Важнейшие элементы управленческого процесса

Сущность управления можно определить как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

Объектом социального управления может быть общество в целом и отдельные его подсистемы (экономическая, социальная, духовная, политическая и т.п.). Объектом управления могут считаться территориальные образования (республиканского, областного, районного, городского и др. масштаба), организации и предприятия различных форм собственности, различные социальные группы, слои, первичные коллективы. К объекту управления целесообразно отнести общественные отношения и процессы. То есть объект управления – это то, чем управляют.

Субъектом социального управления являются лица, занятые в специализированных государственных или общественных организациях и службах, наделенные функциями по осуществлению управления, т.е. это органы, которые управляют.

Цель управления – желаемое, возможное, необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение цели управления – главный и начальный этап управления.

Ресурсы – совокупность средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Ресурсы могут быть социальные, информационные, природные, материальные, научные, организационные и др. Ядро ресурсов составляют социальные ресурсы, раскрыв которые, можно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов.

Условия управления - обстановка, в которой существует и совершается управленческая деятельность. Условия управления определяются объективные и субъективные факторами.

Факторы объективного характера - трансформация общества в экономическом, политическом и социальном измерениях в период перехода к рыночным отношениям. Эти процессы вызывают социальную напряженность, разного рода противоречия и конфликты, что в свою очередь не может не влиять на появление новых методов, принципов и механизмов осуществления социального менеджмента на разных его уровнях.

К другой подгруппе объективных факторов относятся социальная политика государства, изменение политической системы общества и законодательства.

В частности, происходит децентрализация государственного управления, развитие горизонтальных связей, переход от линейных и линейно-функциональных структур управления к дивизиональным и партисипативным идр.

К субъективным факторам,которые определяют условия управления следует отнести:

а) организационные условия деятельности и организационные отношения, складывающиеся процессе управления социальными системами и подсистемами;

б) социально-демографические характеристики управляющей и управляемой подсистемы: возраст, стаж работы, квалификацию, уровень образования, семейное положение;

в) ценностные ориентации людей.

Все элементы управленческого процесса взаимосвязаны между собой и образуют систему, целостное образование, в котором изменение одной составляющей влечет изменение и всех остальных.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается суть управления? Прокомментируйте высказывание К. Маркса, процитированного в начале введения.

2. Что изучает кибернетика?

3. Что является объектом и предметом изучения теории управления?

4. Основные функции теории управления

5. Перечислите элементы управленческого процесса. Почему они взаимосвязаны и являются системой?

6. Кто может являться объектом и субъектом управления. Приведите примеры из практики.

7. Почему постановка цели является главным и начальным этапом управления?

8. Что такое методология науки?

9. Какие общенаучные методы использует теория управления для изучения своего объекта и предмета?

10. Что включает в себя специально-научная методология?

11. В чем суть системного подхода к изучению организаций?

12. Охарактеризуйте ситуационный и процессный подход к управлению. Приведите конкретные примеры.

Задание

1.Для чего, на Ваш взгляд, необходимо управление?

2.Дайте характеристику вашего предприятия или муниципального образования исходя из системного подхода. Определите ресурсы, процессы, участников и взаимодействие системы с окружающей средой. Составьте схему.

Рекомендуемая литература

3. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с.

4. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления : Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М. : Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).

5. Гончарова Н.Е. Теория управления : Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с.

6. Граждан В.Д. Теория управления : Учеб.пособие / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2006. - 416с.

7. Костин Валентин Алексеевич. Теория управления : Учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. - М. : Гардарики, 2004. - 224с.

8. Теория управления : Учеб. пособие / Г. А. Леонов. - СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2006. - 233с.

9. Теория управления : Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

10. Мухин Владимир Иванович. Основы теории управления: Учебник / Мухин Владимир Иванович. - М. : Экзамен, 2003. - 256с.

11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.


Наши рекомендации