Методы коррекционно-развивающей работы психолога
Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога.Психодинамическое направление. Классический психоанализ З. Фрейда. Цели коррекции. Позиция психолога. Основные стадии психоанализа. Информирование и обучение пациента. Опыт трансфера. Работа с защитами и сопротивлением. Сновидения. Укрепление навыков самоанализа. Поддерживающая психотерапия. Особенности индивидуальной коррекции. Трансактный анализ. Теоретические основы метода. Структурный анализ. Анализ трансакций, игр и сценария. Техника трансакционного анализа. Структурный анализ игр. Анализ сценариев и ролей. Рациональная психотерапия. Методы логической аргументации: разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие. Три уровня субъективной картины болезни: сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный. Гештальт-терапия. Основные положения. Техника гештальт-терапии. Осознание и сосредоточенность на настоящем. Функции защиты. Интеграция противоположностей. Принятие ответственности. Зрелость. Психодрама. Компоненты психодрамы. Техника психодрамы. Ролевое развитие и обучение. Ролевые категории: соматические, психологические, социальные, интегративные роли. Фазы психодрамы: разогрев, действие, обсуждение. Формы драмотерапии. Психодрама, как расширение сознания. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Основные положения. Поле опыта, самость, “Я”-реальное, “Я”-идеальное. Тенденции к самоактуализации. “Триада” Роджерса. Техники работы. Поведенческий подход. Модели терапии в рамках поведенческого подхода: подавление /вытеснение/ ответной реакции, актуализация /освобождение/ подавленной реакции, фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями, приобретение реакции. Использование техник систематической десенсибилизации, имплосивной терапии. "Жетонные" программы Б. Скиннера. Обучающие техники поведенческого тренинга. Когнитивная коррекционная программа Д. Мейхенбаума, направленная на развитие саморегуляции, "Скилл-терапия". Метод Морита. Холдинг. Иммерсионные методы. Телесная терапия. Арттерапия. Нейролингвистическое программирование. Установление раппорта и сбор информации. Эффект зеркала. Диагностика внутреннего процесса. Ключи доступа. Подстройка к будущему. Перевод. Несовпадение ведущей и репрезентативной систем. Внутренние стратегии. Конгруэнтность. Установление результата. Причины возникновения проблем. Мета-модель: универсальное моделирование, техника использования мета-модели. Методы и техники нейролингвистического программирования. Метод "якоря", изменения личностной истории, визуально-кинестетическая диссоциация, рефреминг, контекстуальное переформирование, коммуникация с симптомом, наложение, терапевтическая метафора, техника оценки отношений подстройка к будущему.
Анализ психодиагностической информации и составление программы коррекционно-развивающей работы психолога. Методы и средства психолого-педагогического воздействия.Групповая дискуссия: структурированная – неструктурированная; тематическая, биографическая, интеракционная. Игровые методы. Развитие игры как формы терапии. Психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Ситуационно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, имитационные игры. Игровая терапия в психоаналитическом направлении М. Клайн. Игровая терапия центрированная на клиенте. Освобождающая терапия (терапия отреагированием) Д. Леви. Структурированная терапия Г. Хембидж. Игровая терапия по Адлеру, М. Юру, Г. Хембидж. Поведенческая терапия С. Руссо. Недирективная терапия В. Экслайн. Игровая терапия детско-родительских отношений. Арттерапия и ее направления. Музыкотерапия. Библиотерапия. Танцевальная терапия. Проективный рисунок. Сочинение историй. Сказкотерапия. Куклотерапия. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Вербальные и невербальные. Методы телесной терапии. Метод М. Фельденкрайса. Метод Ф. Александера. Метод А. Янова. Медитативные техники. Аутотренинг.
Групповые и индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы психолога.Индивидуальная психокоррекция. Показания к индивидуальной психокоррекционной работе. Выбор методов для индивидуальной работы. Специфические особенности индивидуальной работы. Стадии индивидуальной психологической коррекции. Групповая психокоррекция. Соотношение понятий “групповая психотерапия”, “групповая коррекция” и “групповой тренинг”. Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Психологические особенности тренинговой группы. Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Фазы развития группы. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп. Виды коррекционных групп. Т-группы. Социально-психологический тренинг. Коммуникативные тренинги. Группы личностного роста. Группы встреч. Балинтовские группы. Группы тренинга умений. Гештальт-группы.
Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.Принципы организации психокоррекционного процесса. Принцип опоры на целостное развитие личности. Принцип активности всех сторон, участвующих в коррекции. Принцип оптимального сочетания “нормативного” развития с “личностными достижениями”. Принцип ориентации на зону “ближайшего развития”. Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Принцип изменения системы значимых отношений. Программа психокоррекции. Принципы составления коррекционной программы. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач. Принцип приоритета коррекции каузального типа. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплектности методов психологического воздействия. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Принцип программированного обучения. Принцип возрастания сложности. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Виды коррекционных программ. Общая модель коррекции. Типовая модель коррекции. Индивидуальная модель коррекции. Стандартизированная и свободная модель программы. Организация занятий. Задачи и структура программы коррекции. Психопрофилактические задачи при соматической патологии, вторичная и третичная профилактика в отношении основного заболевания. Динамичный характер соотношения методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики. Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала – как основная задача психокоррекции. Психокоррекционный комплекс. Диагностический блок. Основные принципы организации работы. Установочный блок психокоррекции. Особенности организации адаптации участников группы. Принципы коррекционной группы. Специфические особенности реконструктивного блока. Методы и приемы работы. Детские и родительские группы. Оценка эффективности коррекционных воздействий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции. Требования к специалисту. Предварительная работа с участниками группы. Поведение тренера при ведении группы.
Основная литература
1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии: метод. пособие / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2011.
3. Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет на материале стихотворений о природе / авт.-сост. А.А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2012.
4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- М.: Эксмо, 2010.
5. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: В. Секачев, 2011.
6. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия. - М.: КноРус, 2011.
8. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. - М.: В. Секачев: ИОИ, 2010.
9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ/ авт.-сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж: Лакоценин С.С., 2010.
10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и коррекции. – М. Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Бекоева Д.Д. Практическая психология. - М.: Академия, 2009.
2. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.- Воронеж, 2000.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Петрушихина Е.Б. Психокоррекционные методы в работе школьного психолога: метод. пособие / Е.Б. Петрушихина, С.К. Хаидов - Мурманск : МГПУ, 2004.
6. Психологическая коррекция: Программа курса и методические рекомендации по его изучению. – Мурманск: МГПИ, 2002.