Общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации
Основы менеджмента
1. Понятие субъекта и объекта управления: отношения в системе и условия эффективного взаимодействия. Настя Кубрак
2. Значение и содержание системного и ситуационного подходов к управлению. Практика их применения.Настя Кубрак
3. Взаимосвязь процессов жизнедеятельности организации. Роль менеджмента во взаимодействии организации и окружения.Настя Кубрак
5. Планирование как функция управления. Виды планов.Таня Долгова
6. Принципы проектирования ОСУ. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления организации.Таня Долгова
7. Функции и элементы организационной культуры. Классификация организационных культур.Таня Долгова
8. Мотивационный процесс. Содержание отдельных этапов.Таня Долгова
Маркетинг
( Лена Мазалова, Таня Родина, Оля Бердникова)
1. Содержание комплекса маркетинга (marketing-mix). Особенности комплекса маркетинга для материальной продукции и услуг.
2. Этапы процесса маркетинговой деятельности на предприятии. Основные различия между предприятием, ориентированным на сбыт, и предприятием, ориентированным на маркетинг.
3. Виды маркетинговых исследований (кабинетные, полевые, панельные и т.д.).
4. Сущность и значение сегментации рынка. Этапы рыночной сегментации.
5. Товар в системе маркетинга. Сущность и содержание товарной политики предприятия.
6. Сущность и цели ценовой политики в системе маркетинга. Факторы, определяющие содержание ценовой политики предприятия.
7. Сущность и цели сбытовой политики в системе маркетинга. Понятие, функции и структура каналов сбыта.
8. «Жизненный цикл» товара и его основные стадии. Управление «жизненным циклом» товара с помощью инструментов маркетинга.
Организационное поведение
1. Теории поведения человека. Социологический подход, его сущность. Психологические теории поведения: психоаналитическое направление, теория интерперсонального поведения В.Шутца. Таня Бакшаева
2. Понятие личности. Индивидуально-типические свойства и важнейшие параметры личности. Их характеристика.Таня Бакшаева
3. Личностный и трудовой потенциал человека, их основные компоненты, их характеристика. Реализация в практической деятельности.Таня Бакшаева
4. Социальные позиции и роли личности в организации. Профессионально - функциональные роли, их сущность, характеристика. Факторы, определяющие их выполнение.Таня Бакшаева
5. Экстремальные ситуации в работе персонала. Стрессоры, их характеристика. Основные фазы развития стресса, их характеристики. Лолита Панина
6. Понятие стрессоустойчивости, определяющие ее факторы. Индивидуальные различия стрессоустойчивости. Рекомендации по борьбе со стрессами.Лолита Панина
7. Организация и содержание труда как фактор мотивации. Подходы к проектированию труда, их характеристика, использование в практике.Лолита Панина
8. Автократичные и демократичные лидеры. Поведенческие подходы.Лолита Панина
Стратегический менеджмент
1. Отличительные особенности оперативного и стратегического управления.Оля Баркова
2. Назначение и содержание анализа внешней среды предприятия.Оля Баркова
3. Назначение и содержание анализа внутренней среды и конкурентоспособности предприятия.Оля Баркова
4. Основные стратегические ориентиры деятельности предприятия: видение, миссия, цели.Оля Баркова
5. Типы стратегий бизнеса: классификация, характеристика.Юля Веретенникова
6. Стратегии достижения конкурентных преимуществ.Юля Веретенникова
7. Особенности стратегий малых фирм.Юля Веретенникова
8. Условия и процесс реализации стратегии.( Лена Мазалова, Таня Родина, Оля Бердникова)
9. Стратегический контроль и сбалансированная система показателей реализации стратегии. Полина Перминова
Управление персоналом
1. Цели, задачи и функции управления персоналом.
К основным целям управления персоналом относятся:
1) способствование достижению целей предприятия путем обеспечения организации
необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, практического
опыта, мастерства, работоспособности и творческого потенциала;
2) формирование внутрикорпоративной культуры, приобщение работников к ценностям организации и фирменному стилю; разрешение конфликтных ситуаций.
Цели могут быть:
· Организационные (связаны с обеспечением эффективности организации: прибыльность, стабильность, конкурентоспособность)
· Личные (удовлетворенность трудом, мотивация членов коллектива, достижение хорошего климата, авторитет руководителя)
Основные задачи.
1. Определение потребности в персонале.
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.
2. Обеспечение персоналом.
Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка.
3. Развитие персонала.
Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения.
4. Использование персонала.
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала.
5. Мотивация результатов труда и поведения персонала.
Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени.
6. Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом.
Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики.
Общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Функции (разделение по отдельным подсистемам всей системы управления персоналом):
Юридическая сторона:
• решение правовых вопросов трудовых отношений;
• решение правовых вопросов процесса
производства;
• согласование распорядительных документов.
Планирование, прогнозирование и маркетинг персонала:
• разработка стратегии управления персоналом;
• анализ кадрового потенциала;
• анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале;
• текущая периодическая аттестация персонала.
Оформление и учет кадров:
• оформление и учет приема, увольнений, перемещений;
• профориентация;
• обеспечение занятости.
Анализ и развитие средств стимулирования труда:
• управление трудовой мотивацией;
• разработка систем оплаты труда;
• создание «корпоративного духа».
Условия труда:
• соблюдение требований психофизиологии труда;
• соблюдение требований технической эстетики;
• охрана труда и техника безопасности.
Разработка оргструктур управления:
• анализ сложившейся оргструктуры управления;
• проектирование и построение новой оргструктуры управления;
• разработка штатного расписания.
Развитие персонала:
• переподготовка и повышение квалификации;
• работа с кадровым резервом;
• служебное и профессиональное продвижение;
• профессиональная и социальнопсихологическая
адаптация новых работников.
Трудовые отношения:
• анализ и регулирование групповых и личностных
взаимоотношений;
• управление производственными конфликтами и
стрессами;
• социальнопсихологическая диагностика.
Развитие социальной инфраструктуры:
• организация общественного питания;
• управление жилищнобытовым обслуживанием;
• развитие культуры и физического воспитания;
• обеспечение охраны здоровья и отдыха.
2. Подбор кадров: этапы процесса. Источники подбора кадров.
Этапы подбора кадров:
1) План потребности в персонале
2) Постоянный мониторинг рынка рабочей силы
3) Заявка линейного менеджера в кадровую службу (с конкретным перечнем проф.компетенций новых сотрудников)
4) Уточнение требований к кандидату и составление личностной спецификации
5) Поиск кандидатов внутри компании
6) Поиск кандидатов вне компании (собственными силами или через кадровые агенства).
В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить следующие:
· учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки;
· коммерческие учебные центры; посреднические фирмы по подбору персонала;
· центры обеспечения занятости (биржи труда);
· различные профессиональные ассоциации и объединения;
· родственные организации;
· свободный рынок труда; собственные внутренние источники.
К внутренним источникам покрытия потребности в персонале относятся: высвобождение, переподготовка и перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров, или в связи с изменениями номенклатуры и объемов производства, механизацией и автоматизацией технологических процессов, снятием продукции с производства.
3. Основные этапы процесса отбора кадров.
Отбор персонала является естественным завершением процесса подбора работников в соответствии с потребностями организации в человеческих ресурсах.
Отбор кадров может включать следующие этапы:
a) Анализ автобиографических и анкетных данных
b) Анализ рекомендаций послужного списка
c) Проведение собеседования
d) Освидетельствование на проф.пригодность (проводит линейный менеджер)
e) Медицинский контроль
f) Принятие окончательного решения о выборе лучшего кандидата
g) Трудоустройство нового сотрудника.
Отборочное собеседование остается широко практикуемым методом отбора, вероятно, еще и потому, что наниматели получают возможность познакомиться лично с претендентами. Однако, чтобы противодействовать возможной предубежденности интервьюеров, последние разработки методик проведения отборочного собеседования учитывают:
· более тщательную подготовку интервьюеров, направленную на то, чтобы исключить у них проявление предубеждений и научить их оценивать претендентов в соответствии с тем перечнем требований, который был составлен в результате проведенного анализа предлагаемой работы;
· использование собеседования с более четкой структурой, в которой прослеживается прямая связь со спецификой предлагаемой работы и поведением претендента в гипотетических ситуациях, "моделирующих" технические задачи, решаемые в условиях реальной работы;
· использование жизнеописаний, содержащих информацию о прошлой деятельности претендента, его интересах и достижениях, что позволяет предсказать его поведение при выполнении будущей работы;
· более широкое использование тестов с типичными примерами рабочих ситуаций, предлагаемых претендентам, и с оценкой их выполнения.
4. Основные виды и элементы адаптации персоналаАлина Русских
5. Развитие персонала: задачи и направления.Алина Русских
6. Обучение персонала: виды, методы, значение в управлении персоналомАлина Русских
7. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельностиАня Климова
Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Мотив – это внутреннее побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворения определенных потребностей.
Потребности могут быть естественными и социальными; врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.
Побудительным мотивом к удовлетворению потребности могут стать различные причины – стимулы - побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства) и внешними (действия других людей, предоставляющиеся возможности).
По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.
Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные.
Организационные включают в себя привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем социального характера.
Моральные стимулы включают следующие элементы:
1. Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты; ощущали бы ценность результатов, их важность.
2. Обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать.
3. Признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему.
4. Высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд.
5. Атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.
8. Системы оплаты труда, условия их примененияАня Климова
|
Инновационный менеджмент
1. Сущность, содержание и виды инноваций в экономике. Дина Булгакова
2. Понятие инновационной активности организаций в условиях рыночной экономики.Юля Шибанова
3. Разработка инноваций: этапы, их содержание. Юля Шибанова
4. Программно – целевое управление инновациями: сущность, основные понятия, преимущества и недостатки.Юля Шибанова
5. Классификация инноваций: признаки классификации, характеристика отдельных видов.Дина Булгакова
6. Типы инновационных организацийДина Булгакова
7. Венчурные формы инновационных организацийЮля Шибанова