Психологический портрет тревожного ребенка
В детском возрасте чувство страха нередко достигает крайней степени. Дети такого склада, обладающие тревожно-боязливым темпераментом, боятся, например, засыпать в темноте или, когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты и коридоры. Боятся собак. Трепещут перед грозой. Наконец, боятся других детей, поэтому те их часто преследуют и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений, что как бы провоцирует других более сильных и смелых детей поиздеваться над своими боязливыми товарищами, ударить его. Это «козлы отпущения», как их обычно называют, или «мишени», предположил их назвать Леонгард К., ибо они постоянно «вызывают огонь на себя». Любопытно, что сверстники сразу распознают их слабое место. Иногда дети при очередной шалости сваливают вину на боязливого ребенка, который действительно становится «козлом отпущения» [29].
Многие исследователи детского развития отмечают, что каждый ребенок переживает периоды «повышенной чувствительности» к окружающему миру, когда он становиться менее защищенным и появляются страхи, тревоги [52].
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях – они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, заторможенной. Как правило, возникает двигательное возбуждение [48].
Обычно тревога представляет собой возбуждающее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией [7].Тревожность, неуверенность в себе проявляется в трудностях включения в деятельность. Ребенок долго не приступает к задаче, боясь, что он недопонял условие и не сможет правильно решить ее. Он старается заглянуть к соседу, пытается угадать, доволен ли им взрослый. Трудности в работе у тревожных детей с заниженной самооценкой тем выше, чем более значима выполняемая ими деятельность. Выход к доске также сопряжен для них с дополнительными трудностями. Их ответы с места обычно лучше, чем у доски.
Для детей с заниженной самооценкой очень важны и значимы оценки, даваемые взрослыми. Похвала может частично снять отрицательное влияние тревожности и неуверенности в себе на деятельность, порицание только усугубляет его. Как правило, порицание приводит не к исправлению допущенных ошибок, а к «уходу» от деятельности. Ребенок занимает пассивную позицию, огорчение мешает ему продуктивно работать, усваивать информацию, материал.
Ребенку с повышенной тревожностью очень важно дать возможность поверить в свои силы. Здесь нужен максимум спокойствия, доброжелательности и внимания. Ребенка нельзя торопить, надо дать ему собраться с мыслями. Когда он научается делать что-то, желательно специально обратить внимание на достижения ребенка, чтобы он увидел и почувствовал это [34].
Основой тревожности является чувство беспокойства. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает «сосет под ложечкой», ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и весь человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным.
При состоянии беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для проявления. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Для них типична многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях.
При состоянии хронического беспокойства и страха ребенок находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия [10].