Структурно-динамический подход в психологии личности

Существует большое разнообразие теорий личности, в которыхпринцип структурности занимает важное мес­то. Для социальной психологии огромное значение име­ют взгляды социальных психологов — А'.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина — на структуру личности.

А.Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические со­стояния и психические свойства. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состоя­ния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоян­ный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.

В процессе деятельности свойства определенным об­разом связываются друг с другом в соответствии с тре­бованиями к деятельности. Образуются их сложные струк­туры, к которым относятся темперамент (структура при­родных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуаль­ных, волевых и эмоциональных свойств).

Синтез структур образует своеобразный облик или ха­рактер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности.

К.К. Платонов выделил в личности четыре подструк­туры (табл. 2). Основанием для этого разделения послу­жило отношение биологического и социального, врож­денного и приобретенного, процессуального и содержа­тельного;

Согласно концепции К.К. Платонова, низшим уров­нем личности является биологически обусловленная под­структура, в которую входят возрастные, половые свой­ства психики, врожденные свойства типа нервной систе­мы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процес­сов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зави­сящих как от врожденных факторов, так и от трениров­ки, развития, совершенствования этих качеств. Далее уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные чело­веком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструк­тура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, же­лания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убежде­ния человека, его мировоззрение, особенности характе­ра, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влия­нием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Таблица 2

Структурно-динамический подход в психологии личности - student2.ru

Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б.Д, Парыгина, Он поставил своей задачей проанализи­ровать социально-психологическую структуру личности и выделил две качественно различные модели структуры личности: статическую и динамическую. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору.

В динамической структуре личности фиксируются ос­новные компоненты психики индивида в непосред­ственном контексте человеческой деятельности. Под ди­намической структурой личности подразумевается та од­номоментная фотография или модель психического со­стояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике ин­дивида.

В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их рас­пространенности в структуре личности выделяются свой­ства:

· свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей;

· социально-специфические, т.е. присущие тем или

· иным группам людей или общностям; в индивидуально-неповторимые, т, е. характеризу­ющие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности.

В динамической структуре личности Б.Д. Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний — интрос­пективный и внешний — поведенческий, Модификация­ми динамической структуры выступают:

· структура вербального поведения;

· структура невербального поведения;

· структура внутреннего состояния;

· структура невербального психического состояния.

Динамическая и статическая структуры личности мо­гут находиться в противоречи; противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих струк­тур.

Социально-специфический опыт человека зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценно­стных ориентации, символов, социальных значений, по­зиции личности, ее самосознания.

Социализация личности

Социализация личности - процесс формирования лич­ности в определенных социальных условиях и социальных группах, в ходе которого ребенок избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данной социальной группе и обществе.

Процесс социализации включает: освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, соци­альных норм, социальных ролей, видов деятельности, формобщения.

Источники социализации:

· семья;

· система образования;

· средства массовой информации;

· общественные организации.

Социализация не тождественна воспитанию. Воспита­ние - это целенаправленная система психолого-педагоги­ческих воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает). Разные способы ухода и воспитания детей У разных народов способны оказывать решающее влия­ние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.

Основным механизмом социализации Г. Тард про­возгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспита­ния, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.

Г.М. Андреева определяет социализацию следующим образом: «социализация —■ это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индиви­дом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны..., процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. ...человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовыва­ет его в собственные ценности, установки, ориентации».

А.В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это «развитие и самоизме­нение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целе­направленно создаваемыми условиями жизни на всех воз­растных этапах».10 Сущность социализации состоит в со­четании приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного общества.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е изд. — М., 2002. С. 9.

В словаре до психологии социализация определяется как «процесс и результат усвоения и активного вос­производства индивидом социального опыта, осуществ­ляемый в общении и деятельности».

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваива­ет социальный опыт некритически, адаптируется, при­спосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом воз­расте стадия индивидуализации, самоопределения («мир и я») характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда выраба­тываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека прини­маются группой, обществом. Если не принимаются, воз­можны следующие исходы:

■ сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимодействий (взаимоотношений) с людь­ми и обществом;

■ изменение себя («стать как все»);

■ конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь пе­риод зрелости человека, весь период его трудовой дея­тельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздей­ствия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматрива­ет пожилой возраст как возраст, вносящий существен­ный вклад в воспроизводство социального опыта, в про­цесс передачи его новым поколениям.

Основные задачи человека на стадиях первичной со­циализации:

■ освоить новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки;

■ подготовиться к экономически самостоятельной жизни;

■ самоопределиться в профессиональной сфере;

■ найти друзей и любимого человека.

Результаты этой стадии социализации определяют весь ход дальнейшей жизни и развития человека. И хотя лич­ностные качества, сформированные в это время, подда­ются в дальнейшем некоторым изменениям и коррекции, однако кардинальных изменений заложенного добиться бывает очень сложно.

Вторичная социализация — последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрос­лого человека; дальнейшие изменения и корректировка личностных качеств, норм, ценностей, моделей поведе­ния и отношений, сформированных в ходе первичной со­циализации.

Можно выделить ряд качественных различий пер­вичной и вторичной социализации:

■ социализация взрослых выражается главным об­разом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация формирует и кор­ректирует базовые ценностные ориентации, отноше­ния и установки;

■ взрослые могут оценивать нормы и, в зависимости от своей оценки, принимать или не принимать их, дети же способны только усваивать нормы;

■ социализация взрослых часто предполагает по­нимание относительности и условности принятых норм, правил и ценностей;

■ социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными новыми навыками, необходимыми для жизнедеятельности (причем зачастую конкретного характера, например профессиональными); у детей же социализация фор­мирует главным образом основу поведения.

На каждом возрастном этапе между ребенком и обще­ством, родителями, педагогами складывается своя спе­цифическая социальная ситуация взаимодействия. У ре­бенка формируется своя ведущая деятельность, которая обуславливает главные изменения в развитии личности и способностей человека, появление новообразований - но­вых качеств на данном возрастном этапе (на другом воз­растном этапе будет уже иная ведущая деятельность и иная социальная ситуация развития), появляются свои специфические проблемы, которые могут быть решены человеком с позитивным или негативным исходом (при­чем результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов воздействия окружающих людей, поведения и воспитания родителей, норм общества и этнической груп­пы и т. п.).

Например, в младенчестве без тесного эмоционально­го контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психическо­го развития, развиваются различные заболевания, у ре­бенка появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Т. е. эмоциональное общение младенца со взрос­лыми является ведущей деятельностью на этом возраст­ном этапе, влияющей на развитие его человеческой пси­хики и обуславливающей положительный или негатив­ный исход. Позитивный результат у младенца формиру­ется доверие к миру, людям, оптимизм; негативный ре­зультат — формируется недоверие к миру, людям, песси­мизм, даже агрессивность (табл. 3).

В основе механизмов социализации личности лежат четыре основных психологических механизма (имитация, идентификация, чувства стыда и вины).

Имитацией называется осознанное стремление ребен­ка копировать определенную модель поведения. Образ­цами для подражания в первую очередь становятся роди­тели, но могут быть и другие люди, с которыми у ребенка складываются теплые эмоциональные отношения, хотя дети также склонны копировать поведение взрослых, которые наказывают их.

Таблица 3

Наши рекомендации