. | Отворачивание от собеседника. |
Общение всегда пространственно организовано. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Выделяют следующие зоны дистанции приближения человека к человеку, определяемые четырьмя расстояниями :
- интимная (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение пульса, повышение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
- персональная (от 45 см до 120 см) - общение со знакомыми людьми, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами;
- социальная (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
- публичная (свыше 400 см) - при выступлении перед различными большими группами людей - на лекции, митинге и пр.
Нарушение оптимальной дистанции воспринимается партнером по общению негативно и служит дополнительным индикатором сложившихся статусно-ролевых отношений.
Для успешного осуществления невербальной коммуникации имеет значение ее связь со звуковым оформлением речи, которое создает образ человека, способствует распознаванию его состояния, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
- Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как модуляция высоты голоса (плавная, резкая), громкость голосового тона (высокий, низкий), темп речи (быстрый, средний, замедленный), сила ударения, тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
- Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Поэтому нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления, не только наряду со словами, но и помимо них, а иногда и вопреки им.
При анализе продуктов человеческой деятельности следует обратить внимание на его почерк. Научная дисциплина - графология исследует взаимосвязи между человеческой натурой и теми следами, которые оставляет на бумаге рука пишущего. Компонентами анализа графологии являются поля, сам текст, строки, стиль, форма графических знаков, величина, наклон, нажим.
Рекомендуемая литература:
1. Аграшенков А.В. Психология в таможенном деле. - СПб., 1995. - 623 с.
2. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: невербальная диагностика личности (нетрадиционные методы): Монография. - Домодедово: РИПК МВД России, 1996. - 121 с.
3. Базаров Т.Ю., Тыщенко П.П. Технологические аспекты общения в специальной работе: Учебное пособие. - Домодедово: РИПК работников МВД России, 1990. - 72 с.
4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1996. - 380 с.
5. Горин С. А вы пробовали гипноз? - М, 1994. - 191 с.
6. Горин С. Гипноз: техники россыпью. - Канск, 1995. - 252 с.
7. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания - М, 1993. - 114 с.
8. Зуев - Инсаров Д. Почерк и личность. М.: Изд-во «СТ», 1993. - 111 с.
9. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. - 153 с.
10.Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала. - Ижевск, 1996. - 448 с.
11.Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Р., 1986. - 135 с.
12.Мар Тимоти Т. Чтение лица или китайское искусство физиогномики. - СПб., 1992. - 192 с.
13.Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. - Баку: Сада, 1992. - 37 с.
14.Основы визуальной психодиагностики. Часть 1. - М, 1992. -116 с.
15.Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании. - М, 1996.- 260 с.
16.Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. - М., 1993. - 203 с.
17.Пиз Аллан. Язык телодвижений. - М., 1992. - 262 с.
18.Ратинов А., Адамов Д. Лжесвидетельство. - М., 1976. - 134 с.
19.Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. - М.: Интерэксперт, 1996. - 280 с.
20.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С.164-222.
21.Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегуова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. - М.: ВНИИ МВД России, 1995. - 52 с.
22. Шмидт Р. Искусство общения. - М.: Интерэкспорт, 1992. - 79 с.
23. Штагль А. Язык тела. - Баку: Сада, 1992. - 64 с.
24. Фаст Д. Знак чувства бессловесный - М, 1996.- 383 с.
25. Фаст Д. Язык тела - М., 1995. - 429 с.
26.Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М., 1996. - 280 с.
27.Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. - М.,1996. - 384 с.