Возможные отрядные дела оргпериода
Оргпериод
Адаптация бывает:
- Биологической – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например: температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д.
- Психологическая или социальная – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например: правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)
Задачи:
- Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
- Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
- Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
- Определение места (статуса) в коллективе;
- Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
- Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
- Формирование групповых норм, ценностей и традиций
Уровень отряд-ребенок:
· преодоление стресса от смены обстановки
· организация группировок, распределение в них ролей
· принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
· вхождение в состояние успеха
· сплочение отряда, осознание коллективом себя
· срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
· преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)
Уровень вожатый:
· формулирование задач и методов их решений
· формулирование этических норм существования в отряде и лагере
· подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха
· позиционирование вожатого
· оценка приехавших детей
· анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
· формулирование законов существования в отряде и этических норм
· ввод отряда в состояние успеха
· подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
· отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
· преодоление срыва отряда
Советы вожатому:
· до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
· лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
· индивидуальные беседы проводите только наедине;
· больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
· больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
· трудную работу — лучшим;
· название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
· дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
· Основной вид деятельности вожатого:
· Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря
Возможные отрядные дела оргпериода
· Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).
· Игры на выявления лидера ('Лидер' и др.).
· Игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.).
· Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).
· Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).
· Анкетирование.
· Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.).
· и другое...
Показатели успешной работы.
· Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
· Все знают имена друг друга.
· Знают территорию.
· Обеспечена узнаваемость отряда.
· Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
· Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
· Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах
Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто- что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.
Основной период смены
Задачи:
· Моделирование ситуации успеха;
· Предоставление свободы выбора;
· Создание положительного эмоционального настроя;
· Создание условий для активности ребенка;
· Поддержание положительного эмоционального настроя;
· Организация взаимодействия;
· Поддержание групповых норм.
Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.
Задачи первого этапа основного периода:
· создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
· развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
· создать условия для работы органов соуправления;
· корректировать нормы общения, поведения, отношений.
На втором этапе основного периода задачи следующие:
· организовать коллективно-творческую деятельность;
· создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;
· показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
· корректируются межличностные и коллективные отношения.
Для ребенка важно
· Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
· Бодро пересечь 'экватор смены'.
· Участие в межотрядных и дружинных делах.
· Реализация собственных идей.
· Самореализоваться как личность.
· Чему-то научиться.
· Отдых и оздоровление
· Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
· Проявление своей самостоятельности.
· Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;
· Возможность проявить себя лидером
Уровень вожатый:
· решение личностных проблем ребенка
· решение задач его личностного роста
· подтверждение этических установок, заданных в отряде
· поддержание вожатых в состоянии успеха
· формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе
Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на
· отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),
· межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и
· лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).