Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа
Л.С. Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций - элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ (таблица 20).
Таблица 20
Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского
Основной предмет исследования | Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания («вершинная психология») |
Методы исследования | Генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент) |
Основные понятия | Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития |
Основные идеи | Опосредованный характер ВПФ. Интериоризация знаков как закон развития ВПФ. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания Принципиально новый, культурно - исторический подход в понимании психического развития (новое понимание источника, движущих сил, условий, направления развития) Разработка нового экспериментально-генетического метода исследования в психологии Анализ механизма влияния обучения на развитие. |
Факторы развития | Обучение |
Ценное | Заложил основы культурно - исторической парадигмы в исследовании психического развития человека. Ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения. Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека. |
Направления критики | Недостаточная эмпирическая обоснованность теоретических положений. Интеллектуалистический характер общего представления о психическом развитии. Указания на переоценку культурного фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка |
Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено - стимул-средство, или знак.
Знаки (или стимулы-средства) - это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак - это любой условный символ, имеющий определенное значение. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, - это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.
В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:
- процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,
- процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).
Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.
Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Л.С. Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии - биологическая и культурная - находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс (таблица 21).
Таблица 21
Парадигмы психического развития человека