Особенности художественной литературы как вида искусства.
Содержание и задачи литературоведения.
ЛВ- самостоятельная дисциплина которая выделилась из филологии. Изучает худ. Литературу,её историю,теорию и практику.Основные дисциплины: история Л, теория Л,общая поэтика, частная и историческая лит. Критика. Вспомогательные:историография,текстология,библиография.«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов: 1. Общие свойства литературы. 2. Литературное произведение и 3. Закономерности литературного развития.Первым выдающимся трудом по теории литературы была «Поэтика», написанная в IV веке до н. э. знаменитым древнегреческим философом Аристотелем.Аристотель указывал, что поэзия воспроизводит действительную жизнь, показывает вероятное и необходимое в ней, что ее главный предмет — человек, а цель — так называемый катарсис.Во второй половине XVII столетия делается попытка продолжить и развить применительно к новым условиям положения Аристотелевой «Поэтики». Теоретик французского классицизма Буало в книге «Поэтическое искусство», опираясь в основном на «Науку поэзии», написанную продолжателем Аристотеля разработал нормативную поэтику, которая должна была служить руководством для писателей и поэтов.В России XVIII века теоретические вопросы разрабатывали М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.
2.Ступени развития.1)4 до н.э.-античность(Платон,Аристотель,Гораций)2)15-16(эпоха возрождения)-теоретич.мысль заново открывает для себя поэтику Аристотеля,которая приобретает нормативный х-ер.Учения о родах и жанрах становится каноническим(лекции Бокаччо « о божествен. Комедии»,Тассо «Рассуждения о поэтическом ис-ве») 3)конец 17-эпоха классицизма. Во Франции.Ряд оригинальных поэтик,которые усиливают нормативную тенденцию.(буало- трактат в стихах «Поэтическое ис-во»)считал что ис-во на подражательной природе,чётко различил жанры,уделял внимание языку худ. Произведения,протистовал против употребления иностранных слов. 4)17-18-антинормативная тенденция,критикующая классицистическую историю искусства(Лессинг в работе «Гамбургская драматургия» резко выступил против классицистических установок и подготовил своей теоретической позицией эстетическую теорию немецких романтиков. 5)19- приходит исторический переворот.Складывается теоритическая система Гегеля.Приходит к мысли что худ.лит. является определённой формой развития материальной и духовной жизни людей.Спецефической в своём содержании и в формах выражения этой содержательности. Образец для него-античная литератураПришёл к новой теорет. Мысли что о худ ценности лит. Произведения,которое в своей идейно-эстетической сущности есть целостность высокой идеи воплощённой в идеальной образности.
Особенности художественной литературы как вида искусства.
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста:философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. Основная особенность: литература – единственный вид искусства. который сочетает в себе 3 функции (эстетико-эмоциональную, познавательную и воспитательную). оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по выражению Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение приговора явлениям жизни». Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает. Все произведение оказывается проникнуто авторским, заинтересованно-пристрастным чувством, в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний, оценок. Но дело не только в прямом «приговоре» тем или иным конкретным явлениям жизни, отраженным в произведении. Дело в том, что каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оценочной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.На основе познавательной и оценочной функций произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию – воспитательную.Воспитывающее значение произведений искусства и литературы было осознано еще в античности, и оно действительно очень велико. Важно только не суживать это значение, не понимать его упрощенно, как выполнение какой-то конкретной дидактической задачи. Чаще всего в воспитательной функции искусства акцент делается на том, что оно учит подражать положительным героям или побуждает человека к тем или иным конкретным действиям. Все это так, но воспитывающее значение литературы к этому отнюдь не сводится. Эту функцию литература и искусство осуществляют прежде всего тем, что формируют личность человека, влияя на его систему ценностей, исподволь учат его мыслить и чувствовать. Общение с произведением искусства в этом смысле очень похоже на общение с хорошим, умным человеком: вроде бы ничему конкретному он вас не научил, никаких советов или жизненных правил не преподал, а вы тем не менее чувствуете себя добрее, умнее, духовно богаче.Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, словом, воспринимается личностно. Особая роль именно этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций – познавательной, оценочной, воспитательной. В самом деле, если произведение не тронуло душу человека, попросту говоря, не понравилось, не вызвало заинтересованной эмоционально-личностной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром. Если еще возможно холодно и равнодушно воспринять содержание научной истины или даже моральной доктрины, то содержание художественного произведения необходимо пережить, чтобы понять. А это становится возможным прежде всего благодаря эстетическому воздействию на читателя, зрителя, слушателя.