Концепция и метод измерения ценностей ш. шварца

Шварц развил новый теоретический и методологиче­ский подход к изучению ценностей. В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую он разра­ботал, лежат:

• концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей,

• концепция Шварца о мотивационной цели ценно­стных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей.

Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, ко­торые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдель­ные ценности в типы ценностей в соответствии с общ­ностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнару­живаемые во всех культурах, — это те, которые представ­ляют универсальные потребности человеческого сущест­вования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, вы­явленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских тру­дах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. Приведем краткое определение мотивационных ти­пов соответственно их центральной цели:

— власть(Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

— достижение(Achievement) — личный успех в соот­ветствии с социальными стандартами;

— гедонизм(Hedonism) — наслаждение или чувствен­ное удовольствие;

— стимуляция(Stimulation) — волнение и новизна;

— самостоятельность(Self-Direction) — самостоятель­ность мысли и действия;

— универсализм(Universalism) — понимание, терпи­мость и защита благополучия всех людей и природы;

— доброта(Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

— традиция(Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

— конформность(Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить дру­гим и не соответствуют социальным ожиданиям;

— безопасность(Security) — безопасность и стабиль­ность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1. Власть (Power). Функционирование социальных ин­ститутов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, обще­ственное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициоз­ный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как цен­ности власти (авторитет, богатство) подчеркивают дости­жение или сохранение доминантной позиции в рамках це­лой социальной системы.

2. Достижение(Achievement). Определяющая цель это­го типа ценностей — личный успех через проявление ком­петентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих куль­турных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данно­го типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция(Stimulation). Этот тип ценностей являет­ся производным от организменной потребности в разнооб­разии и глубоких переживаниях для поддержания опти­мального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные со­циальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глу­боким переживаниям.

5. Самостоятельность(Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и ис­следовательской активности. Самостоятельность как цен­ность производна от организменной потребности в само­контроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм(Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защи­та благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей вы­живания групп и индивидов, которые становятся явно не­обходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта(Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежа­щая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полез­ность, лояльность, снисходительность, честность, ответст­венность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции(Tradition). Любые социальные группы выра­батывают свои символы и ритуалы. Их роль и функциони­рование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выраже­нием единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, веро­ваний и норм поведения. Мотивационная цель данной цен­ности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочес­тие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

9. Конформность(Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвраще­ние действий, а также склонностей и побуждений к дей­ствиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склон­ности, имеющие негативные социальные последствия
(послушание, самодисциплина, вежливость, уважение ро­дителей и старших).

10. Безопасность(Security). Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группово­го и индивидуального уровня). Связано это с тем, что цен­ности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, наци­ональная безопасность, взаимное расположение, взаимопо­мощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными типами, в которой описывается кон­цептуальная организация системы ценностей. Он утверж­дал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в кон­фликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типа­ми ценностей. Например, ценности достижения могут вступать в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направ­ленным на повышение благополучия других. Общая схе­ма конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы ценностей, показана на рис. 1. Конкурирующие ценност­ные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг.

концепция и метод измерения ценностей ш. шварца - student2.ru Открытость изменениям

Самовозвышение


Консерватизм

Ь

Рис. 1. Теоретическая модель отношений между десятью мотивационными типами ценностей (по Ш. Шварцу)

Результаты последующих исследований (Schwartz, 1992, 1994) подтвердили эту структуру, обнаружив, что де­сять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения, показанные на рис. 1:

— открытость изменениям(Openness to change), включа­ющую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консерватизму(Conservation),
включающему ценности безопасности, конформно­сти и традиций;

— самовозвышение(Self-Enhancement), включающее ценности власти и достижений, в противополож­ность самотрансцендентности(Self-Transcendence), включающей универсализм и доброту.

Гедонизм включает элементы как открытости к изме­нениям, так и самовозвышения.

Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности су­ществуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Первый уровень более стабилен и отражает представле­ния человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

Второй уровень более зависим от внешней среды, на­пример, от группового давления и соотносится с кон­кретными поступками человека (Schwartz, 1997).

Этот аспект теории ценностей учитывался при разра­ботке методики и нашел отражение в процедуре проведе­ния опросника.

Наши рекомендации