Место психологии развития в системе психологических наук
Тема 1.1. Предмет и задачи психологии развития
Вопросы лекции
1. Место психологии развития в системе психологических наук.
2. Основные понятия и категории психологии развития.
3. Задачи психологии развития.
Место психологии развития в системе психологических наук
Возрастные особенности психического развития людей в отечественной психологической науке рассматриваются либо в рамках возрастной психологии, либо в рамках психологии развития. При этом в одном случае под этими названиями подразумевают одну и ту же область знания, в которой изучаются особенности психического и поведенческого развития людей (Р. С. Немов, 1995; И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, 2004). В других случаях эти науки разграничивают. Например, есть мнение, что психология развития является более общим и теоретическим курсом по сравнению с возрастной психологией, определяя методологическую базу для последней (приводится по: Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001).
В данном учебном пособии мы, вслед за Р. С. Немовым, будем исходить из того, что понятия «возрастная психология» и «психология развития» синонимичны и указывают на одну научную сферу. В пользу этой позиции и тот факт, что любая наука не может существовать без методологической базы, а потому обще-теоретические вопросы психологии развития должны рассматриваться в рамках возрастной психологии.
Как и любая отрасль психологии, возрастная психология в своем становлении прошла ряд этапов. Первоначально определенные результаты познания возрастных аспектов жизни человека нашли свое выражение в работах философов в различные исторические эпохи (Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Демокрит и др.). Например, Пифагор выделил четыре периода в жизни человека: «весна» (становление человека) — от рождения до 20 лет; «лето» (молодость) — 20—40 лет; «осень» (расцвет сил) — 40—60 лет; «зима» (угасание) — 60—80 лет.
Особую роль в выделении возрастной психологии сыграли требования педагогической практики. Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» впервые выдвинул идею о необходимости построения системы обучения в соответствии с душевными особенностями детей. И. Ф. Гербарт также указывал на обязательность учета психологических законов в педагогике. Той же позиции придерживался и К. Д. Ушинский, когда в 1867 году писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Такое акцентирование внимания великих педагогов на важности учета психологических знаний о детях при их обучении и воспитании связано с тем, что в середине XIX века начало активно осуществляться массовое обучение в классах. Это определило необходимость исследования механизмов и этапов психического развития детей, чтобы дать объективные рекомендации, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста (Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001).
Известные психологи того времени также обращали внимание на важность учета знания психологии детей при организации педагогического процесса. В. Джемс отмечал, что психологи должны обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников с целью ее более глубинного понимания. Г. Мюнстенберг указывал, что от психологии не следует требовать конкретных указаний, как учить детей, а необходимо способствовать пониманию причин утомления детей, отклонения от норм в поведении.
В конце XIX — начале XX века в психологии наблюдается всплеск исследований психического развития детей. В 1883 году американский психолог Г. С. Холл (1844—1924) организовал первую в США экспериментальную лабораторию, в которой изучались особенности психического развития детей. Он же в 1891 году выступил в качестве редактора журнала «Педагогический семинар и журнал генетической психологии». По результатам своих исследований Г. С. Холл создал теорию рекапитуляции. Ученый пришел к выводу, что в основе психического развития лежит биогенетический закон Э. Геккеля, согласно которому зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл считал, что точно также как за 9 месяцев зародыш повторяет все стадии развития жизни от одноклеточного существа до человека, также и ребенок в период детства повторяет всю историю развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.
Г. С. Холл также известен как основатель педологии — комплексной науки о ребенке, в которой предлагалось исследовать различные аспекты психического развития стараниями представителей различных наук: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. Педология как наука просуществовала почти до середины ХХ века.
Значительный вклад в становление возрастной психологии как науки внес швейцарский психолог Э. Клаперад (1873—1940). Созданный им в Женеве Педагогический институт им. Ж. Ж. Руссо стал одним из мировых центров экспериментальных исследований проблем психического развития. По результатам своих исследований Клаперад пришел к выводу, что в основе психического развития лежит процесс естественного развертывания врожденных задатков. В качестве основных механизмов психического развития выделялись игра и подражание, которые определяют его направление и содержание.
Немецкий психолог В. Штерн (1871—1938) в своих исследованиях сфокусировался на духовном развитии ребенка. Его считают создателем теорииконвергенции, основной тезис которой сводился к тому, что психическое развитие не является простым проявлением врожденных свойств и результатом простого восприятия внешних воздействий, а представляет собой конвергенцию (от лат. converge — «приближаюсь», «схожусь») двух этих факторов. В. Штерн акцентировал внимание на важности изучения целостной личности ребенка, а не одной какой-то сферы. Он считал, что «личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательными и бессознательным слоями)», а ее психическое развитие представляет собой «саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков — направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок» (Психология развития, М. 2001). В качестве механизма психического развития им выделялось соединение (интроцепция) своих внутренних целей с целями, задаваемыми внешней средой.
Другой немецкий психолог — К. Бюлер (1879—1963) — известен как автор теории трехступенчатого развития. Он выделил три ступени психического развития: инстинкт, формирование навыков, интеллект. Каждая новая ступень позволяет человеку функционировать на более высоком уровне и более успешно решать стоящие задачи. В основе активности человека лежит его стремление получать удовольствие. При этом если на инстинктивной ступени развития человек испытывает наслаждение после действия, то на стадии интеллектуального поведения появляется «предвосхищающее удовольствие». Особое место в исследованиях К. Бюлера занимали вопросы связи мышления и творчества. В частности, он пришел к выводу, что рисование оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей.
В рамках нормативного подхода (представители А. Л. Гезелл, Л. Термен) также, как и в теории рекапитуляции, определяющее значение в развитии отводится наследственным факторам, однако основное внимание здесь уделяется контролю того, как индивидуальные показатели соотносятся с существующими нормами (стандартами) психического развития.
Среди многочисленных исследователей проблем возрастной психологии за рубежом также следует отметить вклад Ж. Пиаже, А. Валона, З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Эриксона и др. В истории становления и развития возрастной психологии в России заметное место занимают труды П. Ф. Лесгафта, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др. Развитие белорусской возрастной психологии связано с именами Я. Л. Коломинского, А. А. Амелькова, Е. А. Панько, Ю. Н. Карандашева и др. С идеями некоторых этих ученых мы познакомимся при рассмотрении других вопросов данного учебного курса.
Основные понятия и категории психологии развития
В настоящее время возрастная психология исследует круг явлений, связанных с различными аспектами психического развития человека в течение жизни.
Возрастная психология — область психологических знаний, в которой изучаются закономерности, факторы и механизмы психического развития на различных возрастных стадиях.
Есть мнение, что особое внимание в возрастной психологии должно уделяться периоду с рождения до 17 лет, так как именно в это время человек наиболее интенсивно развивается (И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, 2004). Этим можно объяснить, что длительное время возрастная психология в нашей стране фокусировалась на изучении возрастных особенностей детей до их вступления во взрослую жизнь. Но это, по крайней мере, спорная позиция, потому что развитие человека идет по многим направлениям. Например, изменения в социальном и духовном плане у взрослых и пожилых людей идут не менее интенсивно, чем у детей. Поэтому структурно в рамках возрастной психологии выделяют такие разделы, как: детская психология; психология юности (или психология отрочества); психология зрелости; геронтопсихология (психология людей преклонного возраста).
В рамках детской психологии рассматриваются вопросы психического развития детей с рождения до подросткового возраста. Данный период жизни человека является важнейшим с точки зрения формирования многих физиологических и психических структур. Этот период характеризуется тем, что у индивидов доминируют так называемые детские черты. Психология юности (или отрочества) посвящена вопросам, связанным с переходным периодом жизни, когда индивид «уже не ребенок, но еще и не взрослый». Отсюда тоже очевидна значимость этой стадии для последующей жизни. Психология зрелости рассматривает возрастные особенности человека на стадии достижения им вершины («акме») в своем развитии. Но следует учесть, что физическая зрелость не обязательно сопровождается психической, социальной и духовной зрелостью. И потому неправомерно отождествлять данный раздел с акмеологией, как иногда предлагается некоторыми авторами. Геронтопсихология изучает закономерности психического развития в заключительный период жизни человека, начало которого чаще всего связывают с отходом человека от непосредственного участия в трудовой деятельности.
К основным понятиям возрастной психологии можно отнести следующие: «возраст», «психическое развитие», «социальная ситуация развития», «сензитивный период развития», «акселерация», «ведущая деятельность», «кризис», «новообразование».
Категория «возраст» активно используется как в науке, так и в обыденной жизни. В возрастной психологии она определяется следующим образом.
Возраст —определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности, а также относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Условно выделяют хронологический и психологический возраст. Хронологический возраст отражает физическое время жизни человека, о чем можно судить по соответствующим паспортным данным. Сложнее с психологическим возрастом, который указывает на уровень психического развития. Он может быть определен с точки зрения показателей нормального уровня психического развития для конкретного возраста. Очевидно, что не всегда психологический и хронологический возраст конкретного человека совпадает.
Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Л. С. Выготский отмечал, что «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, который характеризуется в первую очередь постоянным возникновением и образованием нового, того, что ранее не было на предыдущих ступенях». Психическое развитие идет по следующим основным направлениям:
1) Развитие познавательной сферы.
2) Формирование системы личностных отношений к действительности и самому себе, развитие эмоциональной и волевой сфер.
3) Овладение системой практических и умственных действий, умений и навыков.
4) Развитие индивидуально-психологических особенностей (психических свойств).
Важнейшее значение для понимания особенностей психического развития в любом возрастном периоде имеет понятие «социальная ситуация развития», введенное Л. С. Выготоским.
Социальная ситуация развития— специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта и социальной среды, определяющая направление и характер психического развития.
Социальная ситуация развития во многом связана с теми социальными условиями, в которых происходит развитие. Однако следует учитывать, что она определяется и характеристиками самого человека, которые определяют особенности различных систем отношений: отношение к себе, отношение к другим, отношение других к ребенку, отношение ребенка к окружающей действительности. Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу, которые часто обозначаются как новообразования.
Новообразование возраста (психические новообразования) — психологические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе под воздействием ведущей деятельности.
Важной категорией возрастной психологии является также «сензитивный период». Сензитивный период развития — возрастной период, в рамках которого существуют наиболее благоприятные условия для развития определенной психической функции.
Психическое развитие не протекает плавно и планомерно. В определенные периоды жизни человек особенно чувствителен к соответствующим педагогическим воздействиям, или, иначе, сензитивен к ним. Этим, например, объясняется легкое овладение речью ребенком 2—3-х лет. Нередко родителями и педагогами упускается время в развитии определенных функций у детей, и некоторые ресурсы развития так и не реализуются. Следует помнить, что если возможности сензитивного периода не будут до конца использованы, то в дальнейшем психическая функция сможет сформироваться, но этот процесс потребует больших затрат времени и усилий.
Психическое развитие может проходить как эволюционным (спокойным, планомерным), так и революционным путем (резким, скачкообразным). Резкие изменения в психическом развитии, своеобразные переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого, получили название возрастных кризисов.
Возрастной кризис — период интенсивных, резких изменений в психике человека. По мнению ряда ученых (Л. С. Выготский, Э. Эриксон и другие), психическое развитие представляет собой смену стабильных и кризисных периодов. В то же время отмечается, что характер переживания человеком кризиса во многом зависит от индивидуальных особенностей, в частности, от свойств нервной системы.
Категория «деятельности» и некоторые другие категории будут рассмотрены в рамках следующих тем.
Существуют и другие категории возрастной психологии. Некоторые из них будут рассмотрены в рамках следующих тем.