Структурно-динамический подход в психологии личности
Существует большое разнообразие теорий личности, в которыхпринцип структурности занимает важное место. Для социальной психологии огромное значение имеют взгляды социальных психологов — А'.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина — на структуру личности.
А.Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.
В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности.
К.К. Платонов выделил в личности четыре подструктуры (табл. 2). Основанием для этого разделения послужило отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
Согласно концепции К.К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Таблица 2
Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б.Д, Парыгина, Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности и выделил две качественно различные модели структуры личности: статическую и динамическую. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору.
В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты психики индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности. Под динамической структурой личности подразумевается та одномоментная фотография или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.
В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются свойства:
· свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей;
· социально-специфические, т.е. присущие тем или
· иным группам людей или общностям; в индивидуально-неповторимые, т, е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности.
В динамической структуре личности Б.Д. Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний — интроспективный и внешний — поведенческий, Модификациями динамической структуры выступают:
· структура вербального поведения;
· структура невербального поведения;
· структура внутреннего состояния;
· структура невербального психического состояния.
Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречи; противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур.
Социально-специфический опыт человека зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, позиции личности, ее самосознания.
Социализация личности
Социализация личности - процесс формирования личности в определенных социальных условиях и социальных группах, в ходе которого ребенок избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данной социальной группе и обществе.
Процесс социализации включает: освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, видов деятельности, формобщения.
Источники социализации:
· семья;
· система образования;
· средства массовой информации;
· общественные организации.
Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание - это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает). Разные способы ухода и воспитания детей У разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.
Основным механизмом социализации Г. Тард провозгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.
Г.М. Андреева определяет социализацию следующим образом: «социализация —■ это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны..., процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. ...человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».
А.В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».10 Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е изд. — М., 2002. С. 9.
В словаре до психологии социализация определяется как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности».
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения («мир и я») характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
■ сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
■ изменение себя («стать как все»);
■ конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Основные задачи человека на стадиях первичной социализации:
■ освоить новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки;
■ подготовиться к экономически самостоятельной жизни;
■ самоопределиться в профессиональной сфере;
■ найти друзей и любимого человека.
Результаты этой стадии социализации определяют весь ход дальнейшей жизни и развития человека. И хотя личностные качества, сформированные в это время, поддаются в дальнейшем некоторым изменениям и коррекции, однако кардинальных изменений заложенного добиться бывает очень сложно.
Вторичная социализация — последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека; дальнейшие изменения и корректировка личностных качеств, норм, ценностей, моделей поведения и отношений, сформированных в ходе первичной социализации.
Можно выделить ряд качественных различий первичной и вторичной социализации:
■ социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация формирует и корректирует базовые ценностные ориентации, отношения и установки;
■ взрослые могут оценивать нормы и, в зависимости от своей оценки, принимать или не принимать их, дети же способны только усваивать нормы;
■ социализация взрослых часто предполагает понимание относительности и условности принятых норм, правил и ценностей;
■ социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными новыми навыками, необходимыми для жизнедеятельности (причем зачастую конкретного характера, например профессиональными); у детей же социализация формирует главным образом основу поведения.
На каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия. У ребенка формируется своя ведущая деятельность, которая обуславливает главные изменения в развитии личности и способностей человека, появление новообразований - новых качеств на данном возрастном этапе (на другом возрастном этапе будет уже иная ведущая деятельность и иная социальная ситуация развития), появляются свои специфические проблемы, которые могут быть решены человеком с позитивным или негативным исходом (причем результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов воздействия окружающих людей, поведения и воспитания родителей, норм общества и этнической группы и т. п.).
Например, в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Т. е. эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обуславливающей положительный или негативный исход. Позитивный результат у младенца формируется доверие к миру, людям, оптимизм; негативный результат — формируется недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность (табл. 3).
В основе механизмов социализации личности лежат четыре основных психологических механизма (имитация, идентификация, чувства стыда и вины).
Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но могут быть и другие люди, с которыми у ребенка складываются теплые эмоциональные отношения, хотя дети также склонны копировать поведение взрослых, которые наказывают их.
Таблица 3