Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. Глава 1. Лингвосоциопсихология (семиосоциопсихология) - раздел социальной психологии общения

Самая общая задача лингвистики — выявление закономерностей становления, развития и функционирования системы естественного языка. Предмет - внутренняя структурная организация естественного языка, все возможные связи и сочетания присущих языку элементов; большое внимание уделяет вопросам происхождения и развития языка, многообразным связям языка с его носителями, с обществом.

Психолингвистика анализирует язык в его отношении к речевой деятельности носителей этого языка, изучает психологические механизмы порождения и понимания высказываний, интересуясь прежде всего «структурой языковой способности человека». По мнению А. А. Леонтьева, в теоретической системе этой дисциплины «не находится места ни для учета социальных функций общения, его природы и места в общей системе деятельности общества (и индивида как члена этого общества): в этом смысле она слишком индивидуальна; ни для учета личностных особенностей — и в этом смысле она слишком универсальна».

Текст может быть рассмотрен как определенный способ организации значений и структурирования смысловой информации, как воплощение мотивированной и целенаправленной интеллектуально-мыслительной активности индивида, т. е. текст как сообщение или единица коммуникации =>

Предмет лингвосоциопсихологии (шире — семиосоциопсихологии) – знаковые формы общения, поскольку последние пронизывают всю общественную деятельность, являясь непременным ее условием. Текст в предмете социопсихолингвистики рассматривается как единица общения.

Лингвосоциопсихология (семиосоциопсихология) изучает место текстовой деятельности среди прочих видов общественной деятельности; роль и место текстов (сообщений) при обмене всеми видами деятельности в процессе актуализации общественных отношений; пути и механизмы внедрения продуктов интеллектуальной зна-ково-мыслительной деятельности в общественную практику, в культуру и общественное сознание.

Непосредственным предметом изучения в рамках названной дисциплины становится мотивированный обмен текстами.

В центре внимания лингвосоциопсихологии оказывается коммуникативное отношение «текст — интерпретатор:», где текст выступает как источник смысловой информации о «затекстовой» действительности, а в качестве субъекта — активный интерпретатор, чьи действия над текстом и при порождении текста мотивированы, ситуативны и целесообразны.

Таким образом, изучению подлежат, с одной стороны, тот уровень индивидуального сознания, на котором мотивационно-ценностные и абстрактно-логические мыслительные структуры обретают свое языковое (знаковое) оформление, т. е. «языковое сознание», с другой — тексты, в которых в процессе общения находит свое воплощение коммуникативно-познавательная активность индивида, т. е. «языковое сознание» в действии.

Лингвосоциопсихологические исследования будут способствовать пониманию смысловых механизмов социального взаимодействия людей, поскольку общественная деятельность протекает в атмосфере общения, сопровождаемого бесконечным порождением и потреблением разнообразных текстов. Возникая из потребностей этой деятельности, тексты как бы обретают новое качество и в свою очередь влияют на механизмы регуляции социальной деятельности и поведения.

В качеств зондирующего и диагностического средства в ходе конкретного изучения текстовой деятельности, наряду с наблюдением во всех его видах и формах, заслуживает внимания целый ряд эмпирических методов, разработанных в прикладной социологии, социальной этнографии, социальной антропологии. Из сказанного вытекает необходимость совершенствования уже имеющихся и разработки новых (или трансформированных), адекватных целям эксперимента, процедур опроса мнений и тестирования состояний сознания, а также постоянного уточнения критериев не только отбора экспериментальных материалов, но и оценки полученных результатов.

Возможная сфера практического приложения лингвосоциопсихологических (семиосоциопсихологиче-ских) исследований столь же широка, сколь широко проникновение общения посредством знаков в практическую человеческую деятельность. Это и социально-психологический анализ процесса общения как такового для выработки критериев взаимопонимания в различных ситуациях, и вопросы социальной организации общества на разных уровнях руководства и управления. Это изучение путей формирования общественного мнения, не существующего вне коммуникации, и вопросы формирования норм и ценностей — этих важнейших ориентиров деятельности общественного человека. Это процесс обучения во всех его звеньях, от дошкольного, школьного и вузовского обучения до обучения, связанного с повышением квалификации, политическим, экономическим, правовым и прочим образованием, и вопросы информационного обслуживания специалистов в эпоху так называемого информационного взрыва. Это вопросы писательского, лекторского, журналистского мастерства и, наконец, и это главное (потому, что — общее)—просто вопросы человеческого взаимопонимания в самом прямом и конкретном смысле этого слова, понимания одним человеком того, что говорит другой на том же самом языке.

Названная дисциплина может сыграть весьма заметную роль в развитии социальной психологии, так как областью ее приложения должна стать вся сфера социально значимой коммуникативно-познавательной деятельности человека, связанная с языком, поскольку ее интересуют не явные, но весьма заметные по своим последствиям процессы, связывающие хранящиеся в сознании элементы познанного с поступающими туда же.

Основа лингвосоциопсихологического исследования – понимание общения как деятельности, как составляющей механизма социального взаимодействия.

Стоит отметить, что успех взаимодействия на основе общения в значительной мере обуславливается тем, сколь адекватны друг другу структуры действий порождения и интерпретации текстов, т.к. воспринимая текст, интерпретирующее его сознание всякий раз осуществляет встречное порождение текста.

Экспериментальные исследования, уже проведенные автором, показали, что при общении людей механизм смыслового контакта включается далеко не всегда, хотя только он и способен обеспечить взаимопонимание, адекватное тем или иным целям. Гораздо чаще мы имеем дело с "псевдообщением", в ходе которого нет совпадения "фокусов" порождаемого и интерпретируемого текста. Обмен ритуальными действиями, акты заражения, подражания, внушения, а также спонтанные элементы межличностного взаимодействия составляют ситуации псевдо- и квази-(ритуальное действо, подмен. общение)общения, для которых механизм взаимопонимания не является обязательным. Вместе с тем их роль в повседневной жизнедеятельности людей, в их образе жизни не стоит преуменьшать.

Наши рекомендации